Жизнь начиналась с доблести

Бессмертное имя – герою награда. Под таким девизом прошел недавно Детско-молодежный форум, посвященный Международному дню юного героя-антифашиста к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Исполняя Гимн России, юные патриоты клялись стране в верности, обещали быть достойными подвигов Героев ВОВ. А среди них было немало и детей, пионеров-героев, навеки обессмертивших себя в боях, сражаясь на оккупированных фашистами территориях.

В Молдавии, где ныне захвачена власть правительницей буржуазного клана, служкой профашистского Запада, подвиги советских людей в годы Великой Отечественной войны – в том числе пионеров и школьников – пытаются искоренить, предать забвению. Но тщетно. Имена этих героев вписаны навечно в нашу общую героическую историю. Памяти их посвятил свою книгу «Не забывайте нас, люди!» Филипп Миронов.

Книга вышла еще в 1976 году прошлого века. В ней по крупицам восстановлены героические судьбы ребят, пожертвовавших собой во имя Родины, – судьбы, хранившиеся в архивах времен, в памяти людей, переживших тяжелые дни испытаний.

Вот о них и хочется напомнить строками стихов поэтессы-воина Юлии Друниной «В ваших юношеских артериях бродит дерзкая кровь отцов».

Пионеру Василю Возняну исполнилось 11 лет, когда в его родное село Суклею нагрянули фашисты, и начались грабежи, убийства и беззакония. Совсем не верилось, что наши отступили, что он теперь не будет носить красный галстук и слышать, как бывало, знакомый голос пионерского горна.

Первое, что сделали враги – открыли в бывшей погранзаставе лагерь для советских военнопленных. В двухэтажное здание на берегу Днестра, огороженное рядами колючей проволоки, были согнаны сотни голодных и измученных людей. И еще один открыли в помещении бывшей украинской школы.

У Василя было много хороших товарищей, с которыми его связывала крепкая дружба. Вместе они играли, пасли скот. А с Федей Падура и Мишей Майко дружили особо. Часто по воскресеньям собирались у ребят дома и обсуждали уйму вопросов. А осенью 1943 года им удалось установить контакт с военнопленными одного из лагерей. К лагерю пробирались зарослями, садами и незаметно через колючую проволоку бросали свертки с едой. А иногда удавалось раздобыть – и кое-какую одежду.

Как-то пришла весть, что группе военнопленных ночью удалось совершить побег из лагеря – значит, кто-то им помог…

В эти трудные годы время текло медленно. В 1944 году немцев погнали назад – на Запад. Но былое их чванство, жестокость и ненависть оставались теми же.

А вот ребят это не испугало. Они задумали нарушить связь фашистов, взорвав немецкий кабель. Удалось это сделать с огромными усилиями. Но нашелся в селе предатель, который следил за ними и сдал ребят в руки палачей. Их арестовали и подвергли жестоким пыткам. И незадолго до прихода Советской Армии их расстреляли, как и многих других патриотов, брошенных в тюрьмы.

Еще в одном красивом молдавском селе – Синешты, обрамленным садами, в те годы фашистской оккупации жили два паренька, два верных друга: Ион Гырбя и Антон Булат – честные, смелые ребята. Еще задолго до войны, будучи совсем малыми, они оба гнули спины на полях кулацких богачей, зарабатывая на кусок хлеба.

Но однажды они задумали бежать и искать свое счастье на стороне. И это им удалось. Много дорог исходили, многое повидали эти два совсем маленьких паренька. Но счастье им так и не улыбнулось.

Только с приходом Советской власти ребята пошли учиться, обрели твердую почву под ногами. У них вдруг даже открылся талант к рисованию. Высокого белокурого и шустрого Иону и его друга Антона, который был чуть ниже ростом, но пошире в плечах, в школе полюбили и звали так: «Наши художники!»

А с каким огоньком оформляли они стенгазету!

Когда мальчики еще подросли, Мария Бродская – в те времена секретарь комсомольской организации – предложила им сменить пионерский галстук, вступив в комсомол.

Но всё полетело кувырком, когда началась война. В их селе, в Синештах, как и всюду, оккупанты издевались над людьми, истязали мужчин и женщин, убивали многих невинных.

И тогда ребята задумали мстить по-своему: рисовать колючие карикатуры на фашистов и развешивать их на видных местах. И это им удалось. Как вспоминают об этих художниках спасшиеся после оккупации люди, кажется, что эти дети ничего героического не совершили – не убили ни одного врага, не взорвали ни одной машины, не сделали даже ни одного выстрела. Но их листовки, распространенные по селу, походили на удар молнии. Эти воззвания были гранатами, брошенными в устои фашистского режима.

А сколько листовок-карикатур распространяли ребята по южным районам Бессарабии, бесстрашно клеили их даже среди белого дня на стенах вагонов на вокзалах, с радостью наблюдая, как народ их читал – и, наверное, с верой в лучшее.

Жандармы же – фашистские прихвостни – сбивались с ног, ища их авторов. Но и тут нашлись предатели, выследившие ребят. И нагрянули к ним в комнату, где они жили. Кроме листовок и «маленькой типографии», здесь нашли и небольшой поезд с красной звездой на паровозе, вылепленный из глины. Ребята признались, что являются авторами всех этих листовок-карикатур и верят в Победу Красной Армии.

Их погнали, связав руки, сначала в г. Бельцы, потом в Кишинев – и там судили военно-полевым судом как взрослых, приговорив к расстрелу. А до этого Ион и Антон были брошены, как и другие патриоты, в страшный подвал на улице Киевской, 97, где много лет спустя были найдены еле различимые, нацарапанные на стене фамилии и имена и надпись «Не забывайте нас, люди!..»

В доме по улице Красная Бессарабия, 9, жил и другой пионер-герой – Витя Ткаченко. Здесь собирались в годы войны подпольщики, которых он помнил в лицо и хорошо знал. Это были друзья его отца: коммунисты Андрей Самонин, Михаил Поповский, Мариан Скрицкий, Емельян Мадур и Яков Кучеров. Они часто собирались, советуясь, как лучше организовать борьбу против ненавистных врагов. Витя знал, что волнует патриотов, сколько листовок можно размножить на пишущей машинке, как наладить их выпуск. И у мальчика, хотя его всячески оберегали взрослые, созрел тайный план. Под носом у врага он сумел проникнуть в захваченную типографию и, набив карманы и сумку шрифтами, схватил банку с краской, выбил окно и скрыться. Всё это добытое богатство он и доставил подпольщикам.

Из свинцовых горошин, унесенных из-под носа фашистов, смелые люди составляли целые фразы, сочиняли грозные слова, поражающие врага так же беспощадно, как и мстительные пули.

И маленькая девочка Анкуца, которая по возрасту была намного младше Василя, совершала подвиги в годы фашистской оккупации, не раз спасая членов своей большой семьи, тоже борющейся с врагом.

Это они в числе многих других патриотов распространяли в городе советские листовки, пускали под откос поезда и подорвали две машины с немцами.

Но самое нелегкое задание получила девочка от отца – это когда ей одной пришлось зимой через сугробы темной ночью пробираться многие километры пешком до соседнего городка, чтобы предупредить двух близких семье людей о грозящей им опасности, так как стало известно, что фашисты напали на их след.

Это произошло в те дни, когда гитлеровцы арестовали ее двоюродного брата Жору Ланского и его товарищей за сопротивление режиму.

И Анкуца, пройдя много верст через огромные сугробы, сумела предупредить своего родного человека Тима о грозящей ему опасности. Еще будучи тяжело раненным в боях, он попал в плен. И уже больной туберкулезом глубокой ночью совершил побег из лагеря смерти, добравшись до родной Молдавии. Вскоре Тима стал и членом молодежной организации, действующей в Григориополе. Теперь девочка помогла ему бежать, чтобы он не попал в лапы к немцам. Она спасла и друга Тима Витю.

Вернувшись домой, Анкуца узнала об аресте фашистами любимого отца, который поручил ей столь трудное, не по годам, задание, будучи связным у партизан.

Вскоре семью настиг и еще один удар. Из Тирасполя пришло известие, что Вера – старшая сестра девочки – вместе с мужем арестованы за связь с подпольем. Анкуце не довелось больше их увидеть – немцы казнили ее родных.

Девочка Анкуца всю жизнь потом помнила сказанные на прощание слова Тимы: «Выше голову, держись, Анкуца! Мы все равно победим!»

И она держалась – даже тогда, когда после войны, участвуя в очистке территории от мин врага, подорвалась на одной из них и потеряла ногу.

А сколько еще таких очень юных и смелых ребят помогали бороться с врагом в дни оккупации!

Пастушок Думитраш, который пас овец, заметил как-то две повозки с гитлеровскими вояками. Судя по всему, это были каратели, готовящие облаву на партизан. Мальчик догадался, что надо делать: немедленно их разыскать и предупредить. Ему это удалось – он спас целый отряд.

Так же отважно вел себя и сын лесника Антона Хари Петрик, когда ему довелось узнать, что его отец тоже был в рядах партизан. Еще до войны, будучи пионером, он исходил весь лес и знал наизусть каждую тропку. А познакомившись с русским парнем, на редкость смелым и отчаянным, сброшенным на парашюте в помощь партизанам, стал вместе с ним работать в отряде. Немало пользы принесли они, особенно доставляя для народных мстителей выпекаемый одним из патриотов хлеб.

В отряде парни возмужали, доросли до настоящих, опытных бойцов с фашистами.

Вписал свое имя в историю и еще один патриот-пионер Володел Назаренко. И хотя он, как и многие мальчишки, пытался не попадаться на глаза врагу, однажды увидел, что творили они у Дома пионеров, во дворе которого горел огромный костер. Языки пламени прыгали во все стороны, а в огонь бросались книги, стопы газет и журналов, которые охапками тащили из дома.

Обманув охрану, Володел сумел проникнуть внутрь и вынести оттуда Красное Знамя, укрыв его под своей курткой. Он прятал это Знамя в глиняном кувшине, пока не пришли наши советские воины, освободившие его село Каменку.

В советские годы в Доме пионеров, восстановленном и спасенном нашими воинами, это выцветшее от времени Знамя, сбереженное от фашистского огня, хранилось долго и свято. Правда, неизвестно, что с ним стало позднее, когда после пресловутой перестройки к власти пришли ненавистники Советской системы. Но имя героя-пионера, спасшего это Знамя, за что он мог поплатиться своей жизнью, осталось в памяти тех, кто не забыл свою историю.

И еще немало его ровесников, воспитанных в советской школе, помогали нашим воинам громить врага.

Вот о чем писала газета «Правда» от 17 апреля 1944 года:

«…Танковый отряд советских воинов, двигавшийся к Кишиневу, в одном из боев сопровождал мальчик Тудор Сава. Он знал здесь каждую балочку и, сидя на броне головной машины, показывал дорогу…»

Еще один мальчик-пионер – Евлаша, который жил с матерью и братом, так же совершил свой подвиг.

В те дни фашисты вели особую охоту на пионеров и комсомольцев, как и на большевиков. Кроме немцев в селе орудовали румынские жандармы. Зная это, как и многие люди, Евлаша прятался в заброшенных штольнях на берегу Днестра. А иногда ночевал в лесу или где попало.

Однажды набрел он на разбитый сельмаг в селе Бычок и увидел белый предмет, брошенный в углу. Это был бюст Ленина, вывалянный в грязи. Евлаша тут же подобрал его и, спрятав под курткой, принес домой. Мать испугалась, увидев эту находку, – за нее от фашистов грозил расстрел. И все же скульптуру очистили от грязи, обернули в кусок полотна и зарыли в яме в саду, сверху насыпав сухих листьев. Чтобы не потерять дорогую находку, мальчик рядом посадил саженец вишенки. Ухаживая за растением, поливая его, он верил, что наступит день, когда фашисты будут изгнаны с родной земли. Вот тогда он и откроет бюст как самую дорогую реликвию и поставит его на стол в пионерской комнате рядом с Красным Знаменем. Пусть увидит вся школа, пусть все знают, что находка прошла сквозь огонь войны, оставшись целой, живой – а значит, тоже победила.

Как Евлаша мечтал – и так случилось. Фронт приближался, фашисты драпали, им ни на минуту не давала задерживаться Красная Армия.

12 апреля 1944 года село Бычок было освобождено. Люди радовались, поздравляли друг друга, обнимали советских солдат. Среди них были и Евлаша Суслов, его мама и брат. Евлаша схватил лопату и подбежал к молодому капитану.

– Хочу Вам что-то показать…

– Показывай, – офицер с удивлением смотрел на него. И парень извлек из ямы бюст В.И. Ленина, спрятанный им осенью 1944 года.

Десятки солдатских рук подхватили Евлашу и стали качать, подбрасывая вверх.

«Молодец… Молодец!» – гремело вокруг. И все улыбались.

И подросшая, наряженная в белый цвет, хранившая ценную находку вишенка словно тоже улыбалась.

Послесловие

После войны на севере Молдавии в селе Васкауцы по инициативе пионерии появилась улица, носящая имя одного из юных героев – Василия Возияна. Трудно поверить, что она и сегодня сохранилась под тем же именем. Нынешние власти Молдавии готовы отречься от советского прошлого. Хотя старожилы-патриоты от него не отреклись.

В мае 1975 года в зале, где проходил торжественный Пленум ЦК Комсомола Молдавии, посвященный 50-летию комсомола, появилась группа ребят со старым, выцветшим от времени пионерским Знаменем. Все участники громко приветствовали это Знамя, спасенное во время войны мальчиком из Каменки Володелом Назаренко. Имя его, как и имена Иона Гырби и Антона Булата из села Синешты, было присвоено пионерским отрядам.

Анна-Анкуца Поляницына после войны окончила краткосрочные курсы минеров, организовала отряд из числа бесстрашных подростков, помогая обезвреживать поля от вражеских мин. И даже потеряв на этой смелой работе ногу, она не пала духом, как и летчик А. Маресьев, не сдалась, а научилась ходить на костылях. И даже танцевать.

Долгие годы коммунистка Анна Васильевна работала в детской библиотеке, была большим другом и советником ребят.

Витя Ткаченко, который был самым юным участником подполья, раздобывший под носом у фашистов шрифт для подпольного станка, после войны учился в средней школе, вступил в комсомол, затем окончил Киевский политехнический институт и стал коммунистом. Он жил с семьей, работал инженером на одном из заводов в городе Черкассы.

А Петря Харя, который ходил в разведку, помогая партизанам мстить врагу, после войны работал киномехаником в родном селе Бравичи Каларашского района.

Тудор Сава стал лучшим трактористом колхоза «Молдова» Лазовского района и даже не подозревал, что в 1944 году о нем писала газета «Правда».

Евлаша Суслов, спасший бюст В.И. Ленина от фашистов, жил и трудился в селе Бычок Григориопольского района, а Дмитрий Малай – пастушок Думитраш – жил в Кишиневе, был офицером милиции.

…80 лет прошло с тех пор, как эти герои, юные пионеры, совершали свои подвиги. Одни погибли смертью храбрых, другие остались живы и трудились на мирной ниве.

Но пресловутая перестройка и случившееся в 90-е годы из-за предательства сдачи нашей Родины фашиствующему Западу изменили жизнь и судьбу многих людей, трудившихся на благо страны и народа.

А сегодня приходит время не только глубокого прозрения, но и возвращения потерянного, возрождения памяти тех, кто уже с самого рождения и в юности, рискуя жизнью и теряя ее, спасал нашу Советскую Родину – а значит, и память, и историю свою такой, какой, по выражению А.С. Пушкина, дана нам Богом и завещана им.

За сохранение нашей русской, советской цивилизации, народа нашего боролись целые поколения людей – истинных патриотов Отчизны.

И ребята, воспитанные на подвигах отцов и дедов, не уступали им.

Разве не страшно было детям расклеивать по ночам листовки, спасать от огня Красное Знамя, бюст В.И. Ленина от надругательств фашистов или шагать морозной ночью по заснеженному полю в дальнюю деревню, чтобы предупредить близких о нависшей угрозе?!

Конечно, было страшно – даже очень. Но во имя большой цели они победили свой страх. И не могло быть иначе, потому что они были советскими ребятами и понимали, что сражаются за свое будущее.

За то же самое ведут сейчас отважную борьбу с неофашизмом на Украине и наши воины. И хочется верить, что победят, как и их героические предшественники.

А. ЗАСИМОВА

г. Пушкино,Московская обл.

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 2
    Сначала новые