Без лакировки

«Разговор о сложнейшей проблеме – нехватке врачей и учителей в РФ, будет объективным, без «лакировки ситуации», подчеркнул, открывая большой «правительственный час» в Госдуме, председатель думского комитета по контролю единоросс Олег Морозов. Наш корреспондент Галина ПЛАТОВА рассказывает.

Всероссийский кадровый дефицит в ключевых социальных направлениях – здравоохранении и образовании – «очень волнует наших избирателей», утверждал Морозов.

…В правительственной ложе был аншлаг. На обсуждение обоюдоострой темы пришли главы профильных министерств Михаил Мурашко, Сергей Кравцов, Валерий Фальков, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, замминистра Минтруда и соцзащиты Андрей Пудов, зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова.

Дефицит кадров в первичном звене здравоохранения, напомнила Изотова, согласно поставленной президентом РФ задаче, надо было ликвидировать еще в 2024 году. Но Счетная палата фиксирует неисполнение данной задачи.

Так, недостаток кадров в первичном звене по итогам 2024 года по врачам составил 23 тысячи человек, по среднему медицинскому персоналу – 75. Но если по врачам недостаток кадров в 2024 году, по сравнению с 2023-м, сократился на 10 тысяч, то по среднему медицинскому персоналу недостаток работников увеличился на 41 тысячу.

Мурашко отмечал, что дефицит медиков все-таки уменьшается. А Изотова обратила внимание на то, что сокращение «происходит, в том числе, за счет уменьшения общего количества имеющихся штатных должностей; за шесть лет штатных должностей по врачам стало меньше на 45 тысяч человек, по среднему персоналу – на 163».

Общий дефицит медицинских работников, рассчитанный министерством по итогам 2023 года, ниже количества вакансий – в четыре раза по врачам и в три раза по среднему медперсоналу. В 2023-м наибольшее количество вакансий в регионах было по врачам-терапевтам, анестезиологам, врачам скорой помощи, по палатным медсестрам и фельдшерам скорой медпомощи.

Отток врачей продолжается в 25 регионах, а среднего медицинского персонала – в 57. Значительная доля медиков – люди предпенсионного возраста, их более 35 процентов по итогам 2023 года.

Важной причиной оттока врачей и медсестер является недостаточность мер социальной поддержки со стороны регионов. Прежде всего, это вопрос жилья.  

В 2024 году жилищные условия улучшили около 7 тысяч человек. В ряде регионов в 2024-м жильем было обеспечено менее чем 10% от числа нуждающихся медработников.  

Счетная палата рекомендовала Минздраву принять меры по обеспечению медиков жильем в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью. Но вопрос этот до сих пор остается нерешенным.

В 2023–2024 годах продолжилось сокращение общего количества выпускников, которые трудоустраиваются по специальности после вузов. Если в 2023 году 61% выпускников пошли лечить людей, то в 2024-м – всего 55%. Количество выпускников медколледжей, занявших вакансии в госмедучреждениях в 2024 году, составило всего 42%.

«Счетная палата, проанализировав выполнение федерального проекта «Кадры», выявила: «Недостаточно результативно реализуется программа «Земский доктор», часто расторгаются трудовые договора до истечения срока обязательной отработки. Размер предлагаемой выплаты стал непривлекательным, так как в большинстве регионов не пересматривался с 2012 года.  

Больше всего страдает из-за отсутствия медпомощи сельская местность; в 2023 году там пустовало более 10 тысяч вакансий врачей и 22 тысяч вакансий среднего медперсонала».  

 В образовании Счетная палата фиксирует аналогичные тенденции. Это и повышение возраста педагогов, и трудовая миграция – переток педагогов в более привлекательные отрасли экономики по причине низкой зарплаты. Число вакантных ставок по всем формам образования за последние два года увеличилось, больше всего их приходится на высшее образование, сохраняется повышенный уровень нагрузки на одного работника по всем формам образования. Самые дефицитные специалисты – учителя математики, иностранного языка, русского и литературы.

Программа «Земский учитель», так же, как и «Земский доктор» или «Земский фельдшер», малоэффективны. Многие учителя, получившие выплаты, расторгают трудовой договор, в том числе по причине отсутствия жилья и работы для членов семьи.

По сути, Изотова представила картину краха лечебной и образовательной отраслей в России: увлеклись рыночники-монетаристы, лишая средств здравоохранение и образование. Сейчас их не слышно и не видно, а расхлебывает все горести народ России. И ведь политика эта продолжается…

«Народ – герой, – пафосно заговорила Галина Сергеевна, – защищал страну, а партбюрократия всё это продала».

Кого имела в виду Изотова? Оказывается, Хрущева, Брежнева, Сталина… Они, считает чиновница, и их внуки, уехавшие в Америку, разваливали здравоохранение и образование нынешней РФ!

До такой фантазии не додумался даже циник Чубайс, «забивавший гвозди в крышку гроба коммунизма». Галина Сергеевна додумалась, испугавшись, видимо, своей же правды о ситуации в главных социальных сферах, и, на всякий случай, чтобы не подумали, что она за социализм, выставила «виноватых».

Этот мотив Изотовой депутаты выслушали молча. Но подумали: ослабла политическая мысль в Счетной палате, где как раз и была вскрыта правда о незаконной, антиконституционной, антинародной приватизации, совершенной чубайсами-гайдарами в 90-е.

Но власть олигархов продолжается. И нынешние чиновники с унылыми лицами констатировали:

– почти 43% работников здравоохранения старше 50 лет, тогда как в других сферах деятельности этот показатель составляет лишь 31%;

– до 2030 года необходимо дополнительно привлечь в отрасль 496 тысяч медработников со средним специальным и высшим образованием, это значит, что ежегодно 100 тысяч медиков должны приходить в отрасль.

Только, как заметил Пудов, фактически 25–30% из числа вузовских выпускников приходит в профессию, остальные пристраиваются кто где, потому что на предлагаемую зарплату не прожить.

«Это очень печальные цифры», – комментировал спикер В. Володин и не переставал возмущаться выявленной сетью платного дистанционного образования по повышению квалификации педагогов и медиков, подкрепляемого скороспелыми дипломами, дающими право учить и лечить сомнительным специалистам.

«Мы приняли соответствующие законы, повысили требования, ушли от дистанционных форм, так как они просто недопустимы», – дополнял министров спикер.

Думцы обратились с вопросами к высокопоставленным гостям.

Диденко, ЛДПР: «Вернутся ли в трудовой стаж годы обучения в вузах, как было в советское время?»

Пудов: «Нет, у нас страховая система солидарная, только периоды, когда платятся взносы, входят в трудовой стаж, что дает право на получение пенсий».

Несколько депутатов спрашивали, будет ли возвращена интернатура – годовая практика врача после получения диплома, направленная на отработку теоретических знаний и компетенций.

Мурашко обещал.

Скрозникова, «Новые люди»: президент поручал обновить или заново открыть медицинские кабинеты в школах.

Мурашко раздумывает: не знает, как решать вопрос по части маттехбазы.

Кравцов дополнил: в рамках программы капитальных ремонтов школ рассматривается возможность создания школьных медкабинетов.

Дмитриева, независимый депутат: указы президента о заработной плате бюджетникам на уровне двух средних по региону не выполняются…

Вице-премьер Чернышенко: по поручению президента правительство формирует новые отраслевые системы оплаты труда, чтобы устранить возникшие диспропорции. Минтруд, Минздрав, Минпросвещения, Минобрнауки в этой работе принимают непосредственное участие. В 2026 году с учетом результатов пилотных проектов будет утверждена новая система оплаты труда, и с 2027 года она будет внедрена во все образовательные организации.

Смолин, КПРФ: имеет ли правительство РФ хотя бы общие контуры новой системы оплаты труда? И какие деньги на это потребуются?

Пудов: с марта 2024 года правительством ведется работа по разработке параметров новой системы оплаты труда для педагогических работников. Работа разбита на несколько этапов. Вот 3 из них. Первый – формирование параметров новых отраслевых систем оплаты труда. Второй – расчетная апробация подходов. Прямо сейчас мы проводим расчетную апробацию различных моделей оплаты труда по пилотным субъектам. Третий – корректировка параметров. До конца года мы сможем уже предметно говорить об объемах дополнительных расходов.

 

Коммунист Алексей КУРИННЫЙ озвучил мнение фракции КПРФ о кадровой политике властей в медицине и образовании.

– Перед Россией, как когда-то перед молодой Советской Республикой, стоит задача преодоления технологического отставания и перехода к экономике знаний. Правительство Российской Федерации в рамках нацпроектов определило потребность в кадрах – это 10,9 миллиона специалистов. Для их подготовки, сохранения и совершенствования необходимо современное образование и здравоохранение.

Современное образование – это основа всех технологических новаций и воспитание нового человека труда. Современное здравоохранение – это в ближайшее время качественный прорыв в части лечения большинства хронических заболеваний и продления жизни.

В стране 1,6 миллиона медиков и 4,5 миллиона педагогов. По информации Минздрава, нам не хватает 23 тысячи врачей, Счетная палата говорит о 115 тысячах врачей. По среднему персоналу у Минздрава дефицит 64 тысячи, у Счетной палаты – 188 тысяч специалистов.

По педагогам официальные данные отсутствуют, но сегодня министр озвучил, что в школах нехватка 18,9 тысячи учителей. Однако исследования РАНХиГС говорят о дефиците 250 тысяч педагогов. Внимание! Разница – 500 тысяч. В год вузы и ссузы нашей страны выпускают 50 тысяч врачей, 70 тысяч специалистов со средним медицинским образованием, 90 тысяч учителей с высшим образованием и 60 тысяч со средним. Заявленная Министерством потребность может быть закрыта в течение одного-двух лет, но этого не происходит. Не помогло, кстати, и увеличение приема на 30 тысяч врачей и медсестер и на 50 тысяч учителей за последние пять лет.

Трудоустраиваются по специальности после окончания вуза 55% врачей, 42% – медики со средним образованием. По педагогам четких данных нет, но статистика говорит о том, что один из трех педагогов идет по своему основному профилю работать.

Причины кадрового кризиса – низкая заработная плата. Кто бы что ни говорил, вот у нас данные есть по учителям 2021 года, пускай, но 60% учителей говорят, что денег у них хватает только на одежду и питание. Всё.

Вторая причина – высокие нагрузки. Врач работает в среднем на 1,4 ставки, учитель – на 1,7 ставки, при снижении нагрузки резко возрастает дефицит специалистов.

Третья причина – отсутствие реальных мер социальной поддержки молодых специалистов. Ситуация усугубляется и крайней дифференциацией, расслоением по доходам одних и тех же спецов между регионами.

Положительно отразилось на ситуации с кадрами возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, разрешение на работу стажерам и студентам старших курсов, вахтовый метод работы на отдаленных территориях.

Но это тактические шаги, что надо делать стратегически?

Стратегический первый основной момент – это совершенствование системы оплаты труда с реальным повышением и выравниваем зарплат между регионами, но дополнительных денег в бюджете до 2027 года так же, как и в нацпроектах, нет. Это самое главное.

Бюджетные 3% на медицину и 3% на образование от ВВП – не устранят кадровый дефицит.

Без реального увеличения финансирования этих отраслей проблем не решить, а КПРФ предлагает финансировать здравоохранение, образование не менее 7% к ВВП, тогда будут реальные подвижки.

Кадры действительно решают всё. Но их подготовка, отбор, сохранение и развитие требуют не только красивых слов, но действий государства.

Другие материалы номера