Сергей ЛАВРОВ об итогах переговоров с генсеком ОБСЕ
11 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров провел в Москве переговоры с генеральным секретарем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Ф. Синирлиоглу. По итогам переговоров глава российского внешнеполитического ведомства сделал ряд важных заявлений и ответил на вопросы представителей СМИ.
Переговоры с главой ОБСЕ Сергей Лавров назвал «предметным и откровенным разговором». Говорили в том числе и про ситуацию, в которой сейчас находится ОБСЕ. «Приходится констатировать, что за последние годы руководители этой организации выдумывали разные предлоги, чтобы не приезжать в Москву. Предыдущий визит генерального секретаря ОБСЕ – гражданки ФРГ Х. Шмидт состоялся в июне 2021 г. Затем в середине февраля 2022 г. заезжал бывший действующим председателем организации министр иностранных дел Польши З. Рау. С тех пор никаких контактов на этом уровне не было», – сообщил Сергей Лавров.
«То, какое наследство досталось Ф. Синирлиоглу, не может вызвать зависти. Потому что по большому счету за предшествовавшие годы Запад запретил себе вступать с нами в диалог. Распространил этот запрет на международную организацию, которой является ОБСЕ. Контакты были, но совсем не на том уровне, который был характерен с самого начала подписания Хельсинского заключительного акта. Такие действия Запада, который сознательно пошел на разрушение принципа консенсуса и делал все, чтобы ОБСЕ отказалась от консенсуса и превратилась в украинизированный инструмент «воспитания» Российской Федерации, – все это привело к глубочайшему институциональному кризису. Мы подробно изложили наши оценки в нашем главном выступлении на министерской встрече ОБСЕ в декабре 2024 г. на Мальте. С ними можно ознакомиться», – сказал российский министр.
«Еще раз скажу, что рассматриваем сегодняшний визит генерального секретаря в качестве символического шага в направлении возвращения. Это долгий путь. Но генсекретарь Ф. Синирлиоглу хочет возвращаться к истокам этой организации. Будем всячески его поддерживать на этом пути», – отметил Сергей Лавров.
Глава российского внешнеполитического ведомства сообщил, что в ходе переговоров с генсеком ОБСЕ говорили и о том, как можно урегулировать конфликт на Украине.
«Наша позиция ясна. Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивал свою готовность к переговорам, принципы, которые невозможно игнорировать, если мы хотим надежно урегулировать этот кризис, устранив его коренные первопричины. В наиболее развернутом виде он это изложил в июне 2024 г., выступая в Министерстве иностранных дел России. Разговаривал об этом и 12 февраля сего года по телефону с Президентом США Д. Трампом. Последующие контакты между российскими и американскими представителями, помимо главной задачи нормализации отношений двух великих держав, при сохранении всех противоречий подтвердили, что диалог не может прерываться. Будем и готовы обсуждать украинскую тематику со всеми, кто искренне заинтересован в этом помогать», – заявил Сергей Лавров.
В завершение своего выступления Сергей Лавров высказал надежду, что опыт генерального секретаря ОБСЕ позволит деполитизировать или хотя бы начать процесс деполитизации этой организации и ее возвращения к истокам.
По завершении выступления российский министр ответил на вопросы представителей СМИ. Публикуем некоторые из его ответов.
***
Вопрос: Новое руководство ОБСЕ поставило своей задачей поддержку Украины. В том числе в мандат Организации входит мирное урегулирование конфликтов. Видите ли Вы какую-либо возможную роль ОБСЕ в урегулировании украинского конфликта? Если да, то какую?
С.В. Лавров: ОБСЕ занималась этим с 2014 по 2022 г.
Работала Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Мы сегодня говорили о том, какие претензии накопились и накапливались в ее адрес, включая нежелание раскрывать детальную информацию о том, кто больше виноват в разрушении гражданской инфраструктуры и в прицельных артиллерийских атаках против гражданского населения. Мы три года добивались от миссии ОБСЕ соответствующего доклада. Чтобы нам не просто говорили, сколько жертв и домов разрушено, а разбили по обе стороны линии соприкосновения. Когда мы наконец этого добились, получилось, что жертвы среди гражданского населения и разрушение гражданской инфраструктуры на стороне Донецка и Луганска были в пять раз больше, чем на стороне киевского режима. Также там была информация о том, что в большинстве случаев луганцы и дончане отвечали, а не начинали огонь.
К работе этой миссии накопились претензии, включая факты передачи информации украинской стороне – в грубейшее нарушение принципа нейтральности.
Нет, пока таких планов нет. Надо посмотреть. Вообще процесс урегулирования еще не начинался. Г-н В.А. Зеленский публично заявляет, что он не хочет никакого перемирия, пока американцы не дадут ему гарантии, что в случае чего они «разбомбят» Россию ядерным оружием. Он примерно так ставит этот вопрос. Поэтому пока все это несерьезно. Говорили сегодня об этом.
Много предложений объявить перемирие и разместить миротворцев. И потом уже решать вопрос о том, где какие границы проходят, как дальше жить. Миротворцы сейчас у всех на устах. Уже обсуждают, хватит ли 10 тысяч, или, может быть, 50 или 100. Уже Австралия вызвалась присоединиться, Канада, конечно, куда же без нее. Но вопрос у нас простой (сегодня сказали об этом): что будут охранять эти миротворцы? Остатки киевского нацистского режима, который принял серию законов, истребляющих русскую культуру, язык, средства массовой информации, запретил каноническую Украинскую православную церковь? Или мы все-таки будем сначала добиваться прекращения киевским режимом этой расистской практики? С этим надо сначала разобраться. Иначе это все выглядит как попытка через развертывание миротворцев спасти остатки этого режима от народного гнева.
***
Вопрос: В свете сообщений о массовых убийствах и обострении этнического конфликта в Сирии есть ли у России возможность помочь конфликтующим сторонам найти дипломатическое решение и избежать дальнейшего кровопролития? Если да, то как могло бы выглядеть это решение? Если нет, то почему?
С.В. Лавров: Насчет европейской архитектуры безопасности. Сейчас ведется много разговоров на эту тему. Мы тоже подробно обсуждали просматривающиеся сейчас тенденции.
До недавнего времени доминировала евроатлантическая концепция. Она воплощена в Североатлантическом альянсе, в ОБСЕ. Учитывая, что ЕС, подписав соответствующие договоренности с НАТО, подчинился блоку, он тоже как архитектура вписывается в евроатлантическую концепцию.
Наш континент больше, чем пространство ОБСЕ. На нем нет ни одной общеконтинентальной организации или структуры. В Африке есть Африканский союз. В Латинской Америке – СЕЛАК. А в Евразии – самом крупном континенте, самом богатом природными ресурсами, обладающем колоссальным потенциалом с точки зрения логистики и выстраивания эффективных коммуникаций (транспортных и пр.) – нет такой «зонтичной» структуры, где все страны континента регулярно бы собирались. Хотя есть много субрегиональных структур, в том числе ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС, АСЕАН, ССАГПЗ, Организация тюркских государств и целый ряд других. Нигде в одном месте все страны континента не собираются.
На этом фоне обратил внимание то, что несколько лет назад наши натовские «коллеги» во главе с еще администрацией Дж. Байдена все больше стали говорить об «Индо-Тихоокеанском регионе» (не Азиатско-Тихоокеанском) как регионе, который сейчас представляет для Соединенных Штатов особый приоритет. Это подтвердила и администрация Д. Трампа, заявляя, что основные интересы Вашингтона лежат там – на востоке Евразии и Тихоокеанском побережье. Европейцы даже обижаются, что США уделяют им меньше внимания и переориентируются «туда».
Еще задолго до нынешней администрации Соединенные Штаты через НАТО стали продвигать концепцию ответственности Североатлантического альянса, по сути, за весь Евразийский континент. Бывшего генсекретаря НАТО Й. Столтенберга спросили, почему они так активны в «Индо-Тихоокеанском регионе»: создали там АУКУС (альянс США, Британии и Австралии с ядерным компонентом), создают всякие «четверки», «тройки», в том числе США – Южная Корея – Япония, где тоже планируются учения с ядерным компонентом, продвигают туда целый ряд других неинклюзивных структур, ограниченных по составу, ведь НАТО – это альянс, который декларировал и декларирует в качестве своей цели оборону, защиту территорий стран-членов. Й. Столтенберг ничтоже сумняшеся сказал, что так оно и есть, они по-прежнему делают только то, что необходимо для защиты территорий стран-членов, но угроза этим территориям теперь проистекает из Южно-Китайского моря, Тайваньского пролива, с Корейского полуострова и т.д.
В отсутствие общеконтинентальной структуры в сфере безопасности в Евразии натовцы уже подспудно начали работать в пользу того, чтобы подчинить себе все процессы безопасности на этом огромном континенте. Понятно, что это неприемлемая затея. Она коренным образом подрывает тот самый принцип неделимости безопасности, заложенный в документах ОБСЕ. Очень надеемся, что г-н генеральный секретарь и его команда будут отстаивать необходимость для всех стран-участниц ОБСЕ свято уважать то, под чем подписались их президенты.
***
Вопрос: Недавно экс-посол Греции на Украине обнародовал информацию о том, что сотрудники ОБСЕ передают в ВСУ цели, координаты позиций наших Вооруженных сил в ДНР и ЛНР. По этим позициям непосредственно ВСУ ведут открытый огонь. Обсуждались ли эти или подобные «меры сотрудничества» сотрудников ОБСЕ с киевским режимом сегодня на переговорах?
С.В. Лавров: Мы этот вопрос обсуждали. Привели конкретные факты. Это стало предметом публичной дискуссии не только после выступления бывшего посла Греции на Украине. Эти факты были известны и раньше. Сегодня мы сослались на них, когда неофициально обсуждали возможное участие или роль ОБСЕ в дальнейших действиях по украинскому конфликту.
Конечно, предшественники г-на Ф. Синирлиоглу, руководившие деятельностью специальной мониторинговой миссии, грубо нарушили свои обязательства, превысили свои полномочия, заставили персонал работать не транспарентно. Целый ряд сотрудников помогал одной из противоборствующих сторон в грубейшем нарушении своего мандата.
Забыл ответить на один из двух вопросов RT. Мы обеспокоены тем, что происходит в Сирии. С учетом тех усилий, которые совместно с нашими партнерами, членами мирового сообщества мы прилагали долгие годы, чтобы обеспечить мир, безопасность всех политических и этноконфессиональных групп этой дружественной для нас страны, чтобы она была свободна от террористических угроз.
Наши состоявшиеся до сих пор контакты с представителями новых властей в Дамаске показывали, что они с пониманием относятся к этим сигналам, которые им передавали не только мы, но практически все остальные их партнеры и в арабском мире, и в США, и на Западе, и в Китае, в Индии. Такая вспышка насилия абсолютно неприемлема.
Обратили внимание наших коллег, что в ходе телефонного разговора Президента России В.В. Путина с г-ном А. Шараа, в ходе поездки в Дамаск межведомственной делегации во главе со спецпредставителем Президента, заместителем министра иностранных дел М.Л. Богдановым, в ходе моей встречи в Анкаре с министром иностранных дел нового правительства Сирии А. Шибани все необходимые заверения были даны. Был подтвержден курс на национальное согласие, на обеспечение инклюзивности политических процессов.
Состоялся первый общесирийский национальный конгресс. Это первый опыт. Он должен быть продолжен, чтобы выработать надежные основы государства, разработать конституцию. В свете этих неприемлемых событий на побережье должен быть безальтернативный подход, который на деле обеспечит вовлечение в политический процесс всех без исключения представителей различных этнических, конфессиональных и политических групп.
Вчера, даже в воскресенье вечером, в Нью-Йорке наш постоянный представитель, вместе с постпредом США внесли предложение в Совет Безопасности ООН организовать срочные закрытые консультации, чтобы это было без работы на публику, по-деловому. В ходе этих консультаций, которые состоялись вчера, секретариат, спецпредставитель генерального секретаря по Сирии пробрифинговали членов Совета Безопасности, и на данный момент разрабатывается реакция Совета. Надеюсь, что она оперативно будет предана гласности.
(Публикуется в сокращении)