«Эксперимент», похожий на социальную селекцию

С депутатским законопроектом «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования» случилось непредвиденное. Вместо 12 регионов, в которых планировалось провести эксперимент в пилотном режиме, к третьему чтению документа оказалось только три.

Поправку внесло правительство. В результате во вторник законопроект, подготовленный к третьему чтению, пришлось возвращать во второе, уточнять в тексте документа, что пилот будет проводиться только в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области, а не в 12 субъектах, и только потом состоялось третье чтение.

«За» высказались 359 депутатов («ЕдРо», справроссы, ЛДПР, «Новые люди»). КПРФ всей фракцией – 56 (один депутат отсутствовал) голосовала категорически против.

Думская буржуазия поддержала «расширение доступности среднего профобразования». Депутаты четырех фракций взахлеб говорили о достоинствах инициативы: и образование улучшится, и освоение рабочих профессий принесет пользу обществу – будет покончено с дефицитом станочников, сварщиков, слесарей…

Законопроект преподносился как прорыв в образовании. Девятиклассникам, учившимся так-сяк, предложено осваивать рабочие профессии, не замахиваясь на 10-й класс и вузовское образование. Просто сдать ОГЭ за девятилетку в облегченном варианте – не 4 экзамена, как те, кто пойдет в 10-й класс – русский, математику плюс два дополнительных, – а всего два – русский и математику, – получить аттестат и шагать прямиком в колледж учиться на рабочего.

В стране возникла большая потребность в квалифицированных рабочих, а предлагаемый закон позволит устранить кадровый дефицит, работодатели готовы хорошо оплачивать труд рабочих.

По словам Ярослава Нилова (ЛДПР), «сварщик сегодня на рынке оценивается в 300 тысяч рублей. Достаточно зайти на сайт «Работа в России» – и увидите, сколько работодатель готов платить в месяц за работу профессиональному сварщику».

Творцы закона о восстановлении системы профтехобразования живописали о достоинствах выбора школьниками рабочих профессий. Это же здорово, когда 15-, 16-тилетние юноши и девушки пойдут в колледжи (по-советски – ПТУ) и быстро получат билет во взрослую жизнь. И вся задумка якобы для народа, для широких молодых масс.

Я. Нилов, однако, уточнил, что работодателям, собственникам возрождающихся предприятий срочно требуются рабочие руки. Кадровый дефицит сейчас оценивается в полтора миллиона человек, а через год увеличится до двух миллионов. И безграмотными мигрантами этот пробел не закроешь. Нужно своих рабочих обучать…

Санкции заставили правящий в РФ класс собственников взяться за производство и за подготовку рабочих. В 90-х эти деятели только закрывали предприятия, продавали их за бесценок, наживались на советском народном добре, людей выгоняли на улицу. Думалось, что проживут на торговле нефтью, газом. Не вышло. Грянули санкции. Откуда брать прибыль? Пришлось браться за производство. Тут понадобились и ПТУ, которые в 90-е закрывали. Коммунисты протестовали, пытались противостоять вакханалии. Не помогло. Система профтехобучения была практически развалена. Теперь ее срочно реанимируют. Если в 90-е людей массово лишали работы, то принятым законом об эксперименте массово хотят отправить молодых людей в рабочие. И отправляют – пока под видом эксперимента, а потом будут отправлять по закону, принятому думским большинство в угоду правящим собственникам.

Галина ПЛАТОВА

«Этот закон не про качество, а про количество» – так заявил Олег Смолин (фракция КПРФ), раскрывая, почему коммунисты против закона о доступности среднего профессионального образования.

 – Уважаемые коллеги!

Прежде всего, мы благодарны правительству и Минпросвещения, которое улучшило закон, точнее, уменьшило его потенциальный вред в четыре раза – с двенадцати до трех регионов.

Но закон хотят распространить на всю страну. И мы голосуем решительно против.

Качество профессионального образования закон не улучшит. Он вообще не про качество, он про количество, качество школы он резко снизит, плюс создаст тупиковые ветви в системе образования, прежде всего для детей из небогатых семей и инвалидов.

Начнем с качества. 62 процента всех ребят после школы (9-го класса) поступают в систему СПО (среднее профессиональное образование). В советский период такого не было никогда. При этом рабочих не хватает, потому что не в рабочие идут.

Причем в случае нехватки бюджетных мест отбор в СПО ведется по среднему баллу аттестата, равно как и в старшие классы школы, хотя это и нарушение закона.

Это заставляет девятиклассников более или менее учиться по всем или большинству предметов. Теперь можно будет изучать максимум 4, а то и всего 2 предмета, примерно так, как это делается сейчас в старших классах, где изучают лишь те предметы, которые намереваются сдавать в форме ЕГЭ.

Результат вам известен – разрушение системы общего образования. 35 процентов молодежи полагает, что Солнце – это спутник Земли, 30 процентов думают, что гены содержат только генно-модифицированные растения, 36 процентов не читают книг. Что касается истории, ситуация еще хуже. Закон предполагает разрушать систему основного общего образования, если его распространят на всю страну.

Теперь о тупиках.

Закон этот отсекает от старшей школы многих, если не большинство, инвалидов.

Сейчас реальные льготы для инвалидов есть по приему в вузы, символические – в СПО, но никаких – в старшие классы школы. Особенно это коснется ребят с нарушениями слуха.

Я напомню, что в советский период в КБ Королева работала группа глухих конструкторов во главе с Владимиром Галченко.

Сейчас у ребят с нарушениями слуха острая проблема. Такая же ситуация у ребят из семей с невысокими доходами. У них худшие условия для образования, и в семье нет денег на репетиторов.

Наконец, ребята, которые пойдут учиться по рабочим специальностям СПО, получат гораздо меньше занятий по общеобразовательным предметам. Но скоро их заставят поступать в вузы исключительно по результатам ЕГЭ. Денег на репетиторов у них тоже нет, как у инвалидов. Путь к дальнейшему профессиональному росту практически будет отрезан.

Кстати, безусловно, выиграют от закона именно репетиторы и репетиторские компании. Сейчас их доходы нами оцениваются в 450 миллиардов рублей, а будут значительно больше. С принятием закона оплата репетиторов увеличится, их начнут приглашать уже не в 10–11-х, а в 7–8-х классах.

Мы, фракция КПРФ, категорические противники разного рода ограничений права на образование. Наша позиция – образование для всех в течение всей жизни. (Аплодисменты.)

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 0
    Сначала новые 
    • Пока еще не было комментариев