Памяти Владимира Высоцкого (современный взгляд)
Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
И хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть,
У того, у кого она есть.
В. Высоцкий. «Песня о погибшем летчике»
Прислушаемся и зададим вопрос: почему мучит совесть боевого летчика, воевавшего бок о бок с погибшим товарищем, но вернувшегося живым? И ведь это не высосано художником из пальца – Бардом, покорившим сердца миллионов. Мы имеем дело с истиной прямого постижения через шедевр искусства. Так в чем же тогда дело?
На наш взгляд, тут имеет место ощущение неискуплённости жертвы. Экзистенциально воины в Великую Отечественную погибали за жизнь, которая ожидалась не просто мирной, а такой, которой еще не бывало в природе: справедливой, наполненной до краев радостью труда и любви. Отдававший жизнь за такое для оставшихся в живых как бы надеялся, что эти живые озаботятся воплощением мечты павших. Беспримерный подвиг советского народа по восстановлению разрушенного войной говорит о том, что в массовом отречении от жизненных благ видится великая миссия живых, как искупление жертв, возложенных на алтарь Великой Победы.
Но что же с тем летчиком, кого жжет память и мучит совесть? Рискнем высказать мысль о том, что вернувшийся живым летчик не увидел себя как бойца трудового фронта, живущего с предельным напряжением сил, а погрузился в быт того послевоенного времени, который далеко не всегда нес явные признаки героического. Вот и мучит совесть человека, не вписавшегося в героические будни.
Может показаться, что мы ведем разговор о прошлом. Ничуть не бывало. Разговор идет о настоящем. Почему? Да всё потому, что, утратив виды на достойную жизнь, на справедливость и радость бытия, дети, внуки и правнуки всех творцов Победы и Возрождения Родины столкнулись с настоятельным требованием искупления жертв, возложенных на алтарь Победы и Возрождения. А искупить – значит осуществить мечту павших за нее – эту мечту.
А ныне огненную суть обретает уже не мечта, а прямой долг спасения Родины достижением Победы-2,0. То, что взывать к совести бесполезно, как бы известно. Об этом и у Поэта. Но жизнь богата чудесами, и как не допустить, что некто, живущий не в ладах с совестью, не от строчек Барда, а от гибели на СВО родного близкого, пробудившись и обретя совесть как высшую ценность, отдаст сполна нашей Победе над нацизмом?
Такие зигзаги далеко не всем известны, но как бы их ни было мало, каждый поступок такого рода героичен экзистенциально. И в недавнем моем обращении к соотечественнику я как бы предсказываю поступок с возвращением совести в условиях СВО, а именно зарок на алкоголь у лиц, страдающих этого рода зависимостью.
Опуская здесь фундаментальную проблему коренного переустройства жизни с ликвидацией эксплуатации и преодолением отчуждения труда, укажем на животрепещущую проблему неотменяемого утверждения навечно Великого подвига Советского народа в Великой Отечественной войне, избавившего мир от коричневой чумы, чтобы тем самым обуздать свору политических проституток, в их гнусном стремлении переписать историю Второй мировой.
В последние годы мы наблюдаем и участвуем в искупительном шествии Бессмертного Полка. Но одного шествия недостаточно. Необходимо рождать в семьях подлинность и глубину переживания Великого Подвига. По мере обогащения жизни техническими средствами можно будет всё шире практиковать в семьях коллективные в хорошем смысле посиделки по сценариям, посвященным Великой Отечественной, с освещением роли в ней родных и близких. Тогда будет ясно, что спиртное тут излишне. Оно отбирает подлинность и глубину переживания, а в этом смысл всей нашей жизни.
В заключение стихотворение.
Нам нынче предписано жить,
Исторгнув свое пораженье.
И павших за нас изваять
Навечно в святом облаченье.
Лев КОЗЛЕНКО,
ветеран труда и трезвеннического движения СССР – России, член правления Саратовской РООТиЗ с 1987 года, награжден Орденом М.Д. Челышова, кандидат медицинских наук
