Заводы работали —таланты расцветали
Скоро будет отмечаться День машиностроителя (последнее воскресенье сентября). Уместно вспомнить технические и трудовые достижения тружеников машиностроительной отрасли. А вспомнить есть что, особенно старшему поколению.
Советское машиностроение достигло значительных успехов. Машиностроительная отрасль, флагман научно-технического прогресса, полностью удовлетворяла потребность народного хозяйства в технике, машинах, оборудовании. Успешно решались задачи создания и их новейших видов. Впервые в мире были построены атомоходы, космические корабли, освоено производство мощнейших турбин, уникальных станков, роботов и т.п. Объемы продукции машиностроения достигли уровня свыше 40% от общего объема промышленной продукции. Страна по машиностроению вышла на второе место в мире, а по некоторым видам машин (тракторы, комбайны) – на первое.
Существенный вклад в оснащение народного хозяйства современной техникой внесли и люберецкие предприятия. Особая роль при этом принадлежит лидерам машиностроительной отрасли и создателям этой техники. И их немало. И даже трудно определить, кого же назвать первым. Думаю, не ошибусь, если отдам предпочтение выдающемуся организатору оборонной промышленности, в прошлом люберчанину, Б.Л. Ванникову.
Борис Львович Ванников – в тридцатых годах технический директор завода им. Ухтомского. Затем директор Тульского оружейного и Пермского артиллерийского заводов, начальник Главка сельхозмашиностроения и оборонной промышленности. Перед войной назначен наркомом вооружения СССР, в годы войны – нарком боеприпасов. И где бы он ни работал, всюду проявлял свою творческую энергию и инициативу. Именно он явился инициатором постановки на производство новых видов вооружения, включая знаменитые «Катюши». В годы войны вложил немалый труд в организацию производства боеприпасов.
Именно во многом благодаря ему уже в 1942 году фронт не испытывал дефицита в боеприпасах. После войны был одним из организаторов создания атомной бомбы, а затем и более мощной – водородной, что позволило создать надежный оборонительный щит страны и восстановить паритет с Америкой.
Его труд по достоинству оценен правительством. Он трижды (первым в стране) был удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской и Государственных премий. Неоднократно избирался в Верховный Совет СССР и в ЦК партии, генерал-полковник инженерно-артиллерийской службы.
Большой вклад в развитие машиностроения внес и другой директор завода им. Ухтомского – С.П. Попов. Под его руководством было начато производство многих видов новых машин – кормоуборочных комбайнов, самоходных косилок, стогометателей и др. Проведена широкая реконструкция предприятия, что позволило значительно увеличить производственные мощности и объемы выпускаемой продукции. Он обеспечивал выполнение пятилетних планов и важнейших заданий. Продукция завода поставлялась почти во все регионы Союза и во многие зарубежные страны.
При этом особого признания заслуживают производство и поставки тростниково-уборочных комбайнов для Кубы. Заводом было изготовлено и поставлено свыше 2200 комбайнов. Каждый из них заменял труд 40-50 рубщиков, а затем на Острове Свободы был построен завод по их производству мощностью 600 комбайнов в год. Внедрение этих машин позволило Кубе выйти на одно из первых мест в мире по экспорту сахара и получить высокую оценку применения комбайнов со стороны лидера Кубы – Фиделя Кастро и советского правительства. За выполнение этих работ руководитель проекта, замначальника ГСКБ Б.А. Попов и директор завода С.П. Попов были удостоены Ленинской премии.
За свой многолетний и плодотворный труд С.П. Попов был удостоен звания Героя Соцтруда и многих орденов. Участвовал он и в общественной жизни – был членом бюро горкома партии, депутатом Мособлсовета, делегатом партийного съезда. Почетный гражданин города Люберцы, его именем названа одна из улиц нашего города.
Особую страницу в развитие советского вертолетостроения вписал и генеральный конструктор, директор Ухтомского вертолетного завода Н.И. Камов. При его непосредственном участии была создана целая гамма вертолетов типа КА. Среди них – КА-10 «Иркутянин», корабельный вертолет КА-15, совершивший свой первый полет в 1953 году.
Н.И. Камов стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет и скорость самолета. В октябре 1961 года на этой машине было установлено 8 мировых рекордов. На КБ Камова был создан и вертолет КА-25. Впервые в мире столь крупная и сложная машина пилотировалась одним летчиком. Были разработаны и созданы и другие не менее важные вертолеты. За большой вклад в советское вертолетостроение Н.И. Камову присвоено звание Героя Соцтруда, он удостоен государственных премий, доктор технических наук.
Не менее значимый вклад в развитие вертолетостроения внес и генеральный конструктор опытного КБ, последователь Н.И. Камова – М.Л. Миль. Его конструкторским бюро разработаны и поставлены на производство вертолеты МИ-2 и МИ-4, ставшие легендарными, а МИ-8 стал самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6 – первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной установкой грузоподъемностью 12 тонн, МИ-10 – крупнейший транспортный вертолет («летающий кран»). Он установил множество мировых рекордов по грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены. Вертолеты МИ эксплуатируются более чем в 100 странах.
За свой плодотворный труд М.Л. Миль удостоен Ленинской и Государственной премий. Ему присвоено звание Героя Соцтруда, доктор технических наук. Его имя носит Московский вертолетный завод (поселок Томилино) и улицы в Москве (Жулебино) и других городах страны.
Развитию отечественного вертолетостроения посвятил свою жизнь и ныне здравствующий генеральный конструктор директор ОАО «Камов» С.В. Михеев. Руководимым им предприятием было создано множество летательных аппаратов. Среди них противолодочный вертолет КА-27, транспортно-боевой КА-29, боевые ударные Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», многоцелевой КА-60, беспилотные КА-37, КА-137, а также используемые в гражданской авиации КА-32, КА-132 и др. Он – Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, академик РАН, почетный гражданин Люберецкого района.
Наш город, по существу, является родиной вертолетостроения и вполне заслуженно носит название «вертолетная столица России».
Неоценимый вклад в создание и оснащение авиации и космонавтики скафандрами, креслами-катапультами и другими средствами жизнеобеспечения внес генеральный конструктор НПП «Звезда» (Томилино) Г.И. Северин. Под его руководством созданы системы автоматического катапультирования, свыше десятка типов скафандров, средств спасения и других высокоэффективных изделий. Применение этих средств помогло в освоении новых видов авиационной техники, а также в спасении жизней почти тысячи летчиков и испытателей. В разработку и создание этих средств Г.И. Северин вложил свой талант, энергию, целеустремленность.
При его непосредственном участии были спроектированы и изготовлены катапультное кресло и скафандр для первого космонавта мира Ю.А. Гагарина, а также шлюзовая камера и скафандр для выхода в открытый космос А.А. Леонова.
Память об этом руководителе бережно хранят в коллективе предприятия. Его колоссальный труд был по достоинству оценен государством. Он – Герой Соцтруда, награжден тремя орденами Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный члена АН РФ, доктор технических наук, профессор, почетный гражданин Люберецкого района.
Весомый вклад в развитие экономики страны внесли и другие, менее известные, машиностроители. Среди них руководители Люберецкого завода «Монтажавтоматика», электромеханического завода и других предприятий.
Всё это способствовало укреплению мощи страны, развитию народного хозяйства, повышению уровня благосостояния всего народа. И в этом немалая заслуга люберецких машиностроителей и предприятий Подмосковья.
К сожалению, в результате «перестройки» и «реформ» отечественное машиностроение (кроме оборонно-промышленного комплекса) было подвергнуто полнейшей деградации. Тысячи промышленных предприятий прекратили свое существование, в десятки раз уменьшились объемы производства. Эти «преобразования» коснулись и люберецких предприятий. Были ликвидированы заводы: сельхозмашиностроения им. Ухтомского, «Торгмаш», буровой техники и другие. Однако заметное развитие оборонного комплекса дает надежду на возрождение в нашем регионе некоторых отраслей машиностроения, но за это надо усиленно бороться.
С профессиональным праздником вас, уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!
А.Л. ВОЖДАЕВ,
ветеран завода им. Ухтомского и машиностроения
На фото: Сталинские наркомы – нарком вооружения СССР Д.Ф. Устинов, нарком танковой промышленности В.А. Малышев и нарком боеприпасов Б.Л. Ванников. Фото 11 августа 1944 года. Росатом

