К 100-летию С. Тюленина
Серёжа-мальчишка, не подозревая о ноше, какая будет возложена на него временем и обстоятельствами, шутит с Любой, одноклассницей, открытой и весёлой, спортивной и участвующей в самодеятельности…
Детство их было радостным. За детством – началась война, всё разорвавшая, перекрасившая жизнь в совершенно другие тона. Сергей Тюленин был одним из основателей штаба «Молодой гвардии».
Из села происходил, семья переехала в Краснодон, где и учился, готовясь к обыденности бытия; он успел поработать на шахте, на строительстве оборонительных рубежей…
Густо ползла оккупация: слоистые, чёрно-коричневый войска занимали собою реальность, противореча жизни. Обаянию её онтологической обыденности.
Боевая группа «Молодая гвардия» разворачивается активно: распространение листовок, любая деятельность, идущая на ослабление врага, всё-всё… Тюленин становится членом штаба, потом и – начальником боевой группы, координируя действия. Сбор оружия, боеприпасов, взрывчатки – всё успешно, удача с ним. Биржа труда подожжена: акция проведена точно, и Люба Шевцова, после поджога, появляется в клубе, где поёт для немцев, отвлекая внимание. 2000 молодых краснодонцев избавлены от угона в Германию. Аресты начинаются. Тюленин переходит линию фронта, принимается в Красную армию, участвует в боевых действиях. Попав в плен во время действий на Каменско-Краснодонском направление, бежит, раненый в руку, не может завершить побег, и возвращается в Краснодон, где предаётся соседкой.
Пытки. Их изощрённая жестокость. Жуткая смерть… Сила противостояния, концентрация воли, созидание героя: время не властно простереть над ним крылья забвения…
Александр БАЛТИН
Когда в Краснодоне установился режим нацистской оккупации (20 июля 1942 года), Сергей одним из первых задумался об организации антифашистского Сопротивления.
Было отчего озлиться юному комсомольцу. Ведь он видел хамское поведение захватчиков, читал их людоедские приказы. На его глазах в первый же день своего владычества в Краснодоне немцы повесили пять женщин в возрасте от 8 до 80 лет – просто для острастки.
«Нет, с этим мириться нельзя! Разве вы не видите, что делают эти варвары на улице? Заходят в квартиры, забирают все, что понравится, заставляют носить женщин воду для их лошадей и уже успели вывесить гнусные приказы. Только я думаю, что приказы никто не будет выполнять. Нужно срывать их, а этих гадов уничтожать беспощадно», – говорил Сергей своим друзьям-однокашникам.
Вокруг Тюленина быстро сформировался кружок друзей-единомышленников. В него входили Володя Куликов, Степа Сафонов, Леня Дадашев и Валерия Борц.
С приходом фашистов эта дружба окрепла. Теперь нередко Сергей возвращался домой поздно, иногда утром. Вот так, с первых же дней оккупации Сергей сплотил вокруг себя смелых, надежных ребят и начал борьбу против захватчиков.
Еще во время работы над оборонительными сооружениями Сергей ухитрился где-то раздобыть автомат с патронами и несколько гранат. Это стало началом. Кружок Тюленина занялся целенаправленным сбором оружия и боеприпасов.
К этой опасной работе Сергей подключил и младших ребят (в частности, Радика Юркина). Никто еще толком не знал, как будет применять собранное оружие, но все понимали: речь идет о партизанской войне.
За 3 месяца эта группа добыла 15 автоматов, 80 винтовок, 300 гранат, около 15 000 патронов, 10 пистолетов и 65 килограммов взрывчатых веществ.
Надо сказать, что параллельно с группой Тюленина в Краснодоне вела свою подпольную деятельность и группа Олега Кошевого.
Когда в сентябре 1942 года в Краснодоне появился партизанский эмиссар Виктор Третьякевич и было решено объединить все молодежные антифашистские группы в одну общую организацию, группы Кошевого и Тюленина немедленно присоединились к этой организации.
Вступая в ряды «Молодой гвардии», Сергей и его друзья горячо клялись мстить за муки и страдания советских людей, мстить жестоко, до последней капли крови. Началась опасная, полная риска борьба в подполье. В рядах этой организации подпольщик Сергей Тюленин стал комсомольцем.
Сергей Тюленин был избран членом штаба организации. А еще именно он придумал это название. В 30-е годы была очень популярна комсомольская песня «Вперед, заре навстречу». По единодушному свидетельству всех, кто знал Сергея, он эту песню обожал. А там была такая строчка: «Мы молодая гвардия рабочих и крестьян».
Название «Молодая Гвардия» показалось Тюленину подходящим – оно звучало энергично, по-боевому, да и суть организации отражала как нельзя лучше. Гвардия – это отборный войска, это элита армии. А краснодонская «Молодая Гвардия» была призвана объединить в своих рядах лучших представителей молодежи Донбасса во имя святой идеи защиты Отечества.
Название было принято. И именно под ним краснодонским подпольщикам суждено было войти в историю…
Сергей Тюленин возглавил боевую ячейку «Молодой Гвардии». Самые смелые, опасные и дерзкие операции поручались его группе. Маленький, подвижной, стремительный юноша-подросток, вспыльчивый, задорный и до отчаянности смелый, Сергей быстро завоевал в подпольной организации славу бесстрашного боевика, инициативного мстителя.
«Это был очень настойчивый человек, он всегда добивался того, чего хотел. Сильный характер – такого не согнешь. И его не согнули… Как хорошо и тепло было с ним, как радовался он удаче, как выпрямлялся, когда надвигалась опасность. Смелый и предприимчивый, он был нашим любимцем» (Валерия Борц).
«Честный и до безрассудства смелый, он нередко на свой риск где-то взрывал немецкие машины, портил связь, действовал активно, соображаясь с обстоятельствами. Сердце его кипело, он был яростным мстителем, и надо сказать, что делал он все хорошо, умело, ловко. Бывали случаи, что штаб останавливал его намерения, слишком горяч и нетерпелив был Тюленин» (Георгий Арутюнянц).
«Сергей Тюленин был несколько озорной парень, очень активный, энергичный. Он никогда не заботился об осторожности. И нам неоднократно приходилось за это его предупреждать… Его энергии хватило бы, наверное, на троих подпольщиков. Но все это досталось одному» (Василий Левашов).
С листовками в кармане Сергей появлялся в кинотеатре перед началом сеанса. И в момент, когда механик выключал свет в зале, разбрасывал листовки в проходах, клал их на колени зрителям. И всегда успешно ускользал из рук взбудораженной полиции.
Часто краснодонцы читали короткие – из пяти-шести слов – листовки, наклеенные на спины расхаживавших по городскому рынку гитлеровских полицейских. Это тоже было делом рук Сергея Тюленина и его боевых друзей.
Из воспоминаний Надежды Тюлениной:
«24 октября в Краснодоне немцы организовали парад полиции и казачества. Целую ночь перед этим я и Сергей писали призывные листовки. Народу на базарной площади собралось очень много. Ребята залезли наверх рундуков. Начался парад. Полиция проходила в немецкой форме, казаки с красными лампасами. И в самый торжественный момент крыши рундуков рухнули, толпа смешалась, началась паника, а Сергей и ребята в это время прилепили несколько листовок на спину полицейских».
Сергей неоднократно руководил партизанскими вылазками молодогвардейцев:
– Нападениями на автоколонны и обозы врага. Они забрасывали гранатами вражеские машины, истребляли немецких солдат и офицеров.
– Захватом скота и хлеба. Когда оккупационные власти на прокорм немецкой армии конфисковали у населения скот, в районе села Шевыревка молодогвардейцы во главе с Сергеем напали на полицаев-гуртовщиков, отбили стадо и раздали телят и барашков оголодавшим семьям местных жителей.
Иван Туркенич, командир «Молодой Гвардии», в своем отчете писал:
«В один ноябрьский день я видел, что оккупанты гонят большое количество рогатого скота… Решили безнаказанно не оставлять грабежа. Захватить скот поручили группе Тюленина. Вечером Сергей доложил, что задание выполнено, охрана перебита, оружие изъято, скот разогнан по степи».
– Казнями полицаев.
– Сергей и Валерия сорвали фашистский флаг в клубе имени Горького.
Валерия Борц так вспоминала об этом эпизоде:
«3 или 4 ноября я с Сергеем была в кино, шла картина «Ее первое переживание». Перед нами с правой стороны стояла разукрашенная елка: слева висел большой флаг со свастикой. Я сказала Сергею: «Хорошо бы удалить эту дрянь отсюда». «Давай попытаемся», – сказала он. Перед концом фильма он спрятался на сцене, а я стала у двери. Народ разошелся, свет выключили, зал погрузился во мрак. Сергей подошел ко флагу и дернул его вниз, флаг не поддался. Вдруг открылась дверь, и вошел сторож. Сергей спрятался, а я затаила дыхание. Сторож взял два стула и вышел. Сергей дернул флаг к себе сильнее, флаг поддался и упал на руки Сергея. Я спрятала флаг под пальто, прошла с Сергеем до двухэтажных домов и, передав ему флаг, пошла домой».
– Совместно с Валерией Борц Сергей Тюленин участвовал в развешивании красных флагов над Краснодоном накануне 7 ноября 1942 года. В ненастную ночь ушли боевые пятерки на выполнение задания. Непроглядная тьма помогла отважным. Валерия дежурила внизу и должна была свистком подать сигнал тревоги, если бы появились полицаи. В здание школы имени Ворошилова, превращенной немцами в административное здание, ребята проникли через черный ход.
Тюленин первым поднялся по скрипучей лестнице на чердак. Гранаты были наготове. Осмотревшись, мальчишки принялись за работу. По скреплениям и проволоке влезли под самую крышу. А Сергей укрепил там флаг – его было видно издалека.
Участник операции Радий Юркин вспоминал:
«Моросит осенний дождь, дует свирепый ветер. Наше знамя гордо реет в воздухе, а внизу на чердаке лежат противотанковые мины, прикрепленные к древку знамени. Мне хочется крикнуть: «Вперед, к борьбе».
Заминированный подпольщиками, этот флаг реял дольше других. Он гордо пламенел, зовя на борьбу и вселяя веру в победу над врагом.
– Именно Сергей Тюленин – вместе с Любой Шевцовой и Владимиром Лукьянченко – осуществил самую выдающуюся по своим последствиям акцию «Молодой гвардии» – поджог «биржи труда».
Темной декабрьской ночью они подкрались к зданию «биржи труда», которую краснодонцы называли гнездом рабства, и подожгли его. В огне сгорели списки, подготовленные немецкими рабовладельцами. Это позволило избежать угона на каторгу в Германию нескольким тысячам краснодонских юношей и девушек.
– В декабре 1942 года Сергей присоединился к струнному кружку клуба имени Горького, который служил прикрытием для подпольщиков.
– А последние дни года совершил очередную дерзкую акцию совместно с Виктором Третьякевичем – захватил немецкую автомашину с грузом. В машине оказалось оружие – оно было очень кстати для подпольщиков, готовивших в тот момент вооруженное восстание в Краснодоне. А еще новогодние подарки для гитлеровских офицеров, которые решено было раздать нуждающимся жителям Краснодона. Эти подарки и стали ниточкой, потянув за которую, каратели вышли на подполье…
Надо сказать, что смертельная опасность поджидала молодогвардейцев на каждом шагу. Ведь малейший промах, оплошность, случайность – и полный провал! А расплата известна – смерть…
После ареста Третьякевича штаб организации принял решение «Молодую гвардию» распустить и по одиночке пробираться через линию фронта. Когда начались массовые аресты, Тюленин предупредив Ивана Туркенича, Олега Кошевого и других о грозящей опасности, сразу же ушел из дома.
Сергей, Валерия Борц, Олег Кошевой, Ольга и Нина Иванцовы пытались перейти линию фронта. Но неудачно. 11 января 1943 года Сергей, измученный, голодный, оборванный, вернулся домой. А через два дня он с сестрами перешел линию фронта в Глубокинском районе Ростовской области. Им удалось связаться с нашими частями. Сергей был зачислен в одно из подразделений.
И вскоре с двумя бойцами его направили на разведку в город Каменск. Во время операции он попал в плен к немцам.
Немцы бросили Сергея и других ребят в подвал и закрыли, а вечером начали расстреливать их. Сергея ранили в руку, он упал, на него начали падать другие. Когда все стихло, он пришел в себя, выбрался из-под трупов и ночью незаметно ушел из города и вернулся в родной город Краснодон (25 января). Вернулся обессиленный, с кровоточащей раной.
Возвращение в Краснодон было роковой ошибкой… Ведь полицаям по доносу предателя Почепцова уже было известно имя Сергея. 27 января Тюленина арестовали.
В гестаповских застенках Сергея подвергали страшным пыткам. Полицаи и немцы зверски истязали молодого человека – им было прекрасно известно, кто попался к ним в лапы.
Из материалов расследования гибели молодогвардейцев:
«В конце января 1943 г. полицаи Соликовский и Захаров привели на очередной допрос Сергея. По свидетельству бывшего следователя полиции Черенкова, он был изуродован до неузнаваемости, лицо покрыто синяками и распухло, из открытых ран сочилась кровь. Тут же вошли три немца, и вслед за ними явился переводчик Бургардт, вызванный Соликовским. Один немец спросил Соликовского, что это за человек, и почему его так избили. Соликовский объяснил, что это – партизан, Сережка Тюленин, который вешал красные флаги в городе и держал связь с Красной Армией. Немец рассердился, налетел, как разъяренный тигр, ударом сбил Сергея с ног и кованными немецкими сапогами стал терзать его тело. Он со страшной силой наносил ему удары в живот, спину, лицо, топтал и рвал на куски его одежду вместе с кожей. В начале этой страшной экзекуции Тюленин подавал признаки жизни, но вскоре умолк, потеряв сознание, и его замертво выволокли из кабинета. При этом ужасном побоище беззащитного юноши присутствовал Усачев».
По три раза в день избивали Тюленина плетьми из крученой проволоки с гвоздями и гайками, пинали сапогами, ломали ему пальцы в щелях железных дверей, подвешивали вниз головой, загоняли в свежую рану раскаленный шомпол.
Сереже вывернули руки, перебили челюсть и нос.
Сергей держался стойко, мужественно. Много раз он терял сознание. А когда приходил в себя, то спокойным голосом, приводившим немцев в бешенство, говорил:
– Ну, чего вы ко мне пристаете? Ей-богу, я вам ничего не скажу…
Тогда гестаповцы решили применить «психическую» пытку. Они привели в камеру мать Сергея и начали при нем истязать старуху.
Сергей молчал.
Тогда палачи испробовали другой «метод»: в присутствии матери они три раза подвешивали Сергея в петле к потолку, раскаленной иголкой выкололи ему глаз.
Сергей молчал.
Молчала и старуха-мать.
Даже стона не услышали палачи.
Из воспоминаний мамы Сергея – Александры Васильевны:
«На третий день после моего ареста я была вызвана на допрос, где находился и Сережа. Соликовский, Захаров и Черенков заставили меня при сыне раздеться донага, а потом избивали плетьми до потери сознания. Отливали водой. А когда очнулась, они начали в моем присутствии мучить Сережу: прожигать раскаленным прутом рану правой руки. Пальцы рук сына подкладывали под двери и зажимали до полного омертвления. Под ногти загоняли иголки. Подвешивали на веревках. Воздух в комнате, где производились пытки, был наполнен запахом жженого мяса. …В камерах полицейский Авсецин целыми сутками не давал нам воды, чтобы хоть немного смочить запекшуюся во рту и горле кровь».
Волю и стойкость храброго молодогвардейца не смогли сломить никакие муки.
Вечером 31 января Сережу в последний раз подвергали страшным пыткам и мученьям.
Он кричал:
– Бейте, бейте, гады, все равно взойдет солнце и над Краснодоном!
Во время страшных пыток Сергей Тюленин не просил пощады и не выдал своих товарищей. Даже враги были поражены стойкостью, бесстрашием и выдержкой юноши.
Немецкий жандарм Отто Шеен впоследствии рассказал:
«Тюленин держал себя на допросе с достоинством, и мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило в нем твердость характера. Во время пыток он не проронил ни единого слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев. От него ничего так и не добились…»
И таким, непобежденным, гордым, шел Сергей к месту мучительной казни.
31 января 1943 года немцы швырнули полуживого юношу-воина в шурф шахты №5 и вслед за ним сбросили туда тяжелую железную вагонетку…
Сергею было всего-навсего 17 лет…
13 сентября 1943 года Сергею Гавриловичу Тюленину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В памяти народной он навсегда остался молодым.
И потому сегодня с нами по жизни шагает, не выбирая легкого пути, этот отчаянный парнишка с орлиным сердцем в груди…
Равиль БАЙБУРИН,
лауреат премии «Слово к народу»
На фото: Непокорённые. Худ. М.Л. Вольштейн, Ф.Т. Костенко, А.А. Фильберт, 1947 г. Из открытых источников

