Коварный друг твой самокат
Пользователи самокатов продолжают погибать и калечить себя, несмотря на введенные ограничения и запреты. Опросы показывают, что большинство граждан России уже выступают за полный запрет передвижения на самокатах по городам нашей страны. Они считают, что эта мера обезопасит как пешеходов, так и водителей этих весьма ненадежных «транспортных средств». Почему у граждан нашей страны сложилось такое мнение и как можно исправить ситуацию?
Последствия дорожно-транспортных происшествий для тех, кто передвигается по городу на самокатах, носят шокирующий характер. Так, на днях врачи в Московской области спасли мужчину после аварии на самокате, в буквальном смысле собрав его череп по кусочкам. Медикам пришлось снять скальп с пациента, чтобы соединить раздробленные кости, и потом вернуть все «как было», натянув кожу на череп. Теперь мужчине предстоит многомесячная реабилитация, последствия же от такой травмы могут привести к тяжелым осложнениям. Обычный шлем на голове полностью избавил бы мужчину от травм – но в России тысячи самокатчиков игнорируют любую защиту, не понимая, что каждый такой «выезд» может закончиться мгновенной смертью.
За первые шесть месяцев этого года в России впервые за семь лет уменьшилось количество ДТП с участием «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). Именно так в статистике Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) РФ именуются те, кто попал в ДТП при управлении самокатом. Статистика показывает, что количество таких происшествий снизилось на 20 процентов, хотя ранее она демонстрировала стабильный рост, порой становившийся «обвальным» (двести и более процентов). Но это снижение, скорее всего, обусловлено тем, что в ряде регионов самокаты попросту запретили или ввели для них серьезные ограничения.
Количество погибших на двухколесных «конях» продолжает расти, несмотря на запреты и ограничения. За первое полугодие 2025 года рост погибших при таких ДТП составил 9,5%. Самое большое количество таких ДТП – в Москве, Костромской и Нижегородской областях. При этом первенство по погибшим почему-то уверенно держат другие регионы – Свердловская, Самарская и Астраханская области.
Самое интересное, что, согласно статистике, количество ДТП с «главным злом» – прокатными самокатами – снизилось почти до 50% (ранее – около 70%). Получается, что в половине случаев люди бьются уже не на арендованных СИМ, а на своих собственных «колесах», по мощности порой превосходящих прокатные. Причем пик таких ДТП приходится как раз на конец лета – август, как правило, бьет все рекорды.
Просмотрев десятки роликов с самокатчиками, попавшими в ДТП, понимаешь, что в большинстве случаев у «водителей» этого электротранспорта нет никакого оправдания – они вполне могли объехать препятствие или заранее остановиться. В чем причина того, что люди, управляющие самокатами, просто не видят препятствий на своем пути? Почему они «слепнут» при движении?
Одно из самых показательных ДТП произошло в Санкт-Петербурге (размещено в телеграм-канале Baza): парень и девушка, ехавшие на самокате, на полной скорости «впечатались» в столб. На ровном тротуаре, где не было ни одного пешехода, выбоин или иных препятствий, они врезались, даже не пытаясь остановиться или свернуть. Парень сработал как подушка безопасности для девушки, она не пострадала, а вот его самого забрала скорая – он сильно ударился головой об асфальт. Но главное, что становится понятно после просмотра этого короткого видео, – он совсем не смотрел вперед на дорогу, он смотрел в свой смартфон, укрепленный на руле самоката. И сразу становятся понятны причины десятков других аварий – подростки и взрослые гибнут и становятся калеками потому, что в момент ДТП они отвлекаются на смартфон. Может, там стоит навигатор, и они сверяют путь, может, пришло сообщение – неважно. В то самое мгновение, которое могло спасти им здоровье и жизнь, они отвлекаются от контроля над дорогой.
Посмотрев видеоролики с ДТП самокатчиков, видно – в более чем половине случаев они просто не реагируют на опасность, не пытаются свернуть или остановиться… Они заняты просмотром своих айфонов и смартфонов. Оренбургская область – двое подростков попали под грузовик. Красноярск – парень сбил девушку на пустом тротуаре и бросил ее истекать кровью. Такие же смертельные ДТП происходят в различных регионах: Ставрополь, Тула, Санкт-Петербург и другие. Масса ДТП, когда самих самокатчиков сбивают на пешеходных переходах – они и перед собой-то смотрят иногда, а уж по сторонам…
Даже опытные пользователи не всегда успевают среагировать на внезапную опасность – что же говорить о подростках? В Ставрополе подросток, арендовав самокат, в центре города сбил пенсионера, который позже скончался в реанимации. Как он мог не заметить перед собой пожилого человека? Нет ответа. Курьер доставки сбил бабушку, не заметив ее, так как сверял маршрут по навигатору в смартфоне. Школьник врезался на самокате в автомобиль, перелетел через него, сломал себе все что можно. Причина – засмотрелся на смешной ролик в смартфоне – и в итоге стал инвалидом. Таких случаев тысячи – посмотрите видео в социальных сетях.
Сказать, что самокаты – зло, глупо. Ограничить возраст? Любой подросток легко арендует самокат по карте родителей. Ограничить скорость, заставить учить правила дорожного движения и получать права – какие только меры не обсуждались властями предержащими. Хотите, чтобы дети и взрослые перестали гибнуть и калечиться из-за самокатов? Уберите крепления для смартфонов с этих транспортных средств! Человек, вставший на самокат, должен убрать телефон в карман и смотреть перед собой и по сторонам. А если хочет заглянуть в смартфон, то пусть остановится и посмотрит. Нельзя одновременно смотреть видео в смартфоне и двигаться по дороге с приличной скоростью!
Сегодня большинство СИМ, находящихся в стране, оборудованы этими держателями для смартфонов. Не нужно запрещать самокаты – запретите эти держатели, заставьте снять их, введите обвальные штрафы как для пользователей, так и для производителей этих средств передвижения. Во время движения водитель обязан смотреть на дорогу перед собой и по сторонам, а его смартфон должен лежать в кармане. Захотел позвонить, прочитать сообщение или посмотреть что-то в Сети – останови транспортное средство и тогда смотри, пиши, разговаривай.
Интернет-зависимость в нашей стране бьет все рекорды. У нас и пешеходы-то сваливаются с лестниц и врезаются в столбы, засмотревшись в смартфон. Что говорить о самокатчиках, тем более что многие из них сегодня реально могут набирать «автомобильную» скорость, при которой шансы водителя СИМ выжить после аварии весьма призрачны. Виновниками и жертвами ДТП на самокатах часто становятся подростки 12–14 лет, считающие, что они смогут следить за дорогой и одновременно просматривать чаты и видео в своем телефоне. Не смогут. Именно эта уверенность стоила жизни и здоровья сотням их сверстников. И это нужно им объяснить, одновременно запретив крепления для размещения телефона на всех СИМ, продаваемых и используемых в России.
Евгений ФЕДОРИНОВ
