Грядет новая война между Ираном и Израилем

Зарубежное досье

Очередная война между Ираном и Израилем может начаться в ближайшие месяцы или еще раньше – в конце августа, пишет FP. При этом новая стратегия Тегерана будет отличаться от той, к которой он прибегнул во время атаки ЦАХАЛ в июне: персы не станут выжидать, а приступят к разработке плана атаки.

Вероятно, Израиль вступит в новую войну с Ираном до декабря, а возможно, даже раньше – в конце августа. Стратегические расчеты обеих стран предполагают, что она будет еще более ожесточенной.

Иран ожидает и готовится к нападению. В первой войне он занял выжидательную позицию, постепенно увеличивая интенсивность ракетных ударов, так как предвидел, что конфликт будет затяжным. Однако в следующем раунде, по всей видимости, Иран предпримет решительные действия с самого начала, стремясь устранить любые сомнения в том, что он может быть вынужден подчиниться военному превосходству Израиля.

В результате предстоящая война, вероятно, будет более кровопролитной, чем первая. Если президент США Дональд Трамп снова поддастся давлению Израиля и вступит в конфликт, то Соединенные Штаты могут оказаться втянутыми в полномасштабную войну с Ираном, по сравнению с которой война в Ираке покажется «легкой прогулкой».

Война, которую Израиль начал в июне, не была связана исключительно с ядерной программой Ирана. Скорее, она была направлена на изменение баланса сил на Ближнем Востоке, и ядерный потенциал Тегерана играл важную, но не решающую роль. На протяжении более двух десятилетий Израиль подталкивал Соединенные Штаты к военным действиям против Ирана, стремясь ослабить его и восстановить благоприятный баланс в регионе, которого Тель-Авив не может достичь самостоятельно.

Помимо ослабления ядерной инфраструктуры Ирана, Израиль преследовал три основные цели. Он стремился втянуть Соединенные Штаты в прямой военный конфликт с Ираном, обезглавить иранский режим и превратить страну в новую Сирию или Ливан – государства, которые Тель-Авив может бомбить безнаказанно и без участия Америки. Однако лишь одна из этих целей была достигнута. Более того, Трамп не смог «уничтожить» ядерную программу Ирана или хотя бы значительно замедлить ее, чтобы этот вопрос можно было считать решенным.

Поскольку Иран уже восстанавливает свои военные возможности, у Израиля есть мотивация действовать как можно скорее. Кроме того, с приближением промежуточных выборов в США политический расчет вокруг новой атаки становится более сложным. Поэтому удар может быть нанесен уже в ближайшие месяцы.

Реакция Дональда Трампа на вторую войну между Израилем и Ираном может стать определяющей. Похоже, он не стремится к затяжному конфликту. Его первые удары по Ирану привели к расколу внутри движения MAGA. Кроме того, 12-дневная война выявила критические пробелы в ракетном арсенале Соединенных Штатов. И Дональд Трамп, и бывший президент США Джо Байден использовали значительную часть имеющихся у них ракет-перехватчиков в регионе, который ни один из них не считает жизненно важным для ключевых интересов страны.

Однако, санкционировав первые удары по Ирану, Трамп оказался ловушке, расставленной Израилем. И пока не ясно, сможет ли он из нее выбраться, особенно если будет настаивать на сохранении принципа нулевого обогащения как основы сделки с Тегераном. Похоже, ограниченное участие больше не является возможным вариантом для Трампа. Ему придется либо полностью вступить в войну, либо остаться в стороне. И чтобы избежать вмешательства, нужно нечто большее, чем просто отказ от действий, – необходимо постоянно противостоять израильскому давлению, на что у Трампа пока не хватает ни воли, ни сил.

Трита ПАРСИ (Foreign Policy, США)

Другие материалы номера