К 110-летию Народного артиста СССР И.П. Дмитриева
На стене дома №11 по улице Пестеля в Петербурге есть мемориальная доска: «Слава великому советскому народу! Доска воздвигнута в честь героической обороны полуострова Ханко (22 июня – 2 декабря 1941 года)». Инициатором установки этой доски стал поэт Михаил Александрович Дудин, участвовавший в обороне вместе со своими товарищами, среди которых был и актер Иван Петрович Дмитриев, родившийся в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в 1915 году, 30 июля.
О той тяжелейшей схватке с фашистами Дудин потом напишет:
Здесь шквал огня всю землю исполосовал,
Здесь шли бои на суше и на море.
Здесь кровь лилась, и здесь гудел металл,
И все-таки скалою среди скал
Стоял Гангут на северном просторе.
Здесь мужество крепчало и росло.
Пока сердца горячей кровью бьются,
Куда бы нас оно не занесло,
Военное крутое ремесло,
Мы сохраним традиции гангутцев.
И гангутцы (Гангут – Ханко по-русски) крепко держали данное слово. Ежегодно, а то и чаще, собирались они во Дворце культуры имени С.М. Кирова, что на Васильевском острове, вспоминали те боевые дни, каковых было 164, – чествовали юбиляров и делились этими воспоминаниями в газетах, журналах, книгах, воспитывая тем самым молодежь исподволь, без какой-либо навязчивости, да и без самого навязчивого слова «воспитание».
Свидетельствую об этом, будучи по приглашению Михаила Александровича Дудина гостем на ряде таких встреч, где он познакомил меня с Иваном Петровичем Дмитриевым. Иван Петрович, помимо службы в театре имени В.Ф. Комиссаржевской, которому отдал двадцать пять лет жизни, выступал еще и в «сборных» концертах, показывая эпизоды из разных спектаклей – и советских и классических, читая монологи и стихи.
К театральному искусству Дмитриев пристрастился с детства, поступив в драматический кружок, учась в пятом классе Вышневолоцкой (Тверская губерния) средней школы. Затем в Вышневолоцком драматическом театре, одном из старейших профессиональных театров в России (1896 год), был суфлером, бутафором, помощником режиссера, артистом вспомогательного состава, мечтая со временем перебраться в Ленинград.
Свою мечту он осуществил в 1932 году, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств, как тогда называлась нынешняя Академия театрального искусства на Моховой. С началом Великой Отечественной войны Иван Дмитриев – на фронте, в военно-морских частях. Повоевав изрядно, он становится актером театра Балтийского флота, организованного в 1930 году.
Спустя четыре года новый главный режиссер Александр Викторович Пергамент писал: «Как и всякой воинской части, театру приходилось вести работу оперативно, всегда контактируя ее с интересами флота; во время маневров создавать подвижные бригады, ставить наряду с большими пьесами портативные спектакли, легко приспосабливая их к показу в небольшом клубе части или на палубе корабля, всегда иметь в готовности выездную группу».
Все это, разумеется, относилось и к Дмитриеву, который сыграл в театре Балтфлота многие главные роли в таких спектаклях, как «Парень из нашего города» К.М. Симонова (Луконин), «Фронт» А.Е. Корнейчука (Горлов), «Последние» М. Горького (Алексей), «Русский вопрос» К.М. Симонова (Гарри Смит) и других.
После окончания войны, с 1948 по 1973 год, Иван Петрович служит в театре имени В.Ф. Комиссаржевской, встретясь с разнохарактерным режиссерами – Владимиром Андрушкевичем, Маром Сулимовым, Ильей Ольшвангером, Игорем Владимировым, Александром Белинским, Рубеном Агамирзяном, что поможет ему, по его словам, на «кинематографической стезе».
Затем его приглашают в Театр драмы имени А.С. Пушкина, где он проработает до конца своих дней, сыграв Сатина в «На дне» М. Горького, Ноздрева в «Похождениях Чичикова, или Мертвых душах», Федора Ивановича в «Плодах просвещения» Л.Н. Толстого, отца Гринева в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, героев в пьесах советских авторов – А.П. Штейна, Л.М. Леонова, В.И. Белова, Д.Я. Храбровицкого, М.Н. Алексеева.
Первой работой в кино станет у Дмитриева роль командира ЭПРОНовцев (Экспедиция подводных работ особого назначения, занимавшаяся подъемом кораблей и другими подводными делами) в фильме Виктора Эйсымонта «Четвертый перископ». За ней последуют столь же небольшие роли в «Морском батальоне», «Академике Иване Павлове», «Мусоргском», роль Григоровича в «Белинском».
В 1955 году на экраны страны выйдет комедия режиссера Самсона Самсонова по сценарию Алексея Каплера «За витриной универмага» («Мосфильм»), в которой Дмитриев исполнит главную роль – заведующего отделом готового платья Михаила Ивановича Крылова, в прошлом майора Советской Армии, вступающего в борьбу за продажу не абы какой, а высококачественной продукции. Фильм имел большой успех, его посмотрело 25 миллионов зрителей, а Иван Петрович сразу же стал всесоюзной знаменитостью.
Еще более популярной будет комедия «Полосатый рейс» (1961), снятая на «Ленфильме» режиссером Владимиром Фетиным по сценарию Алексея Каплера и Виктора Конецкого – ее посмотрит в первый же год проката почти 46 миллионов зрителей. Рассказ о том, как транспортировка в зоопарк тигров, львов и других зверей на теплоходе «Евгений Онегин» превратится в забавную и поучительную историю о находчивости и смелости буфетчицы Марианны (Маргарита Назарова), горячо любящей животных и заставившей их, случайно выпущенных из клеток, возвратиться обратно, увлечет зрителей всех возрастов, получив Серебряный приз на международном кинофестивале в Калькутте.
Выразительно сыграны роли руководителей разных рангов, в основном коммунистов, Иваном Петровичем Дмитриевым, членом КПСС с 1971 года. Тут и Дыбенко в «Залпе «Авроры» Юрия Вышинского, и генерал Новожилов в «Неповторимой весне» Александра Столпера, и подполковник Свиридов в «Армии «Трясогузки» снова в бою» Александра Лайсманиса, и министр морского флота СССР в «Море нашей надежды» Георгия Овчаренко, и старый главный конструктор в «Главном конструкторе» Владимира Семакова, и полковник милиции Сергей Иванович в «Ювелирном деле» Льва Цуцульковского.
Сколь бы ни было сложно создавать образы, подчас одноплановые, Дмитриев всегда находил приемы и краски их обогащающие, придающие им новые характеристики и черты. Недаром критики, разбирая режиссерские и актерские неудачи в тех или иных фильмах Ивана Петровича никогда не задевала, а то и выделяла его редкостное умение даже схематичной, казалось бы, роли придавать жизненность, художественную обоснованность, правдивость.
Сам актер по этому поводу говорил: «Меня этому театр научил. Театральна школа учит работать над образом постоянно, улучшать каждый образ от спектакля к спектаклю. Поэтому в кино актеру театра работается легче. А попробуй-ка киноактер, не имея за плечами такой школы, выйти на сцену – даже видный актер смотрится иной раз словно новичок».
А всего у Ивана Петровича более двухсот спектаклей и шестидесяти кинофильмов, где роли эпизодические чередуются с большими, но все они запоминаются зрителями, судя по отзывам в печати и в интернете. Это ли не истинный, добытый трудом и талантом, успех?!
А еще помогали Дмитриеву, признавался он в одном интервью, воспоминания о войне, о воинском братстве, о днях тяжких утрат и радостных побед. Это и его, Ивана Петровича, имел в виду Дудин, когда писал:
В душе моей живут два крика
И душу мне на части рвут.
Я встретил день войны великой
На полуострове Гангут.
Я жил в редакционной башне
И слушать каждый день привык
Непрекращающийся, страшный
Войны грохочущий язык.
Иван Петрович Дмитриев был награжден орденом Красной Звезды (1942 год), орденом Отечественной войны I степени, орденом «За заслуги перед Отечеством», театральной премией «Золотой софит».
Скончался Иван Петрович Дмитриев 23 октября 2003 года, на 89-м году жизни. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Память о нем, актере и воине, живет в душах вот уже какого поколения людей!
Эдуард ШЕВЕЛЁВ
Петербург – Ленинград
На фото: Иван Дмитриев. Из открытых источников

