В Рязани магазин «Русское слово» сменила «Французская парфюмерия»
В советское время на одной из центральных улиц Рязани – Первомайском проспекте, многие годы работал магазин «Русское слово». И хотя в городе было немало других книжных магазинов и отделов, но здесь как-то всегда были люди. В то время вообще многие и много читали. Не раз бывал здесь и я, стремясь приобрести что-то новое.
Но вот пришли в Россию лихие 1990-е годы. Магазин был продан в частные руки, и вместо «Русского слова» здесь появилась вывеска «Французская парфюмерия». Так он и существует до сих пор. В центре России, в старинном русском городе. Интересно, чтобы об этом написал Сергей Есенин?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен.
Не лучше положение и на селе. Будучи депутатом Государственной Думы, мне, по заданию фракции КПРФ, немало доводилось ездить по сельским населенным пунктам центральных регионов России. Перед выступлением знакомился с производством, домом культуры, магазином. И вот на что я обратил внимание. Во всех магазинах в достатке водки и вина. А вот книгу ни ребенку, ни себе не купишь. Их просто нет. Да и сельские библиотеки годами не получают литературу. Вот и исчезает русский язык.
В одной из областных библиотек при входе в зал я увидел объявления: «Креативная литература», «Коворкинг». Я поинтересовался – а по-русски нельзя было написать? Говорят – нет. Молодежь привыкла именно к таким словам. Так кто кого воспитывает? Невольно вспомнишь Пушкина, Лермонтова, Есенина и других русских поэтов с красотой их языка.
Как бы ни старались западники предать забвению нашу историю, она живет в народе. По опросу Российского института социальных и национальных проблем, Есенин признан первым среди писателей и поэтов ХХ века. Но в воспоминаниях о нем пишут, в основном, о его большой любви к Родине, простому народу, природе. Многие наверняка знают его слова, написанные в 1920 году: «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» Эти слова не были отдельным порывом, всплеском чувств. Любовь к Родине он проносит через всю жизнь. Через несколько лет, в 1924 году, в стихотворении «Русь советская» он продолжает:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Не случайно, а по внутреннему зову, он создает прекрасные лирические стихи: «Выткался на озере алый свет зари…» (1910 г.), «Сыплет черемуха снегом…» (1910), «Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха…» (1910–1912), «Поэт» (1912), «Клен ты мой опавший…» (1925), «Письмо к матери» (1923), «Отговорила роща золотая…» (1924) и много других. Их красота и сегодня притягивает людей.
Первые стихи были написаны Есениным еще в 8-9-летнем возрасте. Вот как писал сам он об этом: «Стихи я начал писать рано, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». Есенин говорил: «Книга не была у нас совершенно исключительным и редким явлением, как во многих других избах. Насколько себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах».
Но есть и другой Есенин – человек, умеющий не только сопереживать Родине и писать о ней, но и принимавший активное участие в ее политической судьбе. Об этом пишут очень мало. Большинство авторов стараются обходить эту тему. Видимо, основная причина заключается в том, что сегодня мы вновь живем не в России Советской, о чем так горячо и искренне писал Есенин, а в стране капиталистической, с ее собственными политическими требованиями к авторам.
Вообще, время Есенина – это время крутых поворотов в истории: от России патриархальной к России Советской. И этот путь он прошел вместе с простым народом, внутренне принимая, переживая и откликаясь на каждый новый шаг страны как на свою удачу или боль. Более того, Есенин в своих стихах увидел и наше время, и дальше – будущее. Его творчество стало неотъемлемой частью духовной жизни России. Да и не только. Многие стихи были переведены на языки других народов, в том числе – европейских.
Родился Есенин в Рязанской губернии, в селе Константиново, на высоком берегу реки Оки. «У меня отец – крестьянин, ну а я – крестьянский сын», – писал он 1925 году. Его детство прошло среди полей, лугов и степей, которые сильно способствовали его раннему поэтическому пробуждению. Сначала, с 1904 года, Есенин начал учиться в Константиновском четырехклассном училище. Затем три года учился в Спас-Клепиковской учительской школе. Именно в это время он выдвинулся как стихотворец. В 1912 году он пишет стихотворение «Поэт», в котором уже достаточно ясно сформулировал цель своего творчества:
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей как братьев любит
И готов за них страдать.
Много проблем и трудностей было на пути Есенина в то время. Не сразу его признали. Не сразу удалось попасть в число тех, кого издатели охотно печатают. Но он сумел своими стихами заявить о себе так, что стал одним из известных и любимых поэтов в народе.
Со временем его еще юношеские стихи наполнялись не только образами красоты русской природы, но и идеями революции. До нашего времени дошли документы о связи Есенина в 1913–1914 годах с революционными рабочими. В это время московским охранным отделением на Есенина было заведено дело. Известный исследователь Ю.Л. Прокушев писал в книге «Сергей Есенин. Поэт. Человек»: «В картотеках московской охранки и департамента полиции имеются регистрационные карточки, составленные на Есенина в 1913 году. Когда читаешь пухлые тома охранки… еще раз убеждаешься, как ошибались все те, кто считал Есенина в молодые годы лишь идиллически настроенным, влюбленным в патриархальную старину юношей, далеким от какой-либо политики и демократических идеалов… В действительности оказывается, что в свои 18-19 лет Есенин был настолько связан с политикой, общественной деятельностью, что московская охранка проявляла к нему явно повышенный интерес».
Он один из тех, кто в марте 1913 года подписал письмо пятидесяти, в котором поддерживали решение рабочих-большевиков, членов Государственной думы, осуждали раскольническую деятельность депутатов-меньшевиков. В это время Есенин распространяет нелегальную литературу, бывает на рабочих собраниях и митингах, участвует в забастовках. «У меня был обыск, но пока всё кончилось благополучно», – писал Есенин.
Поэтому он принял Октябрь 1917 года, как отмечают многие исследователи, с восторгом. Он внутренне был уже подготовлен к нему. В 1925 году Есенин в своей автобиографии пишет: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном».
В 1918 году в стихотворении «Небесный барабанщик» он писал:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
В эти годы он был не просто сторонником революции. Он считал себя ее частью и не скрывал этого. В стихотворении «Иорданская голубица», в том же 1918 г., он писал:
Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
И это был не единичный порыв молодого поэта, человека. Это была позиция. Позже, уже в 1924 году, теперь уже в Советской Стране, он вновь и вновь повторяет эту мысль в стихотворении «Письмо к женщине»:
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Есенина постоянно волновали судьба Родины, народа, особенно крестьянства, в бурную революционную эпоху. Это, главным образом, определяло идейно-художественное своеобразие его стихов и поэм, написанных в 1917–1918 годах. В этот период в них особенно отразились настроения и чаяния крестьян русский деревни.
Впоследствии Есенин неоднократно и не случайно обращается к имени и образу Ленина. Так, в поэме «Анна Снегина» он пишет о разговоре с крестьянами, как бы выражая их место в революции. Они настойчиво хотели узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»:
«Скажи,
Кто такой Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
В этом кратком ответе он выразил главное: связь простого крестьянства с идеями Ленина, с делами советской власти.
«Есенин, – рассказывает жена поэта С.А. Толстая, – относился к Владимиру Ильичу с глубоким интересом и волнением. Часто и подробно расспрашивал о нем всех лиц, его знавших, и в отзывах его было не только восхищение, но и большая нежность».
В последние годы жизни Есенин задумал большую поэму о революции, под предварительным названием «Гуляй-поле». Он не успел ее закончить. Но в 1924 году он печатает большой отрывок, посвященный Ленину.
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс…
Он мощным словом
Повел нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите всё в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет –
Как ваша власть и ваш Совет»…
И мы пошли под визг метели,
Куда глаза его глядели:
Пошли туда, где видел он
Освобожденье всех племен…
Никто не заставлял Есенина писать такие стихи о Советской власти и о Ленине. Он мог бы продолжать писать о красоте берез и кленов, лугов и рассветов, о родных и любви. Но он писал и публиковал новые стихи, потому что это отвечало его внутренним убеждениям. В стихотворении «Письмо к женщине» (1924 г.) он пишет: «И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому!»
Воспринимая душой правду Ленина, Есенин вновь и вновь пристально вглядывается в кипение жизни, стремясь, по его словам, «постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь».
В 1921 году Есенин уезжает в Америку, предварительно исколесив всю Европу. Свои впечатления он выразил коротко, но четко и ясно: «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства». В 1923 году, в поэме «В стране негодяев», он как бы дает диагноз:
Эти люди – гнилая рыба. Вся Америка – жадная пасть, Но Россия… вот это глыба… Лишь бы только Советская власть!.. В автобиографии, написанной в июне 1924 года, он особо выделяет: «Америка – это такой смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества». Здесь позиция Есенина совпадает с позицией славянофилов, которые считали, что России, нам, русским, не надо пытаться быть похожими на кого-то. Например, на французов, англичан, американцев. Мы – русские, и у нас своя история, культура и свои традиции.Есенин отмечал, что владычество доллара съело в американцах все стремления к каким-либо сложным вопросам. Они всецело погружены в бизнес и остального знать не желают.На этом фоне мне вспоминается недавний случай. Однажды я увидел, как на асфальте сидел человек около 40 лет. Сумка-рюкзак сползла у него с плеч. Он сидел и молча смотрел по сторонам. Я подошел и спросил: «Вам помочь?» Он ответил: «Помогите». Я помог ему подняться, усадил на неподалеку стоящую скамейку. Помог надеть сумку-рюкзак. Затем постоял, поговорил с ним немного. Спросил, нужна ли еще какая-то помощь. Он ответил: «Нет». А затем добавил: «Сегодня я тоже помог одному человеку. А теперь Вы помогли мне. Всё правильно. Мы же советские люди». После этих слов я совсем по-другому посмотрел на него и понял, что у этого человека есть и душа, и совесть, и голова работает как надо.Проехав Европу и Америку, Есенин стал по-новому смотреть на Россию и ее будущее. Он не был экономистом, но своим крестьянским умом понимал, что природа щедро одарила Россию ресурсами. Настолько щедро, что она может жить и развиваться вне зависимости от капризов мировой политики. В драматической поэме «Страна негодяев» (часть вторая) в 1923 году он писал:
Да ведь наша Сибирь
Богаче, чем желтая Калифорния.
С этими запасами руды
Нам не страшна никакая
Мировая блокада.
Только работай! Только трудись!
И в республике будет,
Что кому надо.
Есенин как будто предвидит сегодняшний день. Только реально сегодня Сибирь больше работает на олигархов и другие страны, чем на саму Россию и ее народы. Сколько об этом уже сказано и написано, но власть как будто не слышит и не знает. «Только работай! Только трудись!» Но сегодня в России десятки миллионов безработные или работают не по специальности. Не об этом Есенин мечтал, когда писал свои стихи.
Здесь одно лишь нужно лекарство – Сеть шоссе и железных дорог. Вместо дерева нужен камень, Черепица, бетон и жесть. Города создаются руками, Как поступками – слава и честь. Поэт Николай Полетаев писал о Есенине в 1918 году: «Передо мной вырос человек, до самозабвения любящий красоту русского слова». Сегодня на русский язык идет со всех сторон атака. Он непрерывно забивается иностранными словами, которые не только заполонили телевидение и радио, книги, проникли в школу, в семью, но и стали просто привычными, особенно для молодежи. А слово воспитывает. Недавно я зашел в один пединститут. Сразу увидел небольшой магазин с книгами. Но каково же было мое удивление, когда на всех полках стояли книги только на английском языке. На мой удивленный вопрос: «А где же русские книги?» продавец только пожала плечами. Такой же вопрос у меня возник, когда в ряде газетных киосков я увидел небольшие красочные книжки: «Английский в картинках», «Интересный английский». Кого власть воспитывает? Кому планирует передать Россию в будущем? А вот книжек со стихами Пушкина или Есенина я не увидел. Случайно ли? И что Россия получит в итоге? Вспоминается один пример. Как-то в Рязань приехала очень известная японская скрипачка. Билеты на ее концерт были очень недорогие: 300-400 рублей. Но зал был наполнен только на треть. С другой стороны, нередко в Рязань приезжают рок-ансамбли или, как говорят, «попса». Билеты на них до 3 тысяч рублей. И народ, особенно молодежь, идут. Залы полные. Во время концертов нередко зрители размахивают руками, вскакивают, пританцовывают. Это уже их среда. Но что из этого в итоге выйдет? Есенин не был коммунистом, но всем своим существом, всеми стихами он старался возбудить, воспитать в читателе чувство любви к Родине, к традициям и обычаям народа. Своим словом он всячески пропагандировал и поддерживал Советскую Россию, СССР, писал о тех, кто защищал их. И сегодня его мысли, его дела, стихи и поэмы также важны для нас, как и в годы Октябрьской революции, в первые годы Советской власти.Есенина многие современники называли противоречивым поэтом. Его имя обросло разными мнениями, слухами, правдами и неправдами. Конечно, такого поэта, как Есенин, нельзя трактовать упрощенно. В нем многое сочеталось, соединилось. Но он вошел в историю и останется в ней как один из великих русских поэтов.
Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР.
(Из стихотворения «Стансы», 1924).
В.Н. ФЕДОТКИН,
д.э.н., профессор,
председатель рязанского отделения ВСД «Русский Лад»
