Канцлер Германии Мерц дал понять, что его страна готова предоставить Киеву гарантии безопасности, пишет Spectator. Однако идея отправки «миротворческих сил» на Украину расколола страну пополам. Автор статьи убеждена: действия властей ФРГ втягивают ее в опосредованную войну против воли народа.
Дональд Трамп не оставляет отчаянных попыток остановить украинский конфликт, а лидеров Европы ждет своя задача. Если мирное соглашение с Россией все же будет достигнуто, как им предоставить Киеву насущно необходимые гарантии безопасности от «российской агрессии» – вместо Америки, которой больше нельзя доверять и которая перестала быть надежным союзником? И смогут ли они их предоставить – при всем желании?
Выйдя из Белого дома после спешно организованной в понедельник встречи с Трампом, Владимиром Зеленским и другими европейскими лидерами, канцлер Германии Фридрих Мерц дал понять, что его страна готова предоставить Украине гарантии безопасности.
«Мне очевидно, что мы, Федеративная Республика Германия, так же глубоко в этом заинтересованы и несем серьезную ответственность», – заявил он. Впоследствии он несколько смягчил свое заявление о намерениях, подчеркнув, что обсудит все вопросы с европейскими союзниками и что окончательное решение относительно немецкого присутствия на Украине будет вынесено на голосование в бундестаге в соответствии с немецким законодательством.
По неписаной традиции, которая успела сложиться при новом канцлере всего за считаные месяцы, своими комментариями Мерц моментально разворошил в Берлине политическое осиное гнездо. К тому времени, как он вернулся в Германию, вокруг поддержки Украины со стороны бундесвера уже вовсю полыхали ожесточенные споры.
Идея отправки миротворческих сил на Украину расколола Германию пополам. Согласно опросу исследовательского института Civey, 51% немцев считают участие бундесвера в миротворческой миссии на Украине дурной затеей. Одобряет ее лишь 36% респондентов.
Для среднестатистического немца российская спецоперация гораздо ближе, ведь от зоны конфликта их отделяет всего одна страна – Польша. Таким образом, с самого начала боевых действий в феврале 2022 года сохраняется чувство тревоги, что берлинские политики втягивают Германию в опосредованную войну против воли народа. Нацистское прошлое страны по-прежнему довлеет над национальным сознанием, поэтому идея заблаговременной отправки войск на территорию, которую предки ныне здравствующих немцев отчаянно пытались уничтожить всего 80 с небольшим лет назад, для многих заведомо неприемлема. Тем не менее майский опрос показал, что 64% немцев как минимум «очень обеспокоены» возвращением войны в Европу.
Как правые, так и левые восприняли высказывания Мерца, как им удобно, подав как подстрекательство. Сопредседатель «Альтернативы для Германии» Алис Вайдель осудила его слова как «опасные и безответственные».
Ко вторнику «Альтернатива» опубликовала в социальных сетях еще один угрожающий пост. Отправка солдат на Украину будет «не миротворческой операцией», а «постоянной эскалацией конфликта с Россией», – утверждает партия. К посту прилагается изображение в сепии, на котором Мерц с маниакальной ухмылкой навис над пятью хмурыми молодыми людьми. Подпись гласит: «Мерц хочет отправить вас на Украину. Мы – нет!».
Ей вторила Сара Вагенкнехт. В опубликованном в среду видео она предупредила: «Ваш отец, ваш брат, ваш сын – все они вскоре могут отправиться на Украину воевать с Россией». Готовность Мерца отправить на Украину войска она назвала «опасной» и «антиисторичной». «Если конфликт разразится снова, Германия тут же станет воюющей стороной», – добавила она. Она призвала провести мирный митинг в Берлине 13 сентября, чтобы остановить «воинственный курс федерального правительства».
Если эти предупреждения об эскалации конфликта кажутся вам знакомыми, то немудрено. Сразу же после саммита в Вашингтоне в понедельник официальный представитель российского МИД Мария Захарова обратилась к союзникам Украины с заявлением. Подчеркнув категорическое неприятие отправки войск НАТО на Украину для поддержания мира, Захарова заявила, что это грозит «неконтролируемой эскалацией с непредсказуемыми последствиями». Иными словами, «Альтернатива для Германии» и «Союз Сары Вагенкнехт» не пытались отмежеваться от позиции Москвы хотя бы для виду.
Хотя формально «Альтернатива» и «Союз» находятся на противоположных концах политического спектра, обе партии слывут пророссийскими. Обе ратуют за отмену санкций против Москвы и восстановление дипломатических отношений. Обе противятся поставкам оружия на Украину. Однако отчасти их призывы к миру диктуются прагматическими соображениями: электорат обеих партий сосредоточен преимущественно в бывшей Восточной Германии, где культурная память о ГДР порождает как стойкое недоверие к НАТО, так и сильный страх перед российской агрессией. И «Альтернатива», и «Союз» цинично воспользовались спорами о миротворческих силах на Украине, чтобы нагнать страху на избирателей.
Однако в том, что касается обязательств по Украине, Мерц не снискал особой поддержки даже от собственного кабинета министров. Не помогло и то, что когда канцлер только летел в Вашингтон, его министр иностранных дел Йоханн Вадепуль заявил, что отправка немецких войск на Украину «наверняка перегрузит» бундесвер, учитывая планы Берлина создать в Литве новую бригаду численностью 5000 человек, которая, как ожидается, будет готова к 2027 году. Немецкая армия годами испытывает хроническую нехватку ресурсов: на сегодняшней день ей не хватает примерно 20 000 солдат, и она с трудом заменяет жизненно важную технику, переданную Украине за последние три с половиной года. Хотя, придя к власти, Мерц несколько смягчил правила государственного долга страны, что позволит значительно увеличить военные расходы в ближайшее время, пройдут годы, прежде чем эти меры дадут о себе знать.
Разумеется, никто не отменял вопроса о конкретной роли Германии в миротворческих силах на Украине. Министр обороны Борис Писториус пока не раскрывает карты, заявив, что «вклад Германии в гарантии безопасности пока не определен». Есть все шансы, что если сопротивление окажется слишком мощным, а Мерц не сможет продавить свои планы через бундестаг, то немецкая армия ограничится тем, что будет предоставлять Украине разведданные, поставлять оружие, а также обучать солдат.
Ввиду отсутствия мирных перспектив между Россией и Украиной в ближайшее время у Мерца еще есть время сплотить правительство, подготовить армию и дать отпор политическим противникам. Но если первые семь месяцев второго срока Трампа чему-то и научили канцлера и его европейских коллег, так это тому, что предсказуемость и осторожность американскому президенту не свойственны. Трамп может в любой момент навязать Киеву мирное соглашение с Москвой. Мерцу предстоит нелегкая работа, чтобы Германия к этому моменту была во всеоружии.
Лиза ХЕЙЗЛДАЙН, Германия
