Уважаемая редакция!
События, обсуждаемые в столицах, интересуют и провинцию. Даже в деревнях. А зеркало, в котором отражены эти события – токсичное телевидение, где 24/7 реклама товаров и бесконечно скачущих, жующих обывателей. И только между рекламами банков проскальзывают как-то новости – скороговоркой, поверхностно, мимоходом, чтобы опять заняться кэшбеками.
Почему такое неуважение к зрителям и слушателям? Наверное, рынок отменил Совесть?
А. КУТЫРЕВА
д. Высокая
Видимо, надо было пережить очередное унижение Западом, чтобы прийти к идеологии патриотизма. А на чем основываемся? На достижении Советской Страны! Великая Победа была закономерной благодаря невиданному энтузиазму всего народа, беспримерному героизму воинов, легендарным военачальникам, гению Вождя и силе не заёмного, а собственного оружия.
Происходящее на Красной площади во время Парада в честь 80-летия Победы вызвало разные чувства: гордости за великую страну – СССР, спасшую весь мир от страшного врага; горечи за цену, которую заплатил за Победу наш героический народ; грусти, оплакивая защитников, отдавших свои жизни за Родину, ее существование и процветание. Но никакого гнева не хватает, и слезы закипают при мысли: как могло такое случиться, если всё, что отстояли, защитили, выстрадали героические поколения советских людей в один миг пошло на распыл?! Почему кучка предателей, хамелеонов, выползней – лакеев Запада, соблазнив простодушных обывателей, захватила власть и в одночасье ограбила и обездолила народ огромной страны?! Пообещали золотые горы и начали строить бандитский компрадорский капитализм на глазах изумленных народов мира. Воспользовались великими достижениями и, ради собственного обогащения, возродили ненавистный капитализм, с которым разобрался еще Великий Октябрь!
И тем не менее, ухватившись за Победу, как за волшебную палочку, казалось бы, воспевая ее, усиленно нагнетают, как рефрен, количество потерь в годы войны, и это уже в устах многих звучит как обвинение победителям! Бывшие и нынешние «гуманизаторы» упрекают руководителей СССР в том, что они «завалили врагов трупами»!
Всем этим «доброжелателям» и лживым кумирам следовало бы помнить, что эти жертвы на совести – нет, бессовестности! – той черной всеевропейской орды, силу которой пришлось преодолевать. Военные потери соизмеримы, но бесчеловечность агрессоров утроила их. Всё говорят о каких-то правилах ведения войн, женевских конвенциях. Какие конвенции! Они попраны беспрецедентными бомбардировками тысяч городов, сотнями тысяч сгоревших сел и деревень, тысячами заживо сожженных, угоном мирных людей в рабство, людоедской расправой с пленными, чего Советский Союз не мог делать по своей природе.
Документы, опубликованные в открытой печати, говорят о том, что в советском плену находились представители почти всех европейских стран, а всего почти 3,5 млн человек, 2,5 млн из них – немцы. Освобождено и репатриировано почти 3 млн человек, умерли в плену по болезни около 6% всех военнопленных. Надо ли сопоставлять цифры, когда горы трупов концлагерей вопиют о зверствах фашистов?
Из какой-то лакейской деликатности, кстати, совершенно неуместной, только сейчас, на восемьдесят первом году Победы, признали, наконец, бесчеловечность Европы геноцидом русского народа, и жертвы его несоизмеримы ни с какими другими. Скорей всего и нынешний геноцид русского народа, и наши потери будут не соизмеримы с украинскими. Поскольку русские не воюют с мирными жителями и это было всегда. И в Первой мировой, о чем говорил президент, вспоминая своего деда, и в Отечественную. Тому бесчисленное количество примеров и теперь, на Украине, когда наши ребята спасали раненых ВСУшников.
Документальные кадры, воспоминания современников во многих странах запечатлели восторг и ликование освобожденных от фашизма европейцев при встрече советских освободителей. Сейчас они «вдруг» всё забыли: сожженная вместе с жителями деревня Лидице, помощь в восстановлении хозяйства, хотя помогать надо было нам восстанавливаться. Они сейчас преисполнены ненависти к их освободителям от рабства. Ну как тут не обратиться к «Дневнику писателя» Ф.М. Достоевского, который именно это и предсказал, почти с документальной точностью…
Мощная идеологическая обработка в СМИ по очернению всего советского общества и его достижений дала свои плоды. Столичная либеральная толпа, руководимая продажными идеологами и политологами, совершила переворот, нагло приписав его тем, кто пытался сохранить страну, назвав их путчистами. Обман, можно сказать, вселенского масштаба. Такого никто не ожидал! Политологи-то, коих сейчас великое множество, знают, что путч – это удавшийся переворот! А кому он удался? Правильно, либералам всех мастей, мелкобуржуазной толпе столичных бездельников и интеллигентских подстрекателей. Россия стала «новой, свободной, независимой» – и тут же независимо и свободно встала на колени, а Ельцин доложил хозяевам: «Боже, храни Америку!» Большего позора не знала даже капитулировавшая в мае 1945 года Германия!
А вот созданный для спасения страны ГКЧП осмеяли на весь мир вертлявые флюгеры – журналисты по всем каналам ТВ (они сегодня продолжают свое черное дело там же). Очернили, унизили, растерзали перед изумленными народами. Комитет состоял из людей, облеченных высшей властью, они знали свои права и обязанности. Но сидели как на скамье подсудимых, виновато опустив глаза. Их и обвинили в путче!
Можно ли было спасти положение дел в этом случае? Конечно, если бы Комитет сделал то, что полагается в таких случаях, – применить силу, разогнать толпу, арестовать зачинщиков и т.д. И это было бы законно, в соответствии с Конституцией и только что прошедшим референдумом. Конечно, на Западе ору и визгу было бы много, выше небес: нет, это-де не демократично, у нас никто, никогда и никого не разгоняет. Да, да, мы видим это почти каждый день, толерантные вы наши.
Вот что писал Карл Маркс Людвигу Кугельману 12 апреля 1871 года о падении Парижской Коммуны: «Момент был упущен из-за совестливости: не хотели гражданской войны, как будто бы чудовищный выродок Тьер не начал ее». А вот наши тьеры не моргнув глазом расстреляли 3 октября 1993 года защитников парламента. И это был единственный случай в мировой истории, когда президент на глазах всего мира, под улюлюканье зевак и кинокамер с крыши американского посольства, приказал расстрелять защитников и арестовать парламентариев. Вот такая демократия, очень свободная… от морали.
А вот моральное превосходство защитников Парижской Коммуны и российского парламента составляет разительный контраст со зверской жестокостью ее кровожадных и, вместе с тем, трусливых палачей, старавшихся перещеголять друг друга садизмом, с каким они расправлялись с жертвами, убивая походя детей и подростков. Народ всё помнит!
В 1996 году выяснилось, что Ельцин проигрывает выборы даже с чубайсовской коробкой «зелёных». Позднее журналисты спрашивали Г.А. Зюганова, почему он не воспользовался результатами. И Геннадий Андреевич признался, что это могло спровоцировать гражданскую войну.
Самое время поговорить о сочетании таких категорий, как «рынок» и «совесть», в оценке русского народного сознания. Рынок во все времена та «площадка», где в чистом виде выступают взаимоотношения личности со своей совестью. Если определить совесть как потребность общественного человека к самоограничению своих эгоистических интересов ради уважения интересов других людей, то следует признать, что здесь, на рынке, совесть подвергается тягчайшему испытанию – атаке со стороны эгоистического интереса наживы за счет другого человека, атаке могущественной силы чистогана.
Не случайно, происходящее в человеке противостояние между совестью и её эгоистическими поползновениями окрестили словами именно «рыночного» звучания – сделка с совестью. И в самом деле! Человек постоянно торгуется с ней. То «сбавляет цену» своего поступка против неё, то «выторговывает» у нее оправдание и прощение. Совесть то и дело выступает в качестве товара. Кстати сказать, совесть едва ли не единственный товар, щедро оплачиваемый за то, что его нет в наличии. Высоко, например, оплачивается бессовестность заказного убийства, наемного очернителя соперника, создателя фальшивой репутации, низвергателя авторитета, где правда выдается с невинным видом за ложь, а ложь преподносится с серьезным видом за правду.
Опровержения редко кто читает, достаточно поверить в оговор – именно он острее, беспощадней, вызывает жадное любопытство: «Надо же! Ах, неужели? Смотрите, каковы они!»
В профессии журналиста очень многое зависит от нравственной категории «совесть», понятие это существует у всех народов. Но если же муки совести нет в генах, то слово журналиста приносит обществу вред и разрушение. На телевидении это так прозрачно! Особенно в знаменитой передаче В. Соловьева «Поединок», кажется, где витийствовал Жириновский, уничтожая коммунистов, на радость ведущему и всей либеральной тусовке.
Много таких журналистов, особенно ведущих собственных передач. Чтобы вывести «на чистую воду» «эту Россию» им мало собственных ненавистников, всяких ципков, кузичевых, исаевых; приглашают отъявленных русофобов – кореб, юстов и пр. Хорошо оплачивается бессовестность, но и всякое другое отсутствие совести.
Совесть, как известно, можно купить и даже взять на прокат в тех или иных отпущениях грехов, в виде, например, индульгенции. На ТВ «Спас», видимо, так и поступили, сочинив и показав эту мерзость – «Мумию». Наверное, решили сделать богоугодное дело. А навредили себе. Сейчас подсчитывайте в храмах, насколько поубавится ваша паства. Что же вы, такие сиюминутные, а должны быть вечными. Недальновидно! Надобно недобросовестным журналистам, хозяевам желтых листков и порочных телепрограмм читать свою Библию: книгу американского журналиста Роберта Сильверста «Вторая древнейшая профессия». Полезное чтение и для вас, бессовестных, и для тех, кто ещё вам верит.
В свете сказанного не удивительно, что коллективная совесть народов – их фольклор, искусство, литература – всегда, на протяжении веков и тысячелетий, уделяли огромное внимание изобличению бессовестных купцов и торговцев, их беспощадному осуждению или осмеянию.
И тем выше на этом фоне оценивается в народном сознании человек рынка – купец, торговец, обладающий совестью и честью, готовый принести в жертву свои интересы, свое имущество, а порой и свою жизнь в борьбе за правду, за справедливость, за народное благо. Их имена знает весь народ – Козьма Минин, Афанасий Никитин, Савва Морозов, Сергей Третьяков, которые не просто существовали, а созидали! Можете привести примеры сегодняшнего дня? То-то!
В формировании совести участвуют многие «составные». И такие заведомо положительные, как передовые идеи, любовь к людям, трудолюбие, коллективизм, долг, честь, стремление к идеалу, красоте, и такие, на которые мы привыкли смотреть несколько косо. Боязнь осуждения, жажда одобрения, похвалы, желание выделится. Если бы общество умело только призывать быть нравственным, но не умело приучать, даже принуждать, то этика, наверное, осталась бы разделом зоопсихологии.
Совесть формируется в ходе реального социального опыта, в процессе реальных взаимоотношений между людьми. И, естественно, не изолированно от других человеческих качеств. Передача нравственных качеств от поколения к поколению не через гены, а через воспитание, при помощи общественного мнения предопределяет ее.
Призыв к патриотизму должен сопутствовать воспитанию в духе патриотизма. Но если думать только о вещах и развлечениях, не всё ли равно, где жить? В суровое время испытаний 1941 года, куда побежали советские люди? Правильно, в военкоматы! А в начале СВО? В Верхний Ларс. Побросав «Мерседесы» и «Мазерати», столичные трутни, «золотая молодежь» поспешила в Европу, спровоцировавшую войну на Украине. Вот как «воспитали» молодое поколение в период утверждения буржуазного общества. Родители этих перебежчиков воспитывались уже в капитализме!
Спасло нас не денежное вознаграждение призванных защищать Родину, а то, что, как верно заключил французский историк, погибший в застенках гестапо – Марк Блок, внуки перенимают опыт дедов, а не отцов. А деды наши – советские люди – люди с совестью. Что может быть на совести, если совести нет и в помине? Чуть не всю немецкую нацию пробовали освободить от совести. И далеко не безуспешно. Современные немцы тоже учатся у дедов.
Почему так резко изменилось состояние совести в обществе в целом? Потому что, если радикально меняются цели, идеалы в жизни людей, нравственность не может оставаться «той же». А уж если она переродилась в соответствии с новыми целями жизни, она способствовать достижению старых не будет.
Слова философа-просветителя Людвига Фейербаха: «Наш идеал – не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал – это цельный, действительный, всесторонний, образованный человек». Когда-то эти слова с удовольствием внес в свой конспект В.И. Ленин.
На фото: Кадр из эфира телеканала «Россия-1»

