В грядущее зовущий след

Ведь память, что ведет от века,

В грядущее зовущий след.

О. Бушко, участник Великой Отечественной войны

За это грядущее, лучшее будущее, геройски сражаются наши воины с укронацистами, предавшими отцов и дедов, веривших в него в борьбе с фашизмом.

И сегодня наследники гитлеризма, следуя бандеровским прародителям, наложили запрет на великий русский язык, казнят нашу общую русско-советскую и украинскую историю, снося памятники известных деятелей ее: воинов-полководцев, писателей и поэтов.

Эти новоявленные палачи всего русского, советского унаследовали свои сатанинские привычки от разбойных «лесных братьев», оуновцев (ОУН-УПА признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), своих кумиров Бандеры и Шушкевича.

Мы помним, с какой звериной ненавистью действовали они после войны, жестоко казня, убивая советских людей – целые семьи, подвергая страшным пыткам бойцов Красной Армии, захваченных в плен. И ныне их наследники так же обращаются с нашими пленными бойцами.

О тех зверствах нелюдей оставил чудовищные свидетельства писатель Аркадий Первенцев в своей книге «Секретный фронт». Действие в ней развертывается в одном из пограничных районов Прикарпатья в первые послевоенные годы, когда повсюду народ восстанавливал разрушенное войной хозяйство – вставали из руин города и села.

А здесь все еще раздавались выстрелы, совершались казни – лилась кровь, гибли люди. Бандой украинских буржуазных националистов, вскормленных фашистами, руководили из-за рубежа империалистические разведки. Ныне те же поводыри – только в другом обличии, маскируясь под демократов, а на деле преследуя хищнические цели, обрекают украинский народ на полное уничтожение.

Книга А. Первенцева, писателя и воина Великой Отечественной войны, звучит сегодня грозным набатом – напоминанием украинскому народу о том, что может произойти с ним и уже происходит, если он и дальше будет верить западным лжеповодырям и их профашистской марионетке – Зеленскому.

Всем своим творчеством – и на войне, и раньше, а писатель прошел через многие фронты, и в личной жизни был он нетерпим к врагам Отечества, ко всякому злу, грозящему не только стране и народу, но и всему человечеству.

Его корреспонденции на самые горячие, злободневные темы печатались во многих газетах и журналах, а в театрах ставили пьесы по его произведениям.

Еще накануне Великой Отечественной войны, после успешной постановки «Кочубей» о герое Гражданской войны, написанной в соавторстве с известным актером и режиссером Н. Охлопковым, задумал он создать драматургическое произведение и о советских летчиках.

Когда вспыхнула война, работа была завершена под названием «Крылатое племя». Принял ее к постановке главный режиссер театра Красной Армии Алексей Попов. Премьера состоялась в августе 1941 года и получила горячий прием зрителей, бойцов и командиров, отправляющихся на фронт.

Это была первая пьеса в советской драматургии о войне с фашизмом о славных героях летчиках-истребителях, храбро защищавших наше небо от фашистских стервятников в первые дни войны – о единстве фронта и тыла.

А уже на третий день войны вышла брошюра писателя «Всполох», где выражалась твердая вера в нашу победу, ибо народ сражался с гитлеризмом не только за Советскую Родину, но и за победу прогресса и гуманизма. И каждый советский человек в этой борьбе готов был отдать свое сердце и даже жизнь для победы, так как слишком дорога была ему свобода.

«Нас не сделают рабами!» – говорил писатель.

В его рассказах и очерках военных лет высветился редкий дар оперативного и боевого журналиста, страстного публициста и зоркого, проникновенного художника слова.

Бессмертному героизму советских людей – солдат, матросов, офицеров – величественному подвигу молодежи посвящены такие, не утратившие и сегодня своей актуальности и идейных целей произведения, как «Девушка с Тамани», «Мыс доброй надежды», «Васька с торпедной девятки», «Железный батальон», «Люди одного экипажа» и десятки других.

В жарких, кровопролитных сражениях складывался замысел и романа «Огненная Земля» – о десантниках-черноморцах, освобождавших Крым.

Весной 1942 года Аркадий Первенцев, военкор «Известий», участвует в обороне Севастополя, в битве за Кавказ.

После тяжелого ранения – госпиталь. А потом – снова фронт. Он среди моряков-десантников, летчиков, артиллеристов воюет за освобождение Новороссийска, Керчи, Феодосии, Севастополя, за что и был награжден орденом Отечественной войны первой степени.

Часто его видели на переднем крае. Да и писал он о том, чему сам был свидетелем, что пережил лично. Огромным событием для А. Первенцева стало участие в Сталинградской битве и вступление комсомольца в ряды партии.

Обогатившись боевым опытом, он становится командиром, а после Победы поступает учиться в Военную академию.

А как помогала ему фронтовая закалка!

Суровой зимой 1941–1942 годов по заданию ЦК ВКП(б) писатель отправляется на Урал, куда были эвакуированы заводы а старые уже перестраивались на новый лад.

Здесь и зародился замысел романа «Испытание» – о героических тружениках военной индустрии, о самолетостроителях, о советском рабочем классе, технической интеллигенции. Был он опубликован в журнале «Новый мир» и стал поистине новаторским в художественном изображении подвигов людей заводского труда при сложнейших условиях переброски предприятий на Урал и их освоении на новом месте.

Роман высоко оценил роман писатель Ф. Гладков, автор первого известного в литературе произведения «Цемент» – о рабочем классе.

Подвиг народа в Великой Отечественной войне, отвага и идейная стойкость, готовность жертвовать собой во имя Родины – это лучшие его черты, свидетельство того, что за годы Советской власти сложился и выковался новый человек, идущий на подвиги не только во имя Родины, но и во имя своей идеи, лучшего будущего, основанного на принципах коммунизма.

Боевой героизм был порожден всем предшествующим ходом истории – и это показывает писатель. В эпопее «Над Кубанью» дана широкая панорама Гражданской войны на юге России. И рождение личности нового человека – мучительный процесс освобождения его от старых предрассудков.

В этом проявилось глубокое знание народной жизни, умение достигать единства исторической правды и художественной достоверности, лиризма и публицистичности, яркой бытовой и пейзажной живописи.

Характеры лучших представителей русского народа, захваченных революцией и устремленных в будущее, воплощены в образах Егора Мостового, Павла Батурина, Корогодина и других. Убедительно показано душевное и нравственное раскрепощение, возмужание человека, вступившего в борьбу за свободу, равенство и братство.

Высоко оценил роман Алексей Толстой, отнеся его к лучшим произведениям 30-х годов, когда героическая тема Гражданской войны послужила многим советским писателям для выражения патриотического подъема, нарастающего в стране перед развязыванием фашистами Второй мировой войны.

Рядом с этим романом стоит и другой – «Кочубей» – о герое Гражданской войны, имя которого и его дела пытались извратить борзописцы того времени. Но писатель защитил народного героя, правдивую песню о котором он как-то услышал из уст кобзаря. Эта песня, беседы с В.П. Кандыбиным, комиссаром кочубеевской бригады, другими боевыми товарищами помогли развеять злоумышленную ложь в отношении имени и дел героя.

Оба романа, «Кочубей» и «Над Кубанью», были переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран и удостоены госнаград.

Все последующие произведения писателя демонстрируют также необычайно широкий жанровый и тематический диапазон его творчества.

Созревший как писатель и журналист еще в ранней комсомольской юности, он быстро откликался на самые важные явления жизни, остро чувствуя ее биение. И неудивительно – к этому он был подготовлен как бы всей своей жизнью.

Детство и юность Первенцева, – а родился он 26 января 1905 года на Ставрополье, в селе Нагут – были опечалены грозными событиями революции и Гражданской войны.

С 15 лет он участвует в борьбе за укрепление Советской власти на Кубани, а в 1920 году становится добровольцем продотряда. Затем заведует отделом городского исполкома, избой-читальней, работает инспектором по ликбезу.

В 1926 году рабочие Тихорецких железнодорожных мастерских избирают комсомольца Аркадия Первенцева депутатом горсовета, а вскоре его призывают в Красную Армию.

В прославленной 5-й Ставропольской имени Баумана Кавалерийской дивизии он прошел путь от рядового красноармейца до командира Сабельного взвода.

После службы в Армии Тихорецкий горком посылает его учиться в Москву, где он поступает в Московское училище имени Баумана и одновременно работает на Приборостроительном заводе. Позже он становится директором филиала Московского машиностроительного института при заводе «Динамо».

Находясь в гуще рабочей молодежи, он занимается изобретательством. И все же в глубине его души зреет призвание художника слова. Оно и привело его в литературный кружок. Тогда же возникло и желание защитить имя Героя Гражданской войны Кочубея. Это и стало его путевкой в литературу.

Он задумал написать эпопею «Девятая колонна», героем которой становится известный на Кубани участник Гражданской войны Яков Балахонов, с которым Первенцев познакомился в Москве, когда тот работал директором Авиационного завода. А в 1918 году он командовал 9-й колонной 11-й Армии войск Северо-Кавказской советской республики, в состав которой и входила бригада Ивана Кочубея.

Рождению романа помогло и общение автора с участниками Гражданской войны на Кубани, среди которых были А. Хмельков, Д. Жлоба, В. Кандыбин, Г. Чугулин и еще многие. Они и помогли созданию истинного характера героя Гражданской войны И. Кочубея.

Накопленные им жизненные впечатления легли в основу романов и послевоенных лет: пьес «Южный Урал» (1947), «Честь смолоду» и киноэпопеи «Третий удар» (1948).

В первых главах романа «Честь смолоду» показана жизнь юного героя-комсомольца Сергея Лагунова в условиях острой классовой борьбы на Кубани в годы коллективизации. Вместе со всем советским народом духовно растут и Сергей, и его товарищи-комсомольцы. И затем на полях войны они проходят суровые испытания, получая уроки стойкости и мужества. Благодаря таким людям мы и победили фашистов. И не опустили своего идейного знамени, потому что, как восклицал поэт-фронтовик Н. Некрасов, «Нельзя как на кресте распять идею, с которой счастье виделось вдали».

Трудно перечислить все, что создано писателем за 40 лет напряженной работы и жизни. Его рассказы, статьи и очерки рассыпаны по разным изданиям, начиная с 20-х годов прошлого века. Всем своим творчеством писатель утверждал мысль, что нет таких сил, которым удалось бы повернуть историю вспять, как бы ни пыжились на этом пути либерал-предатели. И это было идейным стержнем всей советской литературы, а она рожалась на основе идей ленинизма.

Классовый подход, на который ополчилась либеральная интеллигенция, смело раздвигал рамки прежних представлений о литературе, делая ее активным бойцом за лучшее будущее. Писательское перо, зовущее к нему, вставало рядом с клинком воина, молотом кузнеца и резцом скульптора.

И к литературе потянулись тогда массы – к тем, кто призывал своим пером и талантом строить для себя лучший мир. Об этих писателях оставил свои воспоминания, очерки, мемуары А. Первенцев в своей книге «Оружие памяти». О тех, у кого он сам учился боевому наступательному искусству и кто был его первыми наставниками, продолжателями горьковских традиций: Александр Серафимович и Александр Фадеев, Федор Панферов и Федор Гладков.

И многие еще – умеющие ярко и талантливо не только отразить идеи времени, но и заглянуть далеко в будущее, на пути к которому уже тогда вставали магнаты капитала, одержимые хищническими целями и готовые ради них завоевать весь мир. Их агрессивный замысел обозначился уже после войны. А сегодня он приобрел новые чудовищные формы – в разжигании колониальных войн, что мы видим на примере тех же главарей Израиля.

Но даже после нашей великой Победы над фашизмом мудрые люди не теряли бдительности, оставались настороже, глубоко распознав его природу.

О такой бдительности поведал читателям и Аркадий Первенцев, когда вместе со своим другом писателем – Ф. Панферовым в 1958 году побывал в Англии.

Последний там заболел. Но озабочен он был не этим, а совсем другим: думами о возможности возрождения в Европе фашизма. Миллионы жертв вереницей вставали в воображении писателя и требовали никогда не остывающей памяти об этом.

И потому Панферов не мог расшаркиваться перед хозяевами-капиталистами, сюсюкать, манерничать, умильно хлопать в ладоши, как это делают нынешние либерал-предатели, поклонники Запада.

Он понимал суть его лицемерных правителей, которые под фразами о свободе и демократии прячут агрессивные намерения.

В беседе с другом он говорил, что верить елейным обещаниям капиталистов нельзя:

«Сколько раз попадало нам, русским, за сладенькую доброту. Сколько раз нас накаливали докрасна, пока наконец не поднимались мы стеной за Родину, за землю дедов и отцов, за нашу правду».

Вот и сейчас за эту правду Отечество наше и лучшее будущее доблестно бьются наши воины с укронацистами, ведомыми западными лжеповодырями. И добиваются побед на фронтах.

А. ЗАСИМОВА

г. Пушкино, Московская обл.

Другие статьи автора

Другие материалы номера