От сходок на Талке до ельцинских погромов

К 120-летию советского народовластия

      ПО ЛЕНИНУ, в политическом отношении сущность Советской власти как исторически новой формы государственной власти заключалась в том, что «прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал (выделено нами – В.К.). Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остается господство капитала, пока земля остается в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых… Мы хорошо знаем, что у нас еще много недостатков в организации Советской власти. Советская власть — не чудесный талисман… Но зато она дает возможность переходить к социализму». (Ленин. Что такое Советская власть? / ПСС., том 38, с. 238)

Впервые Советы как форма новой политической власти в России возникли в результате творчества народных масс в период Первой буржуазно-демократической революции (1905–1907 гг.). В ходе всеобщей забастовки в г. Иваново-Вознесенск рабочие создали первый в истории страны Совет рабочих депутатов, который более известен, как Совет уполномоченных, организованный 15 мая 1905 года и действовавший в пределах целого города. Очень скоро к стачке рабочих Иваново-Вознесенска присоединились рабочие городов Шуя и Кинешмы, а также близлежащих рабочих поселков. На пике общее количество стачечников достигло 70 тыс. чел. Т.Е. Новицкая, проф., д.ю.н., отмечает: «Руководили стачкой большевики, но они не могли легализовать свое участие, опасаясь ареста. Поэтому, видимо, было решено воспользоваться обычным для ведения переговоров во время стачек способом — выбрать представителей и поручить им руководство забастовкой и ведение переговоров с фабрикантами. Как правило, таких переговорщиков называли депутатами». (Новицкая Т.Е., профессор кафедры истории государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова) Один депутат представлял 500 рабочих от фабрик с численностью рабочих более тысячи.

После выборов в Совет уполномоченных вошел 151 депутат, среди которых было 25 женщин. Средний возраст депутатов составлял 23 года. Председателем стал иваново-вознесенский поэт А.Е. Ноздрин. В то время Иваново-Вознесенск являлся ведущим «ситцевым центром» царской империи. В городе насчитывалось 59 фабрик и заводов с 27 000 рабочих.

Наиболее важные вопросы своей повестки дня Совет рассматривал на митингах, которые проводились под открытым небом на берегу реки Талки, где трибуной служила большая бочка, перевернутая кверху дном. Совет запретил местным торговцам повышать цены на продукты и обязал их отпускать продукты рабочим в кредит. Бастующие требовали восьмичасового рабочего дня, повышения зарплат, отмены штрафов, ликвидации фабричной полиции.

Стачка в Иваново-Вознесенске стартовала с сугубо экономическими требованиями, но участие в ней большевиков скоро привело к тому, что они начали поддерживать политические требования: свободы слова, союзов, печати, стачек, ликвидации самодержавия, созыва Всероссийского учредительного собрания, прекращения Русско-японской войны, амнистии политзаключенным и т.д. Это было обусловлено тем, что в городе ткачей действовала сильная партийная организация большевиков во главе с Ф.А. Афанасьевым (1859–1905 гг.). По профессии ткач, опытный профессиональный революционер, он еще в 80-х годах ХIX века принимал активное участие в нелегальных кружках. (Ярмош Л. На площадь! – кричали ткачи. // Правда, 23–25 мая 2025 г., С. 4.) К тому же Московский комитет РСДРП(б) направил в Иваново-Вознесенск профессионального революционера и опытного организатора М.В. Фрунзе (1885–1925 гг.).

Когда ряд экономических требований забастовщиков был удовлетворен хозяевами – заработная плата была увеличена на 10–15%, продолжительность рабочего дня снизили до 10 часов, – стачка пошла на убыль, и 27 июня (10 июля) 1905 года Совет провел последний масштабный митинг. Это свидетельствовало о том, что общественное сознание рабочих еще не созрело до понимания необходимости коренных преобразований, политических и социально-экономических, в царской России. Воспользовавшись спадом протестного движения иваново-вознесенских рабочих, местные власти во главе с вице-губернатором Владимирской губернии Сазоновым отдали приказ разогнать Совет.

СЛЕДУЯ примеру иваново-вознесенских рабочих, Советы появились в разных городах и поселках страны и даже в деревнях. На волне Октябрьской всеобщей политической стачки 1905 года, в которой приняло участие свыше 2 млн человек, возникли Петербургский Совет

Памятник на месте гибели одного из организаторов Иваново-Вознесенского совета рабочих депутатов и руководителей Иваново-Вознесенской городской организации РСДРП(б) Ф.А. Афанасьева (1859–1905 гг.), убитого казаками и черносотенцами 22 октября (4 ноября) 1905 года во время митинга на берегу реки Талки. Мемориал Красная Талка. Иваново

рабочих депутатов 26 октября 1905 года и Московский Совет рабочих депутатов 21 ноября 1905 года. Кандидаты в депутаты советов выдвигались и избирались по производственному принципу: от коллективов рабочих фабрик, заводов, на сельских сходах и т. д.

Советы действовали как реальная власть народа на местах. Это во-первых. Во-вторых, их социальный состав, прежде всего в городах и крупных населенных поселках, был диаметрально противоположен социальному составу представителей городского самоуправления Российской Империи в начале XX века. В те времена городское самоуправление было достаточно развитым, но оно мало отражало интересы людей наемного труда. В соответствии с Городовым Положением от 11 июня 1892 года право избирать гласных (т.е. депутатов) городских дум имели только очень богатые домовладельцы. Один из авторитетных исследователей становления Советов в Российской империи В. Подмаско отмечает: «Отсюда и популярность советов в рабочей среде. Если бы городское самоуправление Российской Империи было бы демократичным, такого социального эффекта от появления советов не было бы. Большевикам вообще удалось в 1905 году возглавить «советское движение» в большинстве регионов Российской Империи. Подавляющее большинство советов 1905 года были большевистскими». (Подмаско В. Советы рабочих депутатов 1905 года).

В МОСКОВСКОМ Совете большевики пользовались преобладающим влиянием, к тому же действовали довольно сплоченной фракцией, поэтому 6 декабря пленум Совета рабочих депутатов поддержал предложение Московской общегородской конференции РСДРП(б): объявить 7 декабря всеобщую политическую стачку и перевести 9 декабря ее в вооруженное восстание. Оно стало «вершиной революции» 1905 года. Активная фаза восстания в Москве длилась не более 9 дней, и в нем участвовало, по данным Ленина, не более 8 тыс. организованных и вооруженных борцов с царским режимом. Подавляющее превосходство царских войск после прибытия в Москву воинских соединений из Петербурга и Варшавы заставило Исполком Совета 16 декабря принять решение о прекращении вооруженной борьбы (с 18 декабря) и забастовки (с 19 декабря), после чего Совет рабочих депутатов прекратил свою деятельность. По неполным данным, собранным вскоре после событий Бюро медицинского союза, погибло 1059 человек. (Герчиков О. Почему не удалось вооруженное восстание в Москве?).

В статье «Уроки московского восстания» Ленин указал, что историческое значение восстания заключается в том, что оно закалило пролетариат, обогатило его боевым опытом. Критикуя позицию лидера меньшевиков Г. Плеханова, который считал, что «не нужно было браться за оружие», Ленин отмечал: «Нужно было более решительно, энергично и наступательно браться за оружие, нужно было разъяснить массам невозможность одной только мирной стачки и необходимость бесстрашной и беспощадной вооруженной борьбы». (Ленин. Уроки Московского восстания / ПСС, Т. 13, С. 372)

Развивая теорию становления и развития Советов как новой государственной власти трудящихся в условиях социализма, Ленин подчеркивал, что они, «несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании», были именно органами власти трудящихся(!)». (См. статью «Победа кадетов и задачи рабочей партии» / В.И. Ленин. ПСС., т. 12). С другой стороны, Ленин, определяя социальную базу Советов, указывал, что Советы следует рассматривать как «союзы» всех сторонников социалистической революции. На этом основании он отверг стремление петербургских большевиков, направленное на официальное подчинение деятельности Петербургского совета программным установкам РСДРП(б).

Свершившаяся Февральская буржуазная революция в 1917 году способствовала новому этапу в развитии Советов на новой качественной основе. В отличие от Советов 1905 г. по стране сразу стали создаваться объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов. Советы для проведения в жизнь своих решений образовывали исполнительные органы — исполнительные комитеты. Возникли губернские, уездные и иные исполнительные комитеты Советов во главе с Центральным исполнительным комитетом (ЦИК) Советов рабочих и солдатских депутатов. Подобную структуру Советов создали крестьянские депутаты. Сохранялся сугубо производственный принцип выдвижения и избрания народных депутатов. Кандидаты в депутаты Советов выдвигались и избирались по предприятиям на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали служащие. Солдатские комитеты избирались по воинским подразделениям и частям, крестьянские советы — на сельских сходах. Вернувшись из эмиграции, Ленин 4 апреля 1917 года выступил с Апрельскими тезисами с трибуны Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. В качестве первого пункта Программы он выдвинул переход всей власти в руки Советов как органов диктатуры пролетариата. По Ленину, Совет рабочих депутатов должен был контролировать единый общенациональный банк, а также – на государственном уровне – производство и распределение продуктов. Тем самым важнейшие сферы капиталистической системы подчинялись общественному управлению.

Большинство социалистов, в том числе и некоторые видные большевики (Каменев, Зиновьев и др.), в тот период не рассматривали вслед за меньшевиками и эсерами Советы в качестве самостоятельного государственного института. Для них они были лишь временные органы массовой мобилизации народа в борьбе за проведение выборов в Учредительное собрание, т.е. российского парламента. Ленин же считал: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С.Р.Д. (Советы рабочих депутатов – В.К.) было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху». (Ленин. Апрельские тезисы)

Казалось бы, Ленин должен быть политическим противником стратегической линии большевиков на передачу государственной власти Советам рабочих депутатов, раз там главенствовали эсеры и меньшевики. Однако он, логически мысля, доказал, поскольку они не смогут оправдать себя из-за своих мелкобуржуазных позиций по вопросам войны и земли, то при очередных выборах у кандидатов в депутаты от большевиков появится шанс взять власть в Советах. Т.Е. Новицкая пишет: «Ленинский подход к проблеме совершенно ясен: советы формировались по производственному принципу, следовательно, эксплуататоры в них попасть никак не могли, т.е. они формировались по классовому принципу. Избиратели передавали Советам полномочия, связанные с принятием решений, следовательно, не могло быть и речи о разделении властей. Таким образом, они идеально соответствовали требованиям органов диктатуры пролетариата». (Новицкая Т.Е. Развитие Советов от Октябрьской революции до принятия Конституции СССР 1936 г.)

       На заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов позицию Ленина по данному вопросу официально поддержала лишь одна А. Коллонтай, тут же осмеянная и освистанная меньшевиками и эсерами. Член Исполкома Петроградского Совета меньшевик Н. Чхеидзе подытожил дискуссию, сказав, что «вне революции останется один Ленин, а мы пойдем своим путем». (Цит. по: Тарасов К., к.и.н. «Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции). Авторитетный деятель российского и международного социалистического движения Г.В. Плеханов посвятил ленинской позиции статью под названием «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен». Член Петербургского комитета большевиков В.Н. Залежский вспоминал: «В тот день (4 апреля) товарищ Ленин не нашел открытых сторонников даже в наших рядах».

Несмотря на разногласия в РСДРП(б), руководство приняло решение: провести по «Апрельским тезисам Ленина» открытую дискуссию. 20 апреля 1917 г. они были опубликованы в «Правде» с комментариями Ленина. Член Русского бюро ЦК А. Шляпников вспоминал: «Недоумение и непонимание Ленина в первые дни внутри партии постепенно проходило, и круг товарищей, разделявших его взгляды, становился с каждым днем все шире, а его позиция из «личной» становилась партийной». (Тарасов К., к.и.н. «Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции)

3 июня 1917 года состоялся I Всероссийский съезд Советов, на который  прибыло 1090 человек: 36,7% эсеры, 31,9% меньшевики и 13,5% большевики. Председатель Мандатной комиссии М.И. Калинин, докладывая о результатах ее работы, сообщил: делегаты съезда представляли организованные Советами пролетариат и крестьянство всей России, а также всю армию. По первому вопросу «О власти» выступил меньшевик, активный сторонник «революционного оборончества», И. Церетели. Он уверял, в духе плехановской оценки Февральской буржуазной революции, что Россия не готова к социализму, и диктатура пролетариата в силу его малочисленности по сравнению с крестьянством в ней невозможна. «В настоящий момент в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место. Такой партии в России нет!». В ответ на это Ленин, получив политическую поддержку своим идеям на майской Всероссийской партийной конференции большевиков, громко крикнул из зала: «Есть такая партия! – Это партия большевиков!». Так началась борьба за социалистическую революцию.

     4 июля 1917 года прошла полумиллионная антивоенная демонстрация с большевистскими лозунгами «Вся власть Советам!» «Долой войну». Временное правительство при поддержке меньшевистско-эсеровского Исполкома Петроградского Совета взяло ситуацию под свой контроль и ввело в город солдат с фронта. Большевиков обвинили в попытке вооруженного переворота, арестовав некоторых руководителей партии (Г.Е. Зиновьев, Ф.Ф. Раскольников, А.В. Луначарский, А.М. Коллонтай, Л.Д. Троцкий). Ленин скрылся в Финляндии. 5 июля верные Временному правительству войска установили контроль над центром города, разгромили типографию и редакцию большевистской газеты «Правда». Большевики покинули особняк Кшесинской, занятый ими после Февральской революции 1917 г. и превращенный в штаб партии. Ленин пришел к выводу, что двоевластие окончилось, и вся власть, по вине эсеро-меньшевистского Исполкома Петроградского Совета, полностью перешла в руки буржуазии. Мирный переход власти в руки рабоче-солдатских Советов стал невозможен, так как они по вине лидеров эсеров и меньшевиков превратились в придаток буржуазного Временного правительства.

VI съезд Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), проходивший полулегально в Петрограде (с 8 августа по 16 августа 1917 года), по предложению Ленина временно снял лозунг «Вся власть Советам!». Он нацелил партию и ее сторонников на подготовку вооруженного восстания против Временного правительства. Вскоре, как и предвидел Ленин, революционный подъем в период успешной борьбы с корниловщиной, т.е. попыткой военных установить диктатуру, ускорил процесс большевизации Советов. В ходе перевыборов трудящиеся начали выбирать депутатов из числа большевиков в Советы вместо дискредитировавших себя эсеров и меньшевиков. Тогда партия вновь выдвинула лозунг «Вся власть Советам!», не отказавшись от подготовки вооруженного восстания и установления диктатуры пролетариата.

Партия в лице Ленина и его соратников понимала, что, если ориентироваться только на перевыборы Советов с целью овладения государственной машиной во имя строительства социализма как первой ступени коммунизма, это процесс длительный и неустойчивый. В политической борьбе следует в полной мере использовать настроение народных масс, которое на данный момент преимущественно ориентировалось на социалистические преобразования в России. О чем, кстати, свидетельствовали после Октябрьской революции прошедшие выборы в Учредительное собрание. Они наглядно подтвердили, что более 75% голосов было отдано социалистическим партиям.

Да, большевистская партия была на втором месте после эсеров, но в промышленных городах она доминировала. Развернувшаяся в стране Гражданская война наглядно показала, что большевики, наиболее четко улавливая интересы народа, оказались единственной политической силой, которая сумела удержать страну от окончательного развала и исчезновения ее с геополитической арены.

13 января 1918 г. III Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с III Всероссийским Съездом Советов крестьянских депутатов. Это означало конец существования двух Всероссийских Советов. Возникла единая система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов как организационное оформление диктатуры пролетариата в союзе с крестьянством.

В.П. Андреев, д.и.н., профессор, Томского государственного архитектурно-строительного университета, отмечает: «Вполне закономерно, что народные массы России пошли за Советами. Система разделения властей, буржуазного парламентаризма была чужда абсолютному большинству населения, традиции западной демократии оказались им чуждыми. В Советах той поры явственно проступало их общинное, вечевое начало, где решения принимались на основе здравого смысла, без парламентской казуистики. Произошло соединение нравственного, общинного идеала народа с идеей государственности… Съезды Советов созывались на 1–3 дня, и больше были похожи на Земские соборы Московского государства. Советский политический строй воспроизвел старомосковскую традицию». (В.П. Андреев д.и.н., профессор Томского государственного архитектурно-строительного университета. Рождение советов.)

Несомненно, Советы стали важным фактором успеха большевиков в Гражданской войне, но к ее исходу подверглись определенной трансформации: реальная власть перешла к чрезвычайным органам, партийным структурам РКП(б). Партийные органы в соответствии с установками сверху задавали социальные и партийные параметры состава Советов. Для воздействия на сельские и волостные советы использовались комитеты бедноты (комбеды), которые получили право, в случае если эти советы не поддерживали официальную политику большевиков, распускать их и взять власть в свои руки. Состав комбедов формировался с участием уездных исполкомов и уездных комитетов РКП(б). Комбеды, по словам Ленина, осуществили «Октябрьскую революцию в деревне», т.е. с их помощью в деревне укрепилась власть большевиков. (Ленин. Речь на совещании делегатов комитетов бедноты центральных губерний / ПСС, том 37)

Однако это произошло за счет того, что за два года Гражданской войны советы утратили государственно-властные полномочия. Интерес к Советам резко падает. Настолько, что в выборах в местные советы участвовало 11% избирателей. (Андреев д.и.н., профессор Томского государственного архитектурно-строительного университета. Рождение советов.) Прекращение военных действий на всех фронтах Республики и наступающая полоса мирного строительства диктовали вовлечение широких трудящихся масс в созидательную работу в соответствии с Конституцией РСФСР. В циркулярном постановлении ВЦИК (1921 г.) «Об организации городских советов рабочих и красноармейских депутатов» потребовал «восстановить городские советы (горсоветы) в тех уездных центрах, где таковые временно, в условиях граж-данской войны, бездействовали» и «приступить к организации горсоветов в тех уездных и заштатных городах, где таковые не были образованы». Ленин видел опасность в отрыве советов от избирателей, 5 августа 1921 г. в письме А.Ф. Мясникову (Мясникяну) он пишет: «Оживлять Советы, привлекать беспартийных, проверять беспартийными работу партийных — вот это абсолютно верно. Вот где работы тьма. Непочатый угол работы». (Ленин. Письмо Г. Мясникову / ПСС, том 44, С. 78–85)

Формирование Советов всех уровней осуществлялось путем выдвижения и избрания депутатов на предприятиях в несколько этапов и открытым голосованием. По Конституции СССР 1924 года высшую власть (съезд Советов СССР) составляли представители городских и сельских Советов из расчета один депутат на 25 тысяч городских избирателей и один депутат на 125 тысяч сельских. Делегаты на съезд Советов избирались не на прямых выборах, а выборщиками, состав которых регулировался руководителями крайкомов и обкомов.

Такой принцип формирования Советов всех уровней просуществовал вплоть до 1936 года. Депутаты Советов работали, как правило, на непрофессиональной основе и в соответствии с принципом императивного мандата в случае невыполнения наказов избирателей отзывались ими в любое время. Все административные и судебные органы в государстве были подотчетны и подконтрольны соответствующим Советам, а нижестоящие Советы подконтрольны вышестоящим.

Конституция СССР 1936 года, принятая Чрезвычайным восьмым съездом Советов СССР 5 декабря 1936 года, отразила социальные и экономические изменения, произошедшие в стране в результате социалистического строительства. С ликвидацией эксплуататорских классов в СССР были отменены все ограничения в избирательных правах отдельных граждан СССР. Были введены всеобщие, равные и прямые выборы кандидатов в депутаты при тайном голосовании. При этом выборы кандидатов стали осуществляться не по производственным, а по территориальным округам. В интервью, данном американскому журналисту Рою Говарду 1 марта 1936 года, Сталин сказал: «Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти». (Правда. 5 марта 1936 года)

Известный советский, российский историк Ю. Жуков обратил внимание, что в процессе разработки новой Конституции СССР Сталин обращается к опыту избирательной системы в буржуазных государствах. (См.: Жуков Ю. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933–1937 гг.: В 2 т. М., 2005.) Действительно, в докладе XVII съезду ВКП(б) в 1934 г. Сталин упомянул о буржуазной демократии: «Господствующие классы капиталистических стран старательно уничтожают или сводят на нет последние остатки парламентаризма и буржуазной демократии, которые могут быть использованы рабочим классом в его борьбе против угнетателей». (Сталин И. В. Соч. Т. 13. Отчетный доклад ХVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б). 26 января 1934 г.)

Ю. Жуков выдвинул версию, почему Сталин высказался за отмену выборов по производственным округам и выступил за применение принципа выборов по территориальным округам. Такой механизм выборов, важнейший принцип формирования буржуазного парламента, по мнению Сталина, позволял освободить не репрессивным образом Советское государство от тех высокопоставленных партийцев, которых методом чистки очень было затруднительно снять с должностей. Это были высокопоставленные члены партии, руководители и члены республиканских ЦК, краевых, областных партийных организаций, которые одновременно занимали и высокие посты в Советском государстве. Предполагалось, что это может произойти мирным путем: в случае изменения избирательного права. На февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) он отмечал: «Если бы мы сумели наши партийные кадры, снизу доверху, подготовить идеологически и закалить их политически, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке… стали способными решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых наших задач». (Доклад И.В. Сталина на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б). 3 марта 1937 г.)

Однако история не дала Сталину этого шанса. Попросту говоря, у него не хватило ни кадровых, ни экономических ресурсов для создания демократической системы управления. Например, партийные конференции на местах показали, что местное руководство не допустит к управлению новые силы. Например, несмотря на свободное обсуждение и тайное голосование, практически все первые секретари горкомов, обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик получили подавляющее число голосов. «Историк Ю.Н. Жуков, первым обративший внимание на колоссальный разрыв между замыслами Сталина и их реальным воплощением, завершившийся террором, доказывает, что расправа с «врагами народа» инициировалась снизу как раз партократией, стремившейся очистить подконтрольные территории от политических конкурентов». (Выделено нами – В.К.) (Рыбась С. «Сталин»). Предложенные Сталиным выборы из нескольких кандидатов лишили бы их власти и должностей. Надо было сделать все, чтобы эти выборы не прошли. Сплотившись, подавая ситуацию, что вокруг одни враги, которых надо истреблять, вынудили Сталина отказаться от альтернативных выборов.

      В годы Перестройки ряд ученых (М. Попов, А. Золотов, В. Корняков, В. Корнилов, В. Петров и др.), членов Объединенного фронта трудящихся (ОФТ), подняли вопрос о необходимости вернуться к формированию государственных органов власти по производственному принципу. Они опирались на следующее ленинское положение: «…Первичной избирательной единицей и основной ячейкой государственного строительства является, при Советской власти, не территориальный округ, а экономическая, производственная единица (завод, фабрика). Эта более тесная связь государственного аппарата с объединенными … массами передовых пролетариев, осуществлять глубокие социалистические преобразования». (Ленин. Проект программы РКП(б) // ПСС., том 38, с. 92). В печати и пропагандистской работе с населением отмечали, что избирательная единица – не территориальный округ, а производственная единица (завод, фабрика). Схема, по которой трудовые коллективы выдвигали кандидатов по производственным округам, а население — по территориальным, будет способствовать повышению политической активности населения. При проведении выборов по производственному принципу у кандидатов и партий исчезнет необходимость искать поддержку у властей и финансовых структур, так как для избирательной кампании по месту работы кандидатам не требовалось никаких финансовых средств.

Члены коллектива могли сами выбрать депутата из своего же коллектива и контролировать его. Совместная трудовая деятельность позволяла лучше познакомиться с человеком, чем при выборах по территориальным округам, где жители не связаны друг с другом и не могут вместе обсудить кандидатуры. Система, когда трудовые и иные коллективы избирают депутатов в районные Советы, районные Советы — в областные, те — в Верховный Совет, обеспечивала право отзыва в любой момент. Производственный принцип способствует расширению демократии и позволяет через представителя трудового коллектива воздействовать на государство, способствуя сближению государственного аппарата с трудящимися.

Да, многие характеристики функционирования Советов после принятия Сталинской Конституции сохранялись (выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами, высокий удельный вес рабочих и крестьян в депутатском корпусе, периодические отчеты депутатов перед избирателями). Однако при новом принципе избрания возникли предпосылки формирования парламентской системы власти, оторванной от трудовых коллективов и позволяющей депутатам, особенно высших уровней Советов, игнорировать волю трудового народа практически без риска быть отозванными. Это способствовало принижению роли трудящихся в управлении обществом, бюрократизации всей системы государственной власти.

Пока сохранялась ведущая роль Коммунистической партии как политически руководящей силы в обществе, а высшее руководство страны сохраняло верность ленинскому учению о сущности Советской власти, она продолжала в основном действовать в интересах рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции. С отменой положения 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в советском обществе на III Внеочередном Съезде народных депутатов (12–15 марта 1990 г.) и в тоже время при сохранении территориального принципа избрания в ходе выборов в высших органах представительной власти появилось немало антисоветски настроенных и просто случайных людей.

Кончилось развалом СССР. Затем последовало превращение органов Советской власти в проводников реставрации капитализма, завершившееся полным их уничтожением и возрождением

буржуазного парламентаризма. Осенью 1993 года после расстрела Верховного Совета РФ по приказу Президента РФ Б. Ельцина система Советов была окончательно ликвидирована: были распущены Советы всех уровней. В соответствии с принятой на Всероссийском Референдуме 12 декабря 1993 года Конституции РФ возникла многоуровневая буржуазная парламентская система: Государственная дума РФ, областные и республиканские представительные органы, муниципалитеты и поселковые собрания. «Из-за чиновников реформа Сталина, направленная на постепенное перерастание диктатуры пролетариата после строительства социализма в СССР в общественное самоуправление полного коммунизма, оказалась половинчатой — только в плане перехода на территориальные округа, что сыграло после его смерти негативную роль и способствовало буржуазному перерождению СССР и его гибели». (Швыдкая Ж. Что стало причиной репрессий в 1937 году? Как Сталин удержал страну, но вынужден был капитулировать перед партократами).

Основные отличия современной буржуазной парламентской системы в России от системы Советской власти:

В представительных органах власти, начиная с городского и кончая Государственной думой РФ, полностью отсутствуют представители трудового народа. При избрании в буржуазный парламент огромную роль играет «денежный мешок», а не интеллектуальные и организационные способности, нравственные качества депутата. Даже Царская дума была более демократичной. Согласно цензу сословности там обязательно были рабочие и крестьяне. В советский период, соблюдая сословный ценз в интересах трудового народа,  до 50% депутатских мест отводились рабочим, крестьянам и трудовой интеллигенции.

Отсутствие «императивного мандата», т.е. право отзыва в любой момент депутатов, не оправдавших доверия.

Наличие принципа разделения властей: на представительную, исполнительную и судебную. Советы являлись одновременно законодательными и исполнительными органами власти. Право формировать подотчетные исполнительные комитеты, самостоятельно решать любой вопрос, относящийся к ведению исполнительного органа, исполнять свои решения.

Принцип деятельности депутатов на высокооплачиваемой постоянной и профессиональной основе. Статус депутата не является профессией. Выборным должностным лицам только на период выполнения своих депутатских полномочий назначается зарплата, но не больше средней зарплаты высококвалифицированного рабочего. Это позволяло депутатам не отрываться от народа, так как они работают на производстве вместе с другими людьми.

Так что возрождение Советов в интересах трудящихся (рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции) придется восстанавливать заново: выдвижение и избрание кандидатов на состязательной основе по производственным округам. С учетом новых реалий: наличие многопартийности, электронное голосование, использование искусственного интеллекта, обязательно прохождение теста на наличие государственного мышления, не менее 50% депутатских мест отводить рабочим, крестьянам и трудовой интеллигенции, статус депутата не является профессией, наличие «императивного мандата». Тогда станет меньше вероятность попадания деструктивных лиц в высшие эшелоны власти.

В.И. КОРНИЛОВ,

к.э.н., доцент.   

Председатель Ярославского отделения РУСО

Другие статьи автора

Другие материалы номера