А.А. Ежевский 85 лет посвятил служению любимой Родине
Почему этот советский руководитель преуспел в жизни, в труде, в творчестве? Он твердо следовал своему девизу.
По признанию современников среди многих позитивных явлений советского общества в экономике, научно-техническом прогрессе и других сферах производства, на должном уровне находилась и система управления промышленностью. Во главе предприятий и объединений находились высококвалифицированные руководители, прошедшие производственную деятельность с самых низов – рабочего или рядового инженера. Они обладали большим опытом, знаниями, работоспособностью. Именно к этой категории руководителей относился и бывший министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Александр Александрович Ежевский, о котором мне хотелось бы поведать читателям.
Впервые с А.А. Ежевским я «встретился» в 1955 году, в Доме культуры Люберецкого завода имени Ухтомского, как участник торжественного собрания. Он, будучи заместителем министра, выступил перед коллективом завода с докладом, посвящённым 38-й годовщине Великого Октября, восхитив присутствующих своей энергичностью, глубокими знаниями и осведомлённостью. Не мог я тогда, молодой рабочий, представить, что через три десятка лет мне придётся работать в министерстве под его руководством.
…Трудовой путь А.А. Ежевского типичен для крупных хозяйственных руководителей советского времени. Окончив семилетку, 15-летним подростком работал учеником токаря на Иркутском машиностроительном заводе. Одновременно учился, закончил рабфак, а затем и институт, инженер-механик. Прошёл почти все ступеньки производства – токарь, мастер, начальник цеха, главный инженер, директор. В годы войны возглавлял Иркутский авторемонтный и Иркутский автосборочный заводы, обеспечивая производство и бесперебойную поставку автомобилей фронту, а в послевоенные годы – на восстановление народного хозяйства.
В начале 1951 года назначен директором Алтайского тракторного завода, созданного в начале войны на базе эвакуированных Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. При его непосредственном участии завод без остановки производства перешёл на выпуск дизельных тракторов ДТ-54, самой востребованной в то время пахотной машины, вместо маломощного керосинового трактора АСХТЗ-НАТИ.
Через два года, как опытному и энергичному руководителю, ему поручается возглавить самый крупный завод сельхозмашиностроения «Ростсельмаш». Ему удалось успешно организовать производство зерноуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, самоходных косилок и других современных машин, провести модернизацию производственных процессов и другие важные мероприятия и вывести завод из кризисного состояния.
Его плодотворный труд в качестве директора крупных машиностроительных предприятий не остался незамеченным. И через полтора года он назначается заместителем министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а затем после разъединения министерства – первым заместителем министра Минсельхозмаша СССР.
С мая 1957 года А.А. Ежевский в связи с упразднением отраслевых министерств работает в Госплане СССР начальником профильного отдела, осуществлял планирование и координацию производства автомобилей, тракторов и сельхозтехники совнархозами и ведущими предприятиями страны.
Почти двадцать лет, в 1962–1980 гг., он возглавлял в ранге министра Всесоюзное объединение Совета Министров СССР – «Союзсельхозтехника». Эта мощнейшая структура объединяла более трёх тысяч районных и областных подразделений и почти два миллиона работающих, внесла большой вклад в развитие и оснащение сельского хозяйства техникой, в создание ремонтно-технологической базы, в обеспечение минеральными удобрениями и другими материальными ресурсами. И в этом немалая заслуга А.А. Ежевского, вложившего значительный труд в создание и развитие этой важнейшей народнохозяйственной отрасли.
Не менее плодотворно трудился он и в качестве министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Именно при нём отрасль получила новый импульс в своём развитии. При его участии (1980–1988 гг.) были вновь построены и реконструированы тракторные и комбайновые заводы в Чебоксарах, Челябинске, Ростове, Волгограде, Харькове, Липецке, Минске, Кишинёве и поставлены на производство новые модели тракторов и комбайнов, включая мощнейший «Кировец» и «Дон-1500». Выпуск тракторов был доведён в 1985 году до 585 тысяч, а в производстве зерноуборочных комбайнов достиг рекордного объёма – 118 тысяч, что позволяло прочно занимать первое место в мире по этим позициям. При этом устойчиво развивались и моторные заводы, полностью удовлетворявшие потребность тракторных и комбайновых заводов.
Получили развитие и многие другие заводы: Ногинский топливной аппаратуры, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», Ивантеевский опытный и другие.
Развивались и научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты: НАТИ, ВИСХОМ, НИИТракторосельхозмаш и другие. Было решено немало проблем научно-технического прогресса, надёжности выпускаемых машин, действовали комплексные программы по важнейшим техническим направлениям. Отрасль на подъёме, на вершине развития…
Но началась горбачёвская «перестройка», ставшая поворотным пунктом от созидания к разрушению. Руководители такого высокого профессионального уровня стали не нужны. И он ушёл в отставку. Но и после отставки более четверти века находился в строю – главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского центра ГОСНИТИ, почётный академик РАСХН, автор и соавтор многих научных работ по проблемам агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения, заслуженный машиностроитель, участвовал в «круглых столах», проводимых в Госдуме по вопросам машиностроения и продовольственной безопасности, возглавлял Общество ветеранов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, почётный профессор Московского технического университета (МАМИ) и Иркутского аграрного университета.
За большие заслуги перед страной А.А. Ежевскому присвоено звание Героя Социалистического труда. Он награждён четырьмя орденами Ленина, двумя Трудового Красного знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени, многими медалями. Четырежды избирался членом ЦК КПСС и пять раз – депутатом Верховного Совета СССР.
Примечательно, что он часто выступал на страницах «Советской России» – «Накормим полмира или пойдём по миру», «Пора переливать колокола», «На чужой каравай», где давал объективную оценку состоянию сельхозмашиностроения и сельского хозяйства в целом. Придерживался принципов социальной справедливости и социалистической ориентации в экономике.
Нередко приводил поучительные эпизоды из своей поистине многолетней и плодотворной деятельности. «В 1952 году, – вспоминал он (в то время директор АТЗ), – мне позвонил И.В. Сталин и попросил досрочно отгрузить тракторы Казахстану. Несмотря почти на полночь, срочно созвал начальников цехов, мобилизовал коллектив; работали напряжённо, двое суток никто не уходил с завода. И задание было выполнено – эшелон тракторов был отправлен. Вот такова была дисциплина и ответственность».
Рассказывал он о поездке в Узбекистан вместе с А.Н. Косыгиным (в то время министром лёгкой промышленности СССР) с целью изучения технологий уборки хлопка и внедрения усовершенствованных хлопкоуборочных машин и получил при этом одобрение со стороны Алексея Николаевича, будущего председателя Совмина СССР.
А.А. Ежевский глубоко переживал резкое (почти в 4 раза) снижение энерговооружённости сельского хозяйства. Колхозы и совхозы в советское время имели 1365 тысяч тракторов, а в постсоветский период – 460 тысяч; комбайнов было 408 тысяч, стало 122 тысячи. При этом в основном из-за низкой энергообеспеченности и отсутствия прогрессивных технологий страна теряет 15–20 млн тонн зерна в год и других видов продовольствия (мяса, молока).
Он не уставал повторять о возрождении производства техники для села, что собственные производства в любой отрасли – это гарантия стабильности страны, её независимости от импорта, её богатства. Непозволительно, – считал А.А. Ежевский, когда высшие промышленные ведомства (министерства) возглавляют непрофессионалы – врачи, мебельщики, социологи, что является значительным тормозом в развитии этих отраслей промышленности. Он категорически возражал против утверждения «реформатора» Е. Гайдара о том, что экономикой управлять не надо, рынок всё отрегулирует сам. Наоборот, должна быть поставлена цель (план), при отсутствии стремления к достижению поставленной цели, даже попутный ветер не поможет.
Не согласен был он и с практикой, когда за границей покупали и покупают продукцию, которую могли производить сами. И это справедливо. Ибо при этом значительно более половины объёмов сельхозтехники приобретается по импорту.
Уместно отметить, что выпуск тракторов отечественными предприятиями по РФ снизился с 214 тысяч (1990 г) до 9–10 тысяч в настоящее время, т.е. более чем в 20 раз. Подобная картина и по зерноуборочным комбайнам, и по другим видам сельхозмашин.
Сотни заводов прекратили своё существование и выпуск продукции – Алтайский, Волгоградский и Липецкий тракторные, Красноярский и Рязанский комбайновые, Люберецкий имени Ухтомского, «Давыдовосельмаш», Климовский сельхозмашин и другие.
Отсюда резкое снижение выпуска сельскохозяйственной продукции и полнейшая угроза потери технологической и продовольственной независимости страны.
Сельскохозяйственное машиностроение можно возродить – считал А.А. Ежевский – за счёт создания нормальных условий для села – снижения кредитной ставки до уровня менее 5 процентов и увеличения бюджетных субсидий до 15–20 процентов, как это делается во всём мире, а не одного процента, как это делается у нас сегодня. Будут деньги у крестьян – появится платёжеспособный спрос на технику, заработает сельхозмашиностроение, возникнет потребность в станочном оборудовании – заработает станкостроение, электротехническая промышленность и так весь машиностроительный комплекс. Пора сократить поток капитала «эффективных собственников» на Запад и перенаправить его на развитие своей экономики и возрождение села. И это возможно даже при нынешнем экономическом курсе, нужна только политическая воля высших органов власти.
За свою долголетнюю работу у А.А. Ежевского появилось много соратников и приверженцев, которые с одобрением относятся к его деятельности. «Его отличительной особенностью является, – вспоминает первый заместитель министра Э.А. Калинин, – работа на перспективу с учётом научно-технического прогресса, отечественного и зарубежного опыта. Человек с широким диапазоном знаний, высоким уровнем профессионализма и работоспособности». Необычайную энергию и деловитость директора отмечал и бывший работник Алтайского тракторного завода, Герой Советского Союза Л.С. Логинов.
Интересно высказывание и экс-министра станкостроительной промышленности СССР Н.А. Паничева: «…что во всей многогранной работе министра я всегда брал пример с неуёмной, кипучей деятельности Александра Александровича. Он всегда мне говорил, что никакого технического прогресса в обрабатывающих отраслях промышленности не будет без развития станкостроения, что производительность труда находится на острие резца».
С большим интересом изучал он опыт работы зарубежных машиностроительных и сельскохозяйственных предприятий, будучи в загранкомандировках в США, Франции, Японии и стремился наиболее ценные новшества внедрить на предприятиях отрасли.
Примечательно, что к 100-летнему юбилею А.А. Ежевского (2015 г.) издана книга-биография «Жизнь длиннее века», где подробно отражены становление, трудовая деятельность и духовная жизнь этого замечательного руководителя.
И всюду, где бы он ни работал, трудился с полной отдачей сил и знаний, ответственно и бескорыстно, не считаясь со временем и возрастом, сохраняя оптимизм, энергию, подвижность, стремление познать новое. Часто бывал в деловых командировках – в Челябинске, Иркутске, Ростове. Удивительно, что в год своего столетия в Ростовской области на комбайне РСМ-161 убрал два гектара пшеницы и дал высокую оценку этой машине.
А.А. Ежевский совершил настоящий трудовой подвиг, внеся неоценимый вклад в развитие народного хозяйства страны и установив уникальный рекорд продолжительности трудовой деятельности – 85 лет. Его рекорд по-настоящему достоин книги Гиннесса. Его жизненное кредо: «Необходимо учиться всю жизнь, и учиться непрерывно. Если учёба прекратилась, значит ты постарел». И ещё: «Только вперёд! Непрерывное самосовершенствование. Никогда не удовлетворяться достигнутом» – девиз его жизни. На вопрос о своём долголетии отвечал, что всегда соблюдал пять Д – движение, диета, дыхание, доброта, достижения и интерес к музыкальным произведениям как источнику трудового вдохновения.
Такова была жизнь и деятельность видного организатора и руководителя сельскохозяйственного машиностроения, внёсшего достойный вклад в развитие всего агропромышленного комплекса страны.
А.Л. ВОЖДАЕВ
ветеран завода им. Ухтомского и сельскохозяйственного машиностроения
