Завод мой в битве за Москву

Ко Дню воинской славы 5 декабря

По признанию современников и историков, Битва под Москвой – самое трагическое и судьбоносное событие в Великой Отечественной войне. Ибо тогда, осенью 1941 года, над столицей и страной нависла поистине смертельная опасность – вооружённые до зубов немецко-фашистские войска, несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, усиленно продвигались к столице, приблизившись на расстоянии менее 50 км. На московском направлении фашисты сосредоточили громадное количество войск и боевой техники (танки, арторудия, самолёты).

Наши войска по своей численности и оснащенности значительно, в полтора-два раза, уступали немецкой армии. Советское правительство принимало меры к пополнению наших войск техникой за счет увеличения поставок с действующих оборонных заводов, организации производства на эвакуированных на восток предприятиях и увеличения численности войск за счет переброски резервов из Сибири, Дальнего Востока и других районов и фронтов.

Ряды защитников Москвы значительно пополнялись добровольцами и подразделениями народного ополчения из числа жителей столицы и городов ближнего Подмосковья.

Весомый вклад в дело обороны Москвы внесли трудовые коллективы города Люберцы и прежде всего самого крупного предприятия – Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. Ухтомского. Свыше тысячи рабочих ушли в действующую армию, многие из них – добровольцами, в первые дни войны. На базе добровольцев завода был создан Ухтомский истребительный батальон в составе 480 человек, которые в октябре влился в 5-ю Московскую стрелковую дивизию. Вместе с москвичами люберчане заняли оборону в районе Дмитрова и прочно удерживали занятые позиции.

В июле после антифашистского митинга комсорг завода Иван Антипов с группой из 16 человек покинули завод и были переброшены за линию фронта и в ноябре вместе с ополченцами Подольского истребительного батальона участвовали в атаке позиций противника у деревни Романовка Наро-Фоминского района. Примечательно, что в защите столицы принимали участие и подростки – сводный отряд люберецких школьников участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к столице.

Оставшиеся на заводе труженики работали с удвоенной энергией: «за себя и за того парня». Был установлен режим работы в военном ритме. Введен 11-часовой рабочий день без выходных и отпусков. Все силы были мобилизованы на выполнение боевого задания – выпуска мин для минометов. «Всё для фронта, всё для Победы!» – под такими лозунгами трудились наши заводчане.

Интересный факт был приведен в газете «Труд» от 27 июня 1941 года: «Панфила Филатовича Попова, токаря Люберецкого завода сельхозмашин им. Ухтомского, призвали в Красную Армию. Перед отъездом он зашел к начальнику цеха с заявлением: «Прошу принять мою жену работать на моем станке согласно ее личной просьбе». Заявление токаря было удовлетворено. Мария Леонидовна Попова зачислена. Теперь она работает вместо мужа».

Настоящий подвиг совершили многие заводчане. Среди них и токарь Софья Ивлева, освоившая работу сразу на двух станках, где раньше работали только мужчины, и ставшая затем одним из первых орденоносцев завода.

В грозные октябрьские дни правительством было принято решение об эвакуации предприятий Москвы и Подмосковья на восток. 16 октября завод был закрыт, и эшелоны с оборудованием и рабочими были направлены в Красноярск и Кустанай, где до конца года было организовано производство военной продукции. Однако через неделю, в связи с принятием Государственным комитетом обороны решения защищать Москву до последней возможности и введением в столице осадного положения, поступила команда эвакуацию прекратить и возобновить выпуск боеприпасов (мин).

Создалась чрезвычайная ситуация, когда с завода было эвакуировано более 70% оборудования и цеха остались без людей. Пришлось срочно восстанавливать списанное и уцелевшее оборудование и привозить не использованные или не эвакуированные станки с предприятий Москвы и области запускать их в работу. А вместо уехавших на фронт и на восток пришли на завод женщины-домохозяйки, подростки, учащиеся старших классов и те, кто еще не успел уехать. Завод снова заработал и в начале ноября возобновил поставку мин для фронта.

А.И. Минкина (секретарь комитета комсомола) вспоминала о тех днях: «После отправки оборудования и специалистов на восток в цехе осталось около 50 девушек. Нас перевели на казарменное положение. Сутками находились в одном из складов. Когда начали выпускать мины, мы из подвала выходили в цеха – обтачивать корпуса мин, сколачивать упаковочные ящики».

На заводе распространилось движение «двухсотников» – молодых передовиков производства, выступивших с призывом выполнять сменные задания более, чем на 200 процентов. Произошло массовое формирование комсомольско-молодёжных бригад. Через полгода таких бригад было уже 200, из них 50 – фронтовые.

И такое трудовое напряжение в каждом цехе и в каждом отделе. Инженеры отдела главного металлурга М. Лифшиц и Б. Волнянский разработали и внедрили технологию отливок корпусов мин: вместо песочных форм – в постоянные кокильные формы, что позволило резко поднять производительность труда и выпуск продукции. Это новшество получило одобрение наркома боеприпасов СССР Б.Л. Ванникова, бывшего технического директора завода.

Декабрьские морозы стали союзниками немцев – они цементировали землю, делая малоуязвимой окопно-траншейную оборону, обстрел их минами ф82 мм не давал нужного эффекта. Через три дня после приказа и необходимой подготовки завод стал поставлять защитникам Москвы и более мощные мины ф120 мм.

Неудивительно, что тогда трудовые подвиги приравнивались к боевым. В сводке Совинформбюро от 11 октября 1941 года после сообщений с фронтов люберчане с гордостью прочитали: «Советские машиностроители, всемерно увеличивая производительность труда, крепят обороноспособность СССР. Бригада формовщиков Н.К. Михалева литейного цеха Люберецкого завода им. Ухтомского систематически выполняет план на 160 процентов, резьбошлифовщик Н.Н. Абрамов даёт за смену до двух норм и за последние два месяца обучил своей профессии четырёх рабочих».

Массовый героизм проявляли и труженики завода, ушедшие защищать Москву. Об этом свидетельствуют многие письма, поступившие на завод от бывшего секретаря комитета ВЛКСМ Михаила Пугачева, оператора завода П.Я. Ткаченко и др. «С первых дней нахожусь на фронте, на моём счету уже 14 уничтоженных гитлеровцев, из них пять «кукушек», один офицер. Бью без промаха», – сообщал бывший рабочий завода В. Копылов.

Беспримерный подвиг, равный подвигу А. Матросова, совершил лейтенант Н.С. Шевляков. В боях за Клин был тяжело ранен, но, собрав последние силы, своим телом закрыл вражескую амбразуру, дав возможность роте совершить прорыв. За этот подвиг бесстрашный воин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Нельзя не вспомнить трех летчиков-люберчан 16-го авиационного истребительного полка, базировавшегося на Люберецком аэродроме, И. Голубина, И. Заболотного, И. Шумилова, совершивших 6 ноября 1941 года воздушный бой над Москвой. Голубин уничтожил два самолета противника, Шумилов сбил один, Заболотный сбил один, остальных трех заставил свернуть с курса и сбросить бомбы, не доходя до цели. Ни одному вражескому самолету из 250 не удалось в этот вечер долететь до столицы. Впоследствии все три Ивана стали Героями Советского Союза.

Примечательно, что свои боевые вылеты по защите неба Москвы совершали и лётчики, базировавшиеся на Люберецком аэродроме, сыновья руководителей страны и крупных военачальников – Василий Сталин, Тимур Фрунзе, Степан Микоян, Владимир Ярославский и другие.

Всего люберецкие лётчики совершили 178 штурмовых ударов и сбили 83 самолёта противника.

Между тем силы защитников крепли, и 5 декабря советские войска перешли в контрнаступление, проявив в те дни сплоченность, силу и массовый героизм. Это подвиги 28 героев-панфиловцев, ценой своей жизни не пропустивших фашистские танки на разъезде Дубосеково, политрука В. Клочкова, произнесшего перед боем знаменитые слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!», партизан-разведчиц З. Космодемьянской, В. Волошиной и многих других.

В середине января 1942 года контрнаступление завершилось. Враг был разгромлен и отброшен на запад на 100-250 км. Были освобождены Клин, Солнечногорск, Истра, Волоколамск, Наро-Фоминск, Калуга, Малоярославец.

Разгром немцев под Москвой имел громадное значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Армия и народ получили мощный импульс в укреплении морального духа, патриотизма и единства всего советского народа. Это был успех не только воинов, но и тружеников тыла. Об этом маршал Г.К. Жуков писал: «Победа потом и кровью проявлялась в боях на фронтах, но ковалась она неимоверным трудом в тылу – в цехах и на полях. Тыл не менее значим, чем фронт, даже больше».

Внесли свою лепту в битву под Москвой и люберчане. Мины, изготовленные заводом им. Ухтомского, помогли нашим войскам громить врага, а солдаты Ухтомского истребительного батальона, добровольцы и ополченцы били немцев на полях сражений на подступах к столице.

Государство высоко оценило вклад люберчан при защите столицы. Указом Президиума Верховного Совета СССР 2461 люберчанин награждён медалью «За оборону Москвы», а коллектив завода им. Ухтомского орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны завод поставил фронту рекордное количество мин – 20 миллионов, за что по окончании войны он был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.

Люберчане свято хранят память об участниках битвы под Москвой. В городке «Б» лётчикам трём Иванам (Голубину, Заболотному, Шумилову) воздвигнут памятник; на здании ремесленного училища, где размещался штаб Ухтомского истребительного полка установлена мемориальная доска, именем лейтенанта Н.С. Шевлякова названа одна из улиц города.

Однако, наряду с положительными моментами, некоторые действия властей вызывают недоумения. Непонятно, почему во время парадов и торжественных мероприятий драпируется Мавзолей Ленина. «Демократы» «забывают», что именно с трибуны мавзолея Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин напутствовал бойцов Красной Армии, идущих с парада 7 ноября 1941 года, с Красной площади, прямо на поля сражений на защиту столицы. И с каким уважением к предкам произнёс он знаменитые слова: «…Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас знамя великого Ленина!» Непростительно ставить под сомнения и подвиги 28 героев-панфиловцев, а также подвиги партизанок З. Космодемьянской, В. Волошиной, до конца выполнивших свой долг перед Родиной.

Боевые и трудовые подвиги участников Битвы под Москвой будут жить всегда в памяти нашего народа и служить ярким примером беззаветного служения Родине.

А.Л. ВОЖДАЕВ,

ветеран завода им. Ухтомского

На фото: Фрицы сдаются на милость москвичей. Фото из открытых источников

Другие статьи автора

Другие материалы номера