«В бой ведет история сама, и нашими руками побеждает»

Это строки из стихов поэта-коммуниста, воина Великой Отечественной войны Сергея Наровчатова, который совсем юным комсомольцем-добровольцем ушел на фронт и с величайшей отвагой сражался с фашистами с первых и до последних дней битвы. Мужеством, несгибаемой волей и духом в борьбе с ненавистным врагом был наполнен каждый день и час всех тех миллионов его сверстников, кто был воспитан Комсомолом и Компартией, а также по зову сердца и души ушел на войну с оккупантами, коварно напавшими на Советскую Родину.

А она была для них не вообще родиной, как любят подчеркивать нынешние правители, а именно Советской родиной. И об этом напомнил поэт-фронтовик: «Кому из вихрастых тогда не мечталось в геройском бою по-геройски пасть, чтоб только три слова на камне осталось: «За Советскую власть!»

Да-да, именно за нее – Советскую власть, на чем не привыкли делать акцент нынешние правители, готовы были сложить головы истинные патриоты страны.

Но передач о них по тем же буржуйским средствам информации почти не услышишь, и именно о тех, кто на священной войне с фашистами первым поднимался и вставал во весь рост из окопов, ведя за собой в атаку взводы, роты и целые полки, не щадя жизни, бросаясь на врага и его укрепления.

Таким был и прекрасный поэт-фронтовик, комсомолец Сергей Наровчатов. В советское время стихи таких, как он, звучали со всех трибун – по радио, в клубах и библиотеках, Дворцах культуры.

Ныне в стране капиталистов, где всем правят деньги, чистоган, они не звучат. Нам преподносят всевозможную развлекуху и веселуху, бесконечные детективы, временем не ограниченные. И это вместо рассказов о таких, как Сергей Наровчатов – упорных, трудолюбивых, целеустремленных, волевых, через край наполненных верой в лучшее прекрасное коммунистическое будущее. И за него сражающихся на войне.

А эта вера в его судьбе была заложена еще в детстве – со школьной скамьи. Когда Сергею исполнилось 14 лет, он вместе с родителями из Москвы, где жила семья, переехал в Магадан, на Колыму, где его отец в системе треста Дальстроя, помогал возрождать этот глухой таежный край. Руководил тогда трестом легендарный герой Гражданской войны, командир латышских стрелков Э.Я. Берзин. А Сергей кроме увлеченности чтением книг русских, советских и зарубежных писателей, как и его сверстники, занимался спортом, охотой и рыбной ловлей. В школе вступил в Комсомол, а окончив ее, уехал в Москву поступать в институт. Парень был уже закаленным и неутомимым. Узнав, что до учебы есть еще время, Сергей провел остаток лета с альпинистами в Кабарде. Затем в каникулы каждое лето ходил с товарищами в походы: прошел на веслах всю Волгу, побывал на Дону, Кубани, на Кавказе. А летом 1939 года уехал работать на Большой Ферганский канал в Узбекистан, который вместе с ребятами почти весь и объездил.

Одновременно Сергей учился в Институте истории и философии – ИФЛИ, в котором преподавали такие корифеи гуманистических наук, как Д.Н. Ушаков, Ю.М. Соколов, Готье и Косминский, Гудзий и Благой… Наполненный массой впечатлений от учебы и жизни, Сергей стал писать стихи. Первые появились еще в «Камчатской правде». Его учителями позднее были такие известные поэты, как И.Л. Сельвинский, В.А. Луговской и Н.Н. Асеев.

В марте 1941 года в журнале «Октябрь» в числе других имен появилось и имя Сергея Наровчатова.

Еще раньше началась его военная биография, когда он вместе со своими товарищами по институту ушел добровольцем на войну с белофинами. Эта короткая кампания оказалась трагичной для добровольческого батальона. Из четверых двое – Михаил Молочко и Георгий Стружко – погибли во время рейда по тылам противника.

А Сергей и его товарищи, сильно обмороженные, попали в госпиталь.

Много было увидено и пережито за короткое время, но молодость взяла свое. К началу новой великой войны с фашистами молодежь была готова к новым испытаниям.

К тому времени Сергей перешел учиться в Литературный институт им. Горького, а в ИФЛИ остался на экстернате.

Военные годы стали самыми трудными, наполненными горечью поражений первых дней войны, страшными дорогами отступлений, но при этом не потерялась вера в Победу.

А следы фашистских злодеяний тогда встречались на каждом шагу, трагедией врезавшись в память:

«Я проходил, скрепя зубами, мимо сожженных сел, казненных городов, по горестной, по русской, но родимой земле, завещанной от дедов и отцов.

 Запоминал над деревнями пламя

И ветер, разносивший жаркий прах,

И девушек, библейскими гвоздями

Распятых на райкомовских дверях.

 

И вороньё кружилось без боязни,

И коршун рвал добычу на глазах,

И метил все бесчинства и все казни

Паучий извивающийся знак.

 

В своей печали, древним песням равной,

Я словно снова летопись листал.

И в каждой бабе видел Ярославну,

Во всех ручьях Непрявду узнавал…

 Воины шли сквозь эти беды и горе, через разрушенные села и города, и всё равно не теряли надежды и веры в то, что всё вернется и восстановится, потому что даже уцелевшая стена дома «сопротивлялась» – устояла, не упала – как символ великой стойкости.

И город держался – сожжен, но не сломлен, как будто он знал, что только пока туда «вход запрещен», согласно оставленной здесь табличке. И точно знал, что мы по кирпичику его восстановим – и будет последний кирпич отомщён…

«И стена воплощением грозового ритма войдет нерушимой в мирную жизнь как памятник сотням районных мадридов, с победной поправкой на коммунизм», – писал поэт.

В окружении фашистскими стервятниками, видя всё порушенное, сожженное, вера в Победу, в свою Советскую Родину не иссякала:

От черного дня и до светлого дня

Пусть крестит меня испытанием огонь,

И я через версты глухие

Тобой буду горд,

Тобой буду тверд,

Матерь моя Россия!

 И это несмотря на многие испытания, выпавшие на войне.

Голодный, раздетый оглянулся –

От немцев прохода нет. И всё же:

В ржавый сапог вместе с партбилетом

Замусоленный твой (своей любимой)

Зашивал я портрет.

 И даже с большими потерями выходя из окружения, уносили с собой всё тяжелое, увиденное, сохраняя в душе любовь к Родине, как и великую скорбь и боль по разрушенным селениям и городам, через которые пробирались к своим.

А какая несказанная радость была, когда соединились и братались с ними! И вместе сквозь ураганы пуль и снарядов потом двинули на Запад.

Навеки впечатывали в душу спаленные фашистами села и города. Один из них, через который шли, горестный, весь израненный, но не сдавшийся на милость врагу – блокадный Ленинград – особенно удесятерял силы, нацеливая на Великую Победу. А она далась нелегко.

Сколько еще потерь было после выхода из окружения, сколько братских захоронений осталось!

И сколько всего пережито его поколением!

Мы в чащах партизанили,

По госпиталям мыкались в бреду,

Вставали вновь и шли в огонь и в воду

По нарвскому расхлестанному льду…

 А сколько боевых друзей поэта, пропавших без вести, выжили наперекор судьбе! Это от их имени он писал:

По мне три раза панихиды пели,

Но трижды я из мертвых восставал.

Знать душу, чтоб держалась крепче в теле,

Всевышний мне гвоздями прибивал.

 

На мой аршин полмиллиона мерьте.

У нас в крови один и тот же сплав.

Нас несть числа, попавших в лапы смерти

И выживших, ей когти обломав.

 А это и чудом выжившие в фашистских концлагерях люди, которых освободили советские воины. И спасенные ими брошенные голодными и холодными дети. Вот девочка в изорванном платьице и с немой мольбой в глазах, бросившая на грудь нашего солдата. А вот изможденный еврейский мальчик, родители которого были сожжены в газовой камере, а усыновила его вся их русская рота:

Без семьи, без родителей, без народа…

Стань же мальчику в черный год

Ближе близких, советская рота,

Вместе с ротой советского народа… – восклицал поэт.

А такие, как этот мальчишка, толпами шли – разутые и раздетые, освобожденные из фашистских лагерей, в неволе чудом выжившие люди:

Так и шли людские толпы, что там толпы – тьмы,

Всех языков и наречий, всех земных племен.

В эти дни земле свободу возвращали мы.

В эти дни был сломлен нами новый Вавилон.

 Они шли и верили, что дарованная им свобода навсегда. И никогда больше разбитая советскими воинами фашистская нечисть не оживет. Русские советские солдаты и множество других языков их братьев, не заглядывая далеко вперед, знали, что «дарованная им свобода и всей Европе навсегда».

«Мы клянемся новой свободе на полях прадедовких сечь», – отражал это настроение поэт. И вера в Победу наполняла сердца воинов, когда он читал свои стихи даже в беспрерывно обстреливаемых фашистами блиндажах:

 Мне век искать слова огня и стали,

Чтоб накаляя душу до бела,

Они б людей в сраженья поднимали –

Свершать несовершенные дела.

 

Слова, чтоб как бинты на свежих ранах –

«Любовь и кровь» – они цвели в крови,

Чтобы на всех земных меридианах

По ним учились азбуке любви.

 Вот этой азбуке любви учили коммунисты, старшие товарищи и молодежь, чей стаж «еще не выверен годами, пять лет от силы – вот он, кровный наш! Но он шагал такими большаками, где день за год засчитывали в стаж».

 Нам партия дала свои начала.

И вехи, по которым нас вела,

Рукой отдела кадров записала

Навечно в наши личные дела.

 

Не раз мы были пулями отпеты,

Но исходив все смертные пути,

Мы с семизначной цифрой партбилеты

Сквозь семь смертей сумели пронести.

 

И правильность законов диамата

Проверили с гранатою в руках,

На улицах Орла и Сталинграда,

На невских и берлинских площадях.

 

Чужую старь сличая с нашей новью,

Мы, повидав полдюжины столиц,

Узнали цену каждому присловью

Изрядно обветшавших заграниц.

 

Испытанные партией на деле,

Мы с ней пришли к черте большого дня,

Когда нам приказали снять шинели,

Не оставляя линии огня.

 Мир капитала, утвердившийся после войны, хотел опять в свою пользу перевернуть всю планету. Но советские люди, советская система не позволяли ему этого:

Я верю только той из двух систем,

С которой я, как капля с морем слился, – писал поэт-воин,

Когда в райкоме ВЛКСМ

Впервые с Комсомолом породнился, – который, как и КПСС, пытались убить в 90-е годы предатели Советской Родины.

Но и тогда коммунисты не сдавались:

 Соединил цемент Устава нас Программой,

Укрепил он в новой вере.

И выполняя партии приказ,

Мы раскрывали в будущее двери.

И никогда не сдавались еще и потому, что нам партия

Дала неиссякаемые силы,

В сердца вложила помыслы свои,

К воинствующей мысли приучила,

К той ясной мысли, что был трижды прав наш век,

Что лишь в коммунистическую явь

Войдут и приведут дороги века.    

 С этой мыслью жили и восстанавливали страну из пепла после фашистского варварства и возводили новые города, создавая мощный индустриальный щит, советские люди, мобилизуя на это свои силы, творчество, дерзания.

Но и сегодня, когда в мире так неспокойно из-за окончательно озверевшего и вновь поднимающего голову фашизма, против которого с огромным геройством сражаются на Украине наши воины, есть еще в стране немало людей, живущих лишь для себя и остающихся только немым свидетелем всего, что происходит вокруг, или продолжая безудержно обогащаться за счет страны и народа.

После войны наши недруги усиленно пытались нам навязывать нравы западного буржуазного мира, но тогда им не позволяли разрастаться, как и обывательским настроениям того же происхождения.

И слово поэта-коммуниста и воина С. Наровчатова в этом сражении было тоже очень важно:

 Но я спрошу тебя в упор,

Как можешь ты молчать,

Как можешь верить в тишь да гладь,

                              да божью благодать,

Когда грозятся наш костер (дружбы народов. – А.З.)

                             смести и растоптать?»                

 Поэт был уверен: «Костер, что никогда не гас в сердцах простых людей, не погасить, не растоптать, не разметать штыками патрулей, с полос подкупленных газет, с парламентских скамей».

И всеми буржуйскими прихвостнями не погасить стремление людей планеты к миру.

Словно сегодня написаны поэтом такие строки:

 Последний бастион еще не взят,

И требуя последнего расчета,

Народы мира яростно стучат

В капитализма ветхие ворота.

 Это те ворота, которые с новой силой пытаются распахнуть сейчас в Европе неофашисты навстречу новой мировой войне, продолжая снабжать оружием своих подопечных укронацистов, разжигая ненависть к России и русским.

Но против этих злобных сил поднялись не только страны БРИКС и ШОС с всё увеличивающимся числом союзников, но и крепнут силы коммунистов и комсомольцев в нашей стране, все усилия которых нацелены на завоевание лучшего будущего, за которое сражались такие преданные своей идее коммунисты, как Сергей Наровчатов и его героические сподвижники.

И хочется верить, что в борьбе за свою Программу Победы они добьются лучшего будущего для страны, основанного на принципах социализма.

Ведь за такое же будущее, без господства капитала в стране, отважно сражаются и наши воины с украфашистами – и нередко под флагами, как наследники своих дедов и отцов, бьются они насмерть. И народы многих стран их поддерживают – особенно те, кого продолжает угнетать и грабить капитал.

И об этом более 80 лет назад также сказал своё слово поэт-коммунист, словно смотря далеко вперед:

Огромен человечий океан,

Ни края не сыскать ему, ни меры.

Но снова «Пролетарии всех стран!»

Встает над ним как грозный символ веры.

 

Так бойтесь же… Тропа времен пряма,

И наш отряд, что вдаль пока шагает,

В бой ведет история сама,

И нашими руками побеждает».

 

«И победим!» – предрекал поэт.

Послесловие:

После войны в стихах коммуниста С. Наровчатова еще ярче отразились его думы и чаяния. Он опять побывал в местах своей юности – в Крымском крае, объездил Курильские острова, Сахалин, Чукотку и Камчатку.

Побывал поэт и в Египте и Судане. Впечатлений хватило на новые стихи и очерки. Выпустил две книги: «Лирика Лермонтова» и «Необычное литературоведение». Был поглощен, как и многие советский люди, общественной работой и стал членом советского Комитета защиты мира.

Трудящиеся Красной Пресни в Москве избрали его своим депутатом в Верховный Совет РСФСР, а затем – в МГК партии.

О себе он говорил, что на всё еще задуманное не хватает дней его осуществить – жизни мало. К тому времени он уже был испытанным в борьбе и трудах коммунистом.

                                                                           А. ЗАСИМОВА

 г. Пушкино, Московская обл.

На фото: Военный корреспондент, писатель и поэт С.С. Наровчатов, 1943 г. prlib.ru

Другие статьи автора

Другие материалы номера