Президенту В. Путину, правительству РФ, депутатам Госдумы, Совету федерации, генеральному прокурору РФ
Работающие и уже сокращенные работники обанкроченной шахты «Алексиевская» (Ленинск-Кузнецкий район, Кузбасс) обращаются к вам за защитой законных интересов.
Коротко о ситуации. В 2014 году в УК «Заречная», в которую входили шахты «Заречная» и «Алексиевская», начались финансовые сложности, и как следствие периодические задержки выплаты зарплаты. В 2017 году ситуация усугубилась, на шахтах началась процедура банкротства.
Шахты разъединили, сделали отдельными юрлицами, управлять которыми стала УК «Полысаевская». В 2019 году задержки по зарплате стали обычным делом. К ноябрю 2019 года работники, не получающие заработную плату по три месяца, стали массово писать уведомления по ст. 142 ТК РФ и отказывались спускаться в шахты.
В СМИ было много публикаций, к решению ситуации подключались юристы и правозащитники. Они помогли составить заявления в прокуратуру, Роструд и в областную администрацию, но отовсюду вместо ответов приходили отписки. Во вложении несколько подобных ответов.
С марта-апреля 2020 года на шахтах начались массовые сокращения работников. С «Алексиевской» сокращено 400 работников, около 300 осталось обеспечивать жизнедеятельность опасного производственного объекта.
На «Алексиевской» старую лаву отработали весной 2020 года, новую не запустили. Платить зарплату оставшимся работникам не с чего. Последние выплаты сокращенным горнякам были в августе 2020 года, закрыто 60 % долга за март. Не выплачиваются алименты на детей, десятки женщин находятся в бедственном положении. Долг перед шахтерами (и сокращенными, и работающими) – около 200 млн рублей.
Когда на «Алексиевской» начались финансовые проблемы, горняки неоднократно обращались в контролирующие органы и к властям с просьбой вмешаться и навести порядок. Горняки видели и сообщали о махинациях, которые проворачивали собственники и управленцы компании.
Горняки несколько лет настаивали на проведении аудита на предприятии. И только в 2020 году налоговая провела анализ деятельности и пришла к выводу, что после признания банкротом в ноябре 2017 года УК «Заречная» в нее АО «Шахта «Алексиевская» собственники и управляющие менеджеры применили новую бизнес-модель.
Деятельность по добыче угля, его обогащению и реализации была разделена на «рисковые («центры убытков») и безрисковые («центры прибылей») части». Шахта «Алексиевская» будучи недропользователем лишилась части функций по подготовке и отработке запасов, обогащения на собственной фабрике и погрузке. Эти направления вместе с частью персонала, а также направление по погрузке угля в вагоны, были выведены в ООО «Техшахтопром». Отбор проб и отслеживание качества угля – во вновь созданное ООО «Угольная компания «Полысаевская». Реализация угля была передана ООО «Углетранс», а также ООО «ТД «Авангард»» и ООО «Сибшахтмонтаж».
Такая бизнес-модель позволила сместить генерацию основных денежных и товарных потоков с предприятий-банкротов на ряд взаимозависимых между собой компаний. Роль шахты «Алексиевская» в новой бизнес-модели свелась лишь к выемке угля. Средства от продажи угля мошенническими схемами выводились в офшоры и на счета аффилированных с собственниками компаний.
Горняки обанкроченной шахты «Алексиевская» требуют от федеральных властей обратить внимание на бедственное положение горняков и принять меры. Когда наш труд был необходим предприятию и региону – каждый из нас работал за троих. А теперь получается, что нас вышвырнули с предприятия и «простили» нам наши кровью и потом заработанные рубли.
В разных инстанциях и ведомствах на наши требования о выплате долгов нам говорят о несовершенстве «Закона о банкротстве», махинациях собственников и управленцев. Но ведь именно государство несет ответственность за законы, которые действуют на территории страны, за деятельность государственных контролирующих органов, которые позволили долгие годы мошенничать и обкрадывать трудовой коллектив.
Сокращенные и действующие работники шахты «Алексиевская» обращаются с требованием разобраться, каким образом можно решить вопрос с выплатами задолженности по заработной плате и расчетным, отраслевого вознаграждения из областного или федерального бюджетов.
С уважением,
коллектив действующих и бывших работников шахт «Алексиевская».
***
СК предъявил конкурсному управляющему АО «Шахта «Алексиевская» обвинение в невыплате зарплаты. Более 800 человек частично не получили деньги за период свыше трех месяцев. 63-летний конкурсный управляющий АО «Шахта «Алексиевская» обвиняется за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат, сообщил СК. По версии следствия, с марта по июнь 2020 года обвиняемый «не предпринимал должных мер к своевременной и полной выплате заработной платы» работникам шахты, а деньги расходовал на другие нужды предприятия.
«В результате 811 работников частично не получили заработную плату свыше трех месяцев, перед ними образовалась задолженность на сумму более 140 млн рублей. Потерпевшие коллективно обратились в следственные органы. В рамках расследования уголовного дела проведена судебно-бухгалтерская экспертиза, которая установила точное количество работников, не получавших заработную плату. В рамках расследования в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, на квартиру обвиняемого наложен арест», – сообщили в СК.
В тот период, который вменяет следствие, конкурсным управляющим шахты, согласно единому федеральному реестру сведений о банкротстве, был Владимир Максимов. По данным СК, со следствием он не сотрудничает, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.
«Шахта в настоящее время находится на стадии банкротства, деятельность по добыче угля не осуществляется, – отметили в ведомстве. – Кроме того, проводится доследственная проверка по периоду задолженности, который не охвачен материалами данного уголовного дела».
Кузбасские власти также прокомментировали ситуацию, заявив о постоянном мониторинге. Впрочем, о ликвидации задолженности речи не идет. Для контроля ситуации создана постоянная межведомственная действующая рабочая группа, отметили в минуглепроме. Минуглепром напомнил, что шахта в банкротстве с 2017 года, а с лета 2020 года там не ведется производственная деятельность. Были уволены 485 человек, в том числе по сокращению – 180. По данным властей, задолженность составляет 201 млн рублей перед 199 работниками.
Имущество шахты выставлялось на торги уже пять раз (со снижением цены).