Кого манит «лунный камень»?

Россия, США, Китай, Япония и другие страны (в том числе Евросоюз) уже в ближайшие 15–20 лет обещают построить на Луне постоянную инфраструктуру, необходимую для ее подробного изучения и добычи там полезных ископаемых. 

Что добывать, правда, не очень понятно: пока что из всех теоретически представляющих интерес космических ресурсов ученым удалось подтвердить наличие на Луне разве что воды в замороженном виде. Впрочем, разработчиков амбициозных космических программ это не особо смущает: что-нибудь полезное наверняка найдется. 
Учитывая, что международное законодательство запрещает странам делить Луну на части и объявлять их территорию своей собственностью, за ресурсы колонизаторам спутника, видимо, придется конкурировать между собой. 

Как именно – непонятно. Очевидно, что необходимо установить какие-то правила поведения в космосе, которые стали бы общими для всех. 

Первыми эту инициативу взяли на себя США – и в октябре прошлого года восемь стран (Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Люксембург, ОАЭ, США и Япония) подписали разработанные НАСА «Соглашения Артемиды» (Artemis Accords). 

Документ формулирует самые общие принципы и носит рекомендательный характер, однако Россия – основной партнер США по международной космической станции (МКС) – наотрез отказалась подписывать Соглашения и вообще принимать участие в лунной программе НАСА «на вторых ролях». Москва заявила, что будет обживать Луну параллельно – на пару с Китаем. Мировой консенсус не задался. 

Кто ловит рыбу в мутной воде 

Разработанный НАСА документ начали критиковать еще до публикации – когда стало понятно, что осваивать Луну американские власти намерены в формате двусторонних государственных соглашений (например, с Японией), а реализацию миссий фактически отдадут на откуп частным компаниям. 

Сначала были объявлены частные подрядчики для отправки на Луну пилотируемой миссии, потом – для разработки лунной станции «Гейтуэй» и так далее – вплоть до заключения четырех контрактов на покупку лунного грунта… 

«НАСА покупает лунный грунт у коммерческого поставщика! – восторженно пишет глава НАСА Джим Брайденстайн. –Настало время внести определенность в правила добычи и продажи космических ресурсов». 

Освоение лунных (или любых других внеземных) ресурсов возможно только после широкого всестороннего обсуждения, настаивают ученые. Принципы поведения в космосе должны быть приняты на самом высоком международном уровне и учитывать интересы всех стран. А навязывать любые правила в одностороннем порядке недопустимо, какими бы благими соображениями ни руководствовались их авторы. 

Об опасности американского подхода предупреждает и Элис Горман, советник ассоциации космической промышленности Австралии и профессор Университета Флиндерса в Аделаиде. По ее словам, есть большая разница между освоением космоса всем миром – при посредничестве ООН и других международных организаций – и путем сепаратных договоренностей отдельных стран друг с другом. 

«США сейчас активно продвигают второй подход, а Россия не менее активно такой подход критикует, – объясняет она. – Да и мировое сообщество в целом, мне кажется, относится к идее освоения космоса посредством двусторонних соглашений довольно настороженно. Во всяком случае, многие эксперты, с которыми я говорила на эту тему, сильно озабочены тем, что подход, учитывающий интересы всех стран, кажется, уходит в прошлое». 

Дырявый закон 

По словам экспертов, есть лишь один основополагающий международный документ, регулирующий деятельность человека на Луне, который признают все страны. Это Договор о космосе, принятый на собрании Генеральной Ассамблеи ООН и вступивший в силу в 1967 году. 

Другими словами, единственный документ, на основе которого космические державы могут пытаться договориться между собой, был разработан больше полувека назад, когда об освоении лунных ресурсов думали разве что писатели-фантасты. 

«Он, как швейцарский сыр, – с вот такими дырками, – смеется профессор международного права РУДН Аслан Абашидзе. – Так что это не только американская проблема». 
Как отмечает Абашидзе, в документе прописаны лишь самые основные принципы вроде недопущения размещения на орбите ядерных боеголовок и другого оружия массового поражения. Однако там отсутствуют юридические определения даже самых базовых понятий: в частности, не прописано, что именно понимается под словом «космос». 

«Где кончается воздушное пространство и начинается космос? – разводит руками профессор Абашидзе. – Это ведь очень важный вопрос: на воздушное пространство распространяется государственный суверенитет, а на космическое – уже нет». 

Тем не менее, как отмечает Майкл Голд, отвечающий в НАСА за космическую политику и взаимодействие с партнерами, за прошедшие полвека документ, заложивший основу космического права, не потерял своей актуальности. И именно на его положениях основываются «Соглашения Артемиды». 

«Договору, конечно, и правда, уже за 50, но выглядит он максимум на 35, не больше», – шутит Голд. 

Помимо ключевого положения о том, что космическое пространство можно использовать исключительно в мирных целях, документ 1967 года постановляет, что государства обладают равными правами на освоение космоса. Странам запрещается объявлять Луну или другие небесные тела своей собственностью, устанавливать над ними контроль и распространять на них свой суверенитет. Однако государства сохраняют контроль над объектами, которые сами запустили в космическое пространство, и берут ответственность за любой нанесенный такими запусками ущерб. 

«Все эти принципы сегодня ничуть не менее важны, чем 50 лет назад, так что Договор о космосе остается важнейшим документом, – уверяет Майкл Голд. – В «Соглашениях Артемиды» мы лишь хотели уточнить кое-какие детали, а именно какими правилами страны должны руководствоваться, проводя космические операции, чтобы не нарушать эти основные принципы. 

Что предполагают «Соглашения Артемиды»

Никакого оружия: освоение космоса может вестись исключительно в мирных целях. 

Прозрачность: страны обязаны в полной мере информировать друг друга и всё мировое сообщество о своих действиях в космосе – как уже проводимых, так и планируемых. 

Технологическая совместимость: странам рекомендовано соблюдать единые стандарты при строительстве космического оборудования, чтобы системы были совместимы друг с другом (и при необходимости взаимозаменяемы). 

Взаимопомощь: в случае любой аварии страны обязуются оказывать друг другу любую возможную помощь для спасения людей. 

Регистрация: общий реестр всех когда-либо запущенных в космос объектов позволит предотвратить возможность их столкновения. 

Доступ к информации: все данные, получаемые в ходе реализации программы «Артемида», должны выкладываться в публичный доступ. 

Охрана исторического наследия: страны обязуются оберегать от повреждения места, представляющие историческую ценность (например, место высадки на Луне первых людей). 

Коллективная собственность, общая ответственность: ни одна страна или компания не обладает исключительным правом на добычу тех или иных ресурсов; ответственность за их добычу участники программы «Артемида» несут сообща. 

Предотвращение конфликтов: требование уважать интересы других стран и заранее договариваться как о природе проводимых операций, так и о местах их проведения. 

Уборка космического мусора: необходимо заранее согласовать план утилизации любых побочных продуктов исследований, в том числе отслуживших свой срок космических кораблей и станций. 

Шкура неубитого медведя 

В теории добыча полезных ископаемых в космосе – весьма прибыльный бизнес. Небесные тела могут стать источником редких элементов и драгоценных металлов: по некоторым подсчетам, в астероиде диаметром 30 м одной только платины содержится на сумму около 25–50 млрд долларов. А ведь там есть еще никель, кобальт, железо и другие элементы. 

Огромную ценность представляет собой и вода, наличие которой на Луне ученые доказали около 10 лет назад. Не позже 2040 года Япония планирует начать добывать лед, тонким слоем покрывающий кратеры у лунных полюсов. Отделив кислород от водорода, оба элемента японцы хотят продавать как топливо для ракетных двигателей – чтобы долетевший до Луны космический корабль можно было перезаправить для возвращения на Землю или дальнейшего полета к Марсу. 

Похожие планы озвучивала и Москва. Кроме того, Россия, Индия и Китай упоминали о возможности добычи на Луне гелия-3, чтобы в перспективе использовать этот изотоп в качестве безопасного и экологически чистого топлива для термоядерных реакторов. 

Понятно, что так или иначе будущим колонизаторам придется как-то договариваться и согласовывать действия друг с другом – иначе конфликтов не избежать. 
Когда в апреле прошлого года президент Дональд Трамп подписал указ, разрешающий добычу лунных ресурсов частным компаниям, Роскосмос назвал это «попыткой экспроприации космического пространства» и «агрессивными планами по фактическому захвату территорий других планет». Решение Трампа нельзя назвать незаконным, поскольку формально оно ничего не нарушает, а, скорее, находится в правовом вакууме. 

Дело в том, что Соглашение ООН 1979 года «О деятельности государств на Луне и других небесных телах» (именно он устанавливает, что лунные ресурсы «не могут быть собственностью какого-либо государства» или организации, а сам спутник Земли «не подлежит национальному присвоению») США не подписали – так что и выполнять налагаемые им ограничения не обязаны. 

Впрочем, СССР его тоже не подписал, так что предъявлять по этому поводу претензии к США со стороны Москвы довольно странно. Соглашение вообще не признает ни одно государство «Большой семерки» – а из всех стран, имеющих на сегодняшний день собственную космическую программу, ратифицировала соглашение только Австралия. 

А в документе 67-го года про космические ресурсы нет ни слова – лишь фраза о том, что Луна «не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». 

Однако Вашингтон настаивает, что частные подрядчики НАСА и их партнеры по определению не могут ни присвоить Луну, ни оккупировать, ни уж тем более провозгласить на ней суверенитет. А значит, препятствий для начала добычи нет. 

«США предпринимают все возможные дипломатические усилия, чтобы закрепить на мировом уровне именно такую трактовку Договора о космосе 1967 года, – говорит профессор Байерс. – Как будто добыча полезных ископаемых на коммерческой основе в космосе разрешена, а все вопросы, возникающие в ходе такой добычи можно урегулировать на национальном уровне. Другими словами, никаких многосторонних переговоров вести по этому поводу не нужно». 

Подписание «Соглашений Артемиды» фактически закрепляет такую трактовку, предупреждают эксперты, а с ней, мягко говоря, согласны не все. 

Какие варианты? 

Впрочем, альтернативных вариантов космических договоренностей никто пока не предлагает – противопоставить принятому документу особо нечего. 

Кроме США и их партнеров, уже подписавших Соглашения, планы освоения Луны (и необходимая для этого научно-техническая база) есть лишь у России и Китая. Но им, кажется, пока особо нечего предложить даже друг другу – в особенности после того, как в феврале была приостановлена разработка сверхтяжелой ракеты «Енисей», которую предполагалось ввести в эксплуатацию как раз в рамках и для нужд лунной программы. 

С одной стороны, Москва и Пекин подписали 9 марта меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместное создание в будущем Международной научной лунной станции (МНЛС), пообещав предоставить к проекту «открытый доступ для всех заинтересованных стран и международных партнеров». 

С другой, строго говоря, пока что этот амбициозный проект не существует даже на бумаге. Никаких конкретных планов по его реализации нет, а подписанный меморандум обещает лишь «совместно разрабатывать Дорожную карту создания» станции. 

Realpolitik космического масштаба 

«Соглашения Артемиды» – это не какой-то конечный документ, а, скорее, лишь начало обсуждения правил поведения в космосе, уверяет Майкл Голд. «Лично мне бы очень хотелось, чтобы и мы, и другие страны передавали свой опыт космических исследований в руки ООН. И чтобы на основе этого коллективного опыта уже писались какие-то общие правила – в интересах всего человечества». 

«Но нужно понимать: мы уже начинаем реальную работу на Луне и на Марсе Первый полет в рамках программы «Артемида» состоится этой осенью, а пилотируемая посадка на Луну намечена на 2024 год, и то же самое делают другие страны. Поэтому мы не можем ждать, пока будут приняты какие-то новые документы и договоры – нам нужно заранее договориться, какими принципами мы руководствуемся в своей работе», – настаивает Голд. 

Профессор космического права Университета Небраски Франс вон дер Дунк в целом согласен, что идеальным выходом из ситуации было бы принятие на уровне ООН нового основополагающего документа, который бы в подробностях прописывал принципы освоения космоса и устанавливал необходимые ограничения – как для государств, так и для частных компаний. 

Однако в реальности, говорит профессор, это вряд ли возможно: даже если космическим державам в итоге и удастся как-то договориться между собой, на это уйдут десятилетия. А лунная гонка уже началась, и действовать нужно как можно скорее. 

«Реальный выбор прост: либо не делать вообще ничего, либо начинать с каких-то односторонних инициатив, – размышляет он. – Тут, конечно, есть риск того, что отдельным государствам такой подход не придется по вкусу и они пойдут каким-то принципиально иным путем. Впрочем, в долгосрочной перспективе такой расклад может привести как раз к тому, что в какой-то момент принятие общего международного законодательства в этой сфере станет просто необходимым». 

ВВС (Великобритания) 

 

Другие материалы номера