Образ будущего формирует образование

Конечно, это не рынок, где царят обман и коррупция, и не олигархат во главе с паханами, и не деление людей на богатых и бедных, на рабов и хозяев. России – быть страной равных возможностей для каждого гражданина. Об этом новая программа КПРФ, названная «Образ будущего». Ведущая роль в том светлом дне, которого мы непременно добьемся, отводится образованию.

«Базисом формирования человеческого капитала является общее образование, известная нам цепочка – школа, профессиональное образование, высокотехнологичные рабочие места», – подчеркивал академик РАО Михаил Левицкий на парламентских слушаниях «Человеческий потенциал России и стратегия «Образование – для всех», проведенных в Госдуме депутатами-коммунистами. Открывал и вел дискуссию руководитель КПРФ Геннадий Зюганов.

Со школы начинается для человека мир открытий. К сожалению, в РФ до сих пор не хватает школ. Во вторничном номере «Советской России» опубликован материал о том, как дети и их родители поселков Вишневка и Привольное, что под Казанью, на снегу, сидя и лежа, изобразили слово «ШКОЛА». Таким неординарным способом они выразили свою многолетнюю просьбу к руководству республики построить им школу. В России много населенных пунктов, где нет школ. Но если уж строить школу, то она должна соответствовать всем современным требованиям. С Октябрьской социалистической революции в России повелось дорогу в будущее начинать со школы. В голодном 1920 году по распоряжению В.И. Ленина в Горках, в бывшем барском двухэтажном особняке наряду  с детским домом появилась школа 1-й ступени, в которой учились читать и писать не только сироты, но и дети местных крестьян. В ней всё было бесплатным – учебники, обучение, питание. Она открывала путь в великое будущее Советского государства. Позже в Горках была построена большая школа памяти Ленина – легендарная, с высоким уровнем обучения. В 2018 г. капиталистическая власть РФ закрыла эту школу, а земли вокруг стали захватывать рейдеры под коммерческую застройку. Хотя борьба за ленинскую школу продолжается…

А в стране, между тем, появляется новая школа будущего. Ее построил директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин на территории совхозного поселка. В той школе есть всё – учебные классы, оснащенные новейшей электронной техникой, лаборатории, мастерские, бассейн, спортзалы и много света, потому как школьная крыша – из прозрачного материала. Грудининская школа признана лучшей в Европе. Она притягивает к себе множество заинтересованных делегаций зарубежных и российских. Построить такую школу на государственные деньги в нынешней РФ невозможно. Грудинину это удалось потому, что совхоз, которым он руководит, – народное предприятие, заработанные средства там распределяет трудовой коллектив, вот люди и решили построить для детей школу будущего. В школе учатся ребята всех работников совхоза.
Банкир Греф, пытающийся влиять на образовательный процесс в РФ, тоже построил инновационную школу в бедном районе Хорошево-Мневники с брендовым названием «Хорошкола». Директором школы Греф назначил свою жену. Для нее сделан специальный подъезд к школе ценой почти в миллиард рублей. Обучение в школе практически индивидуальное, «элитное» и, конечно же, платное – 80 тыс. рублей в месяц за одного ученика. Простые жители и их дети хоть и с любопытством поглядывают на «Хорошколу», но обходят ее стороной, она для них недоступна.

«Знаете, в чем разница между школой Грудинина и школой Грефа? – обратился с вопросом к участникам слушаний депутат Олег Смолин. – В Грудининскую берут всех, кого могут взять согласно лицензионным нормам, и обучение в ней бесплатное. А чтобы поступить в школу Грефа, необходимо ребенку сдать специальный отборочный тест, а его родители должны заплатить 300 тыс. рублей вступительного взноса, а потом платить 1 млн рублей за каждый год обучения. Понимаете разницу? В этом отличие образования для всех от образования для избранных». 

Школа Грефа и другие школы, лицеи, возведенные и хорошо оборудованные российскими миллиардерами, – не для всех, они платные. Они не вписываются в принципы доступности и высокого образовательного уровня, на которых основан законопроект О. Смолина и его авторитетных соавторов «Образование для всех». Главный принцип этого документа – всеобщая доступность образования, гарантия для каждого россиянина бесплатного получения знаний, развития его интеллекта и талантов. Школьные изыски, предлагаемые грефами за миллионы, не вписываются в закон «Образование для всех», они не о будущем, а о чванливой дремучести буржуйства, зацикленного на деньгах, как правило нетрудовых, и на собственном обогащении любой ценой.

А КПРФ и ее сторонники отстаивают будущее всей страны, всего народа. По словам Олега Смолина, «широкий блок левых и патриотических сил объединяет триада – новая индустриализация, справедливое распределение средств, в том числе через налоги, и вложение в человеческий потенциал».

Почему вновь заговорили о новой индустриализации? Потому, поясняет Смолин, что «результаты прежней во многом уничтожены, и потому, что новое может базироваться только на современных технологиях. Новая индустриализация предполагает интеграцию образования, науки и производства. Образование является и ключевым фактором развития человеческого потенциала страны и его превращения в человеческий капитал. Индекс развития человеческого потенциала предполагает индексы благосостояния, образования и долголетия. На все эти составляющие образование влияет решающим образом». 

Но динамика развития человеческого потенциала в капиталистической России значительно замедлилась по сравнению с советским периодом. «В советское время наша страна входила в десятку наиболее сильных держав по развитию человеческого потенциала, а в последние годы РФ вышла на 49-е место… Это совсем не то, что было в советский период». Тогда, напомнил Смолин, «мы входили в тройку лучших стран, советское образование считалось лучшим в мире без всякого квасного патриотизма». 
Сейчас РФ в четвертом десятке. И понятно почему. Принимаются законы о якобы просветительской деятельности, но нацеленные на ее ограничения. 

Самое грустное – финансирование образования, которое по сравнению с советским временем снизилось в разы. В 2012 г., по данным ЮНЕСКО и Мирового банка, Россия занимала 98-е место в мире по доле финансирования образования от ВВП. В 2018 г. у РФ уже 120-е место по этому показателю. Законопроект «Образование для всех» предусматривал в течение пяти лет увеличить затраты на образование с 3,5% от ВВП до 7%. Даже «Единая Россия» в своей программе «Россия-2020», с которой шла на выборы в 2011 г., обещала к 2020-му выделять на образование 6,5–7% ВВП. Позади уже 2020-й, а расходы на образование застыли на 3% ВВП. 

«Денег нет», – декламируют власти. Учителя остаются на нищенской зарплате. Каких только обещаний не давали правительственные чиновники, президент издавал указы с требованием поднять зарплату учителя до уровня средней по региону. В 75 регионах из 85 указ президента от мая 2012 г. до сих пор не выполнен. Отсюда кадровый голод и бешеная перегруженность учителей. О качестве в таких условиях говорить бессмысленно.

КПРФ, авторы законопроекта «Образование для всех», предлагают базовые оклады учителям установить на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда по региону и по РФ.

Из-за низкой зарплаты, с точки зрения академика М. Левицкого, у молодежи утрачена мотивация идти в педагоги. Работа с детьми – очень сложная, напряженная, ее надо ценить и оплачивать по затраченному труду. Вывод академика – «необходимы оперативные меры по реформированию системы оплаты труда педагогов». 

«Если в разгар пандемии и экономического кризиса сокращаются расходы на образование и здравоохранение, то это говорит о том, что наши надежды на вразумление правящего класса, на солидарное преобразование действительности, на договороспособность – развеиваются», – признался журналист, блогер, снявший известный фильм «Последний звонок» Константин Семин. 

Он возмущен назначением на должность ректора МФТИ экс-министра образования Дмитрия Ливанова. Это тот, кто наряду с Фурсенко и ему подобными «крушил старую «совковую» систему образования, основанную на фундаментальном знании, на предоставлении этого знания всем без исключения, не на сегрегации, не на разделении учеников по имущественному признаку, когда богатые получают возможность знать, что такое физика и математика, а бедные обречены с самого детства готовиться к работе где-нибудь за прилавком «Пятерочки» или в цехах «Мираторга»? И теперь он, Ливанов, будет руководить знаменитым Московским «физтехом»? Студенты, преподаватели, профессура вуза ошарашены таким назначением. «Это говорит о том, что мы лаем, а караван идет? – удивлялся Семин. – И караван продолжает движение в противоположном от светлого будущего направлении. Что же они нам готовят?»

Семин приводил другие примеры, доказывающие цинизм властей по отношению к народу, к системе образования, закладывающей будущее страны на многие годы вперед. «Система образования – это производное экономики. И если на китайскую экономику приходится сегодня до 30–40% мирового производства, то отсюда и успехи Китая в сфере образования, и отсюда успехи Китая в сфере освоения космоса. Если же на нашу страну приходится 2–4% этого самого совокупного производства товаров и услуг, то такое у нас будет и образование? Реформы, запущенные либералами в нашей стране, направлены на то, чтобы превратить Россию в рынок труда для открытых границ мировой экономики, – уверен журналист. – И этому мы обязаны противостоять общими усилиями, общим решительным сопротивлением».

Резкие интонации и выводы уважаемых ораторов пытались смягчить заместители министров просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства. Конечно, никто из них не осмелился отрицать того, что финансирование образования недопустимо низкое, что школ и учителей не хватает, что труд педагогов недооценен, и что надо срочно менять систему оплаты. Они, представители министерств, не против того, чтобы поддержать законопроект КПРФ «Образование для всех», который был массово поддержан народом при широчайшем обсуждении в интернете, но отвергнут «Единой Россией» и министром-реформатором Ливановым. Представители министерств дали понять, что задают тон и принимают решения не они, а первые лица в правительстве и в Кремле. Это их позиция выражена в реформах, снижающих доступность нашего образования, его уровень, качество. От учителей требуется не столько педагогическое мастерство, сколько бесконечная отчетность, от которой школа стонет. 

Участники слушаний настаивали на отмене ЕГЭ, доказывали недопустимость введения дистанта. Замминистра просвещения обещал, что дистант не планируется, а вот ЕГЭ остается. Но сторонники лучшего в мире советского образования тоже сдаваться не собираются. Они будут стоять на своём, что и отмечено в рекомендациях слушаний.

Дискуссия была жесткой и требования, выдвинутые исполнительной власти, тоже жесткие: увеличить финансирование образования до 7%, поднять оплату учителям, дебюрократизировать школу, остановить пагубную оптимизацию, обеспечить всем детям России близкую к дому, укомплектованную педагогами школу. Участники слушаний решительно настроены добиваться выполнения своих требований. Настойчивость, принципиальность, уверенность – первые кирпичики образа будущей России. 
 

 

Другие материалы номера