Эта тема – возобновление индексации пенсий работающим.
Незадолго до этого лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что эта идея принадлежит прежде всего его партии и фракции. Однако это, мягко говоря, неточно.
Напомню: Федеральный закон от 29.12.2015 №385-ФЗ, которым была отменена индексация пенсий работающим, был принят Госдумой 15 декабря 2015 г. голосами исключительно «Единой России». Еще при его рассмотрении во втором чтении мы давали поправку с требованием сохранить для работающих индексацию пенсий в полном объеме. Однако она была провалена голосами той же фракции.
Законопроект о возобновлении индексации пенсий работающим внесен нами еще в составе прошлой Думы 5 сентября 2016 г., тогда как депутаты из ЛДПР внесли аналогичный законопроект в ноябре 2016 г., то есть после выборов нового состава Думы. Наконец, наш законопроект о возобновлении индексации пенсий был рассмотрен Госдумой 20 апреля 2017 г., поддержан всеми оппозиционными фракциями, но отклонен голосами «Единой России».
Поэтому правильно было бы сказать, что в данном случае совпадают позиции всех думских фракций (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), за исключением фракции большинства.
Но если заявления Владимира Жириновского о приоритете ЛДПР в предвыборный год выглядят как прегрешения, то уверения выступавшей от «Единой России» 24 марта Светланы Бессараб об озабоченности этой темой партии власти – скорее, как издевательство. Тем более что 24 марта все три законодательные инициативы были провалены именно «Единой Россией».
Позволю себе напомнить: помимо законопроектов и поправок о возобновлении индексации пенсий работающим, я задавал этот вопрос Дмитрию Медведеву, Антону Силуанову, Ольге Голодец на протяжении прошедших пяти лет работы Госдумы. Более того, поднимал этот вопрос применительно к инвалидам на личном приеме у экс-премьера страны. И даже получил поддержку. Однако Минфин и Минэкономразвития провалили поручения Дмитрия Медведева.
Наши аргументы
24 марта от имени фракции КПРФ также довелось выступать мне. Вот наши аргументы в пользу необходимости вернуть работающим пенсионерам индексацию пенсий.
1. Аргументы социальные. Напоминаю: когда при нашем отчаянном сопротивлении повышали пенсионный возраст, пенсионеров уверяли, что это нужно именно для того, чтобы их пенсии росли. Однако в 2015 г. так называемый коэффициент замещения (т.е. отношение пенсии к заработной плате работника) составлял 35 %, а в настоящее время – примерно 29,5%. Иначе говоря, по отношению к заработной плате пенсия сократилась более чем на 5%, а обещания оказались прямым обманом. Повторю: прямым обманом! Еще в 2016 г. министр труда и социальной защиты населения Максим Топилин предупреждал «Единую Россию», что без индексации пенсий работающим коэффициент замещения повышаться не будет. И оказался абсолютно прав.
Пенсионерам рассказывали, как здорово они будут жить, получая каждый год прибавку в целую тысячу рублей. Выяснилось: тысячу добавили далеко не каждому. А юмористы рассказали всей стране грустную историю о пенсионерке, которая никак не могла потратить эту тысячу: и в Крыму отдохнула, и за границу съездила, и всё, что хотела, купила – а тысяча никак не кончается!.
Отказ от индексации пенсий работающим означает сокращение средних слоев и увеличение числа бедных в стране. Согласно опросам, около 10% граждан заявляют, что денег им не хватает на еду, а еще примерно 30% – что денег не хватает на одежду. Итого примерно 40% населения. Другими словами, бедных в России не 20 миллионов, как утверждает правительство, но около 60 миллионов! И отказ от индексации пенсий работающим увеличивает их число.
2. Аргументы морально-политические. Работающие пенсионеры справедливо возмущены тем, что их наказывают за труд. Отчисляют с них деньги в Пенсионный и другие фонды по полной программе, а возвращают копейки – не более 3 пенсионных баллов в год, что означает повышение пенсии не более чем на 300 рублей.
Это очередной пример классовой политики российских властей. Ведь в стране до сих пор действует регрессивная шкала отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования: если человек зарабатывает в месяц меньше 122 тысяч рублей, с его зарплаты в Пенсионный фонд отчисляют 22%, а если больше – только 10% с суммы, которая превышает этот заработок. Таким образом, страховыми взносами богатых поощряют, а бедных наказывают.
3. Аргументы экономические. По данным российской статистики, после отказа от индексации пенсий тем, кто работает, за 2016 г. число работающих пенсионеров сократилось на 5 млн 376 тыс. человек. При внесении законопроекта о возвращении индексации пенсий в полном объеме мы рассчитали, что за 2017 г. экономия Пенсионного фонда должна была составить примерно 135 млрд рублей, а его потери – из-за того, что 5 млн человек перестали платить пенсионные взносы, – около 425 млрд рублей. Иначе говоря, скупой должен был платить даже не дважды, но трижды.
Нам сказали: расчеты неточные. Но других никто не привел.
Всем известно, что люди, которых обманывают, в свою очередь пытаются обмануть государство: трудоустраивают вместо себя родственников и друзей, увольняются в нужный момент, чтобы попасть в отчетность как неработающие, а затем снова устраиваются на работу и т.д. Но те, у кого зарплаты низкие, а пенсии более или менее приличные (по нашим меркам) действительно уходят с работы. При этом никто так и не посчитал, во что обходится всё это безумие бюджетной системе России в целом, включая недоплаченные взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, а также в бюджеты регионов в виде налога на доходы физических лиц.
Интересно, что при этом мы наблюдаем парадокс «казарменного либерализма» и «либерального социализма». Системные либералы отказ от повышения пенсий работающим мотивируют тем, что они и так богаче неработающих, поскольку получают заработную плату. Напротив, мы, политики левых взглядов, обращаем внимание правительства на то, что оно безумно дестимулирует труд: ведь если пенсия в случае отказа от работы сразу увеличивается на 30%, а заработная плата маленькая, люди много раз подумают, стоит ли работать практически бесплатно.
Отказ от индексации пенсий не только вреден социально, но и абсурден экономически.
4. Особая тема – работающие инвалиды. Именно у инвалидов I группы, как правило, низкие зарплаты – чуть более «минималки» – и относительно приличные пенсии. Средняя пенсия по инвалидности I группы в 2020 г. составила 18 900 рублей, то есть она, как правило, выше заработной платы. Поэтому потери среди работающих инвалидов в процентном отношении наибольшие. С 2016 до 2020 г. их число сократилось с 2,543 до 1,571 млн человек, то есть примерно на 970 тыс., или более чем на треть. Правительство все время жалуется на плохое соотношение работающего и неработающего населения в стране, но при этом выбрасывает из экономики почти миллион рабочих рук только среди людей с инвалидностью. Кстати, прежде всего по этой позиции меня поддержал Дмитрий Медведев. Но не «продавил» своих министров. Тот же вопрос об индексации пенсий работающим инвалидам мы задавали президенту России на встрече 3 декабря 2020 г. Ждем результата.
5. Аргументы финансово-бюджетные. 24 марта напомнил депутатам в очередной раз, что так называемый Фонд национального благосостояния (ФНБ) создавался в стране прежде всего для поддержки детей и старшего поколения. В последнее время дети кое-что получили из бюджета, но не из ФНБ. Пенсионеры же по-настоящему не получили ничего и ниоткуда. Между тем Фонд национального благосостояния составляет почти 13,7 трлн рублей. Вопрос, как всегда, не в деньгах, но в политической воле.
Признание «ЕдРо»
Депутаты от «Единой России», объясняя, почему не хотят голосовать ни за один из трех законопроектов, предложили, чтобы вопрос решил президент. Тем самым они в очередной раз доказали, что «ЕР» – самая большая, самая богатая, самая насыщенная чиновниками – но не партия.
Она способна только исполнять команды. Как в известной песне Андрея Макаревича:
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы ходят сами по себе.
Не исключаю, что президент в очередном Послании Федеральному собранию в той или иной форме «озвучит» предложение о возобновлении индексации пенсий работающим. Вот тогда «Единая Россия», подобно лягушке-путешественнице, закричит: «Это я… это я придумала!.» Однако без команды «сверху» она способна только проваливать чужие инициативы.
Мы же марионетками быть не желаем и отвечаем прежде всего перед своими избирателями. А потому во всех случаях действуем по формуле: «Делай что должен, и будь что будет!»