Почему у нас растут цены?

Много говорилось о пандемии, которая изменила всю жизнь в стране, но краеугольной проблемой стал вопрос о росте цен, прежде всего на продукты питания. Депутатов интересовали причины.

 

По словам Мишустина, пандемия усилила риски для глобальной макроэкономической стабильности. Из-за появления на рынке крупнейших стран денег, не обеспеченных товарами, в совокупности с низкими процентными ставками выросла инфляция во всем мире. Следом поднялась стоимость продуктов питания. Тут подключились многие предприниматели, не желая терять выгоду, они подняли внутренние цены на продукты.

 

А что подтолкнуло рост цен внутри нашей страны на социально значимые товары?

 

Правительство, пояснил Мишустин, чтобы сдержать эти цены, ввело долгосрочные компенсационные выплаты. Поддержало агробизнес, чтобы сдержать цены на муку, сахар, что обошлось бюджету в 15 млрд ­рублей.

 

Премьер назвал еще одну причину роста цен – это жадность отдельных производителей и торговых сетей!

 

И тут предупредил рвачей: у правительства есть достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех ­сферах.

 

Людей беспокоит также цена на бензин. Мишустин считает, что в тяжелом прошлом году удорожание бензина не превысило уровень инфляции. «Мы продолжим держать ситуацию под контролем, используя в том числе и законодательство», – заметил глава правительства. 

 

Цен и жадности касался вопрос, заданный Мишустину от имени всей палаты. «Это то, что волнует всех, подчеркнул спикер В. Володин. – Огромные средства зарабатываются в нашей стране, а потом их выводят за рубеж, чем наносится ущерб экономике РФ, выводятся средства, которые могли бы использоваться на развитие нашего производства, бизнеса… К тому же эти ресурсы подвергаются риску, их могут просто заморозить. Нас люди спрашивают, когда это прекратится?. (Володин имел в виду памятный разговор с 96-летней жительницей Саратова Анной Александровной Полуйко, которая добивалась от спикера Госдумы ответа на ее вопрос «Почему люди так плохо живут в богатой России?») Мы говорили, что положение граждан – наш главный приоритет».

 

Володин взял в качестве примера обсуждение в Госдуме вопроса о денонсации соглашения между РФ и Королевством Нидерланды об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество. Разрыв соглашения вызван тем, что в нидерландский офшор за год было выведено торговыми сетями, работающими в России, 1,3 трлн рублей. Этой суммы недосчиталась наша экономика, наша социальная сфера.

 

Всего правительство РФ заключило 84 подобных соглашения, в том числе с такими известными офшорами, как Кипр, Сингапур, Гонконг, Швейцария. В планах Минфина, отметил Мишустин, денонсация грабительских для РФ соглашений с этими странами.

 

«Какие российские компании отличаются особой жадностью по выводу наиболее крупных сумм из экономики РФ?» – спрашивали главу правительства.

 

Самые жадные, по словам Мишустина, – «компании топливно-энергетического комплекса, они на первом месте в этом антирейтинге, на втором – металлургия, на третьем – банки». Всего за год этими хапужными структурами выведено в офшоры 4,3 трлн рублей, что равно пятой части годового федерального бюджета РФ.

 

«Они (компании) вели агрессивную налоговую политику, выводили из России огромные объемы дивидендов, пользуясь низконалоговыми юрисдикциями, платили значительно сниженные налоги на прибыль в бюджеты регионов, где зарегистрированы… Нам предстоит серьезно, системно поработать с этими соглашениями», – отметил премьер.

 

В целом отчет правительства был выстроен по принципу «сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Премьер представил внушительный перечень сделанного в трудный 2020-й. Активная работа по нацпроектам. Создан координационный центр для реализации приоритетных задач, поставленных президентом.

 

Сдерживали натиск коронавируса, строили госпитали, получили вакцины и стабилизировали ситуацию с вирусом. «Делали всё возможное, чтобы люди как можно скорее вернулись к нормальной жизни».

 

Мишустин вспомнил, что в прошлом отчете говорил о ценностях, которыми руководствуется правительство: в центре внимания человек и его интересы: работать открыто, честно, командой, ориентироваться на результат.

 

Итогом прошлого года стали не только тяжелые уроки, но и опыт, который теперь помогает в сложных условиях. Ковид открыл глаза на то, в каком отсталом положении находятся школы в регионах. Их невозможно было перевести на дистанционное обучение из-за отсутствия подключения к интернету, доступа к электронным ресурсам. Поэтому сейчас правительство планирует обеспечить интернетом все регионы, все школы. «Доступ к интернету сегодня необходим так же, как отопление, вода. До конца года будут подключены к интернету 23 тыс. объектов», – заверил депутатов Мишустин.  

 

Госдумой принят правительственный закон, благодаря которому интернет будет проведен в более чем в 10 тыс. поселений, где проживают от 100 до 250 тыс. человек. «Обеспечим эти населенные пункты мобильным интернетом и сотовой связью», – обещал премьер.  

 

Он напомнил парламентариям, что текущий года объявлен в РФ Годом науки и технологий. В связи с этим, «предстоит провести глубокую настройку всей науки, чтобы она получала конкретные результаты». В ближайшие 3 года на фундаментальные научные исследования будет направлено из бюджета свыше полутора трлн рублей. Государство выступит заказчиком в сферах, критически важных для страны.

 

Правительство продолжит совершенствование системы высшего образования. Будут созданы условия для получения школьниками качественного дополнительного образования на базе новых образовательных 350 тыс. учреждений, созданных в 48 регионах страны. Работают детские и мобильные технопарки, создано 11 региональных центров для выявления, поддержки и развития способностей, талантов у наших детей.

 

Не без гордости Мишустин сообщил, что открыты новые фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, детские больницы, центры онкологической помощи. С опережением идет расселение аварийного жилья. В 2020-м новое жилье получили почти 130 тыс. человек.

 

Мишустин вслед за президентом повторял известную мантру, что российский ВВП упал меньше, чем в других странах, всего на 3%. А в этом году начался его рост, и ВВП превысил уже доковидный уровень. Но это вряд ли кто-то всерьез воспринимает. Хотелось бы верить словам о том, что главный результат – это выход экономики на траекторию роста. В этом, по мнению главы правительства, сыграли положительную роль нацпроекты. Хотелось бы в этом убедиться в реальности. 

 

Мишустин указал еще на один вызов, который невозможно игнорировать. Это изменение климата и вопросы низкоуглеродного развития. Ряд стран уже объявили о переходе к углеродной нейтральности. Углеродный налог действует в 25 странах. Это, отметил Мишустин, ведет к долгосрочному снижению спроса на традиционные товары российского экспорта – нефть и уголь.

 

По словам премьера, идет перезагрузка стратегической повестки правительства, усиливается взаимодействие министерств, ведомств, экспертного сообщества.

 

Премьер продемонстрировал высокую компетентность по всем направлениям экономики, социальной сферы, знание истинного положения вещей, что помогло ему кое-что подлакировать, кое-что скрыть за общими фразами.

 

Но что примечательно. После выступлений представителей думских фракций больше всего его зацепило выступление коммуниста Г.А. Зюганова, который на примере народных предприятий показал, как можно поднять производство и открыть людям перспективу нормальной жизни. Мишустин вроде бы и не против, но не по-рыночному, мол, получается: не может быть коллективной собственности при капитализме. Но разве форма важнее содержания, Михаил Владимирович? Главное все-таки – улучшение жизни многострадального российского народа.

 

Другие материалы номера