1.
Жил он и жил в Уфе, учился в университете, играл в переходах на гитаре, делал свой ютуб-канал, который смотрели чуть больше сотни человек, вынашивал амбиции стать популярным музыкантом и видеоблогером. В общем, не очень-то у него получалось претворять мечты в жизнь…
И тогда он, видимо, решил, что проникся мудростью открытия Шапокляк из советского мультфильма: «хорошими делами прославиться нельзя». Действительно, чтоб прославиться, да еще и в наше жестокое и грубое время, нужен, как выражается молодежь, прежде всего «хайп», а говоря по-старому: скандал. И Алишер стал на своем канале материться напропалую, оскорблять других блогеров и рэп-, и хип-хоп-музыкантов, всячески кривляться. Это вызвало интерес у интернет-публики, количество просмотров стало расти, счет пошел на тысячи и десятки тысяч подписчиков…
Парень почувствовал, что встал на путь, на котором его ждет успех. И он радикально изменил свою жизнь: бросил институт, выколол себе на лице «число зверя» – 666 (как он сам объяснил, «чтоб не было пути назад, потому что такого точно не возьмут в офис»), взял псевдоним «Моргенштерн» (на латыни – «Люцифер», то есть «Утренняя звезда») и стал исполнять песни, полные мата, наркотического бреда, сцен, описывающих секс. При этом он сам монтировал провокационные видеоролики, где он наряжается в дорогие одежды, совершает непристойные действия в окружении полуголых девиц, пьет виски, катается на дорогих машинах, сорит деньгами… И Алишер своего добился – он превратился в звезду интернета! У него появились миллионы поклонников. Его альбомы стали распространяться с бешеной скоростью. Говорят, альбом «Легендарная пыль» набрал 35 миллионов прослушиваний в ВКонтакте. Моргенштерн вошел в пятерку самых популярных «артистов» русского интернета. Сам Дудь поспешил к нему за интервью. После этого слава Моргенштерна утроилась. Ведь Алишер в этом интервью раскрылся от макушки до стоп. Он не просто матерился и восхвалял эгоцентризм и беспринципность, он стал высмеивать народ, клясть оппозицию.
Откликаясь на реплику журналиста о плохой жизни народа при тех политиках, которые у нас во власти, Алишер цинично заявил: «Крестьянам кривозубым нужно понять: в том, что они… (матерный синоним слова «плохо») живут, виноваты только они сами […] У нас прекрасная страна, чтобы строить в ней бизнес […] Нужно только перестать ныть, перестать винить во всем верхушку, искать лазеечки […]» Рэпер высмеял оппозицию и назвал Путина «красавчиком».
Те, кто обсуждал в интернете интервью Моргенштерна, заявили, что его взгляды поменялись. Раньше, когда он был менее популярен и пробовал себя как рок-музыкант, он осуждал полицейские разгоны митингов, а теперь сам защищает власть. Критики Моргенштерна связывают это с тем, что раньше он был мальчиком, который был вынужден подрабатывать на мойке, чтоб иметь карманные деньги, а теперь он стал долларовым миллионером. Миллионы прослушиваний, которые набирают его альбомы, превращаются в увесистые пачки зеленых купюр. 23-летнему недорослю, видимо, «снесло голову». Журнал «Форбс» назвал его «одним из самых успешных музыкантов России», раскрыв сумму его дохода – 1,5 миллиона долларов в год. В 2020 году Моргенштерн приобрел в Москве ресторан. Вскоре его пригласили быть «лицом» «Альфа-банка», правда, через некоторое время из-за протестов банковских клиентов приглашение отозвали.
Так из интернет-тролля уфимский автомойщик превратился в «лицо элиты», которому распахнуты двери на федеральные каналы (не каждого политика или общественного деятеля туда пускают). Его несколько раз звал на свою программу Иван Ургант. Он присутствовал на вручении премии «Муз-ТВ», где «замутил» скандальчик, не пожелав отвечать на вопросы Ксении Собчак (она объяснила это так: Алишер потребовал у нее за ответы 5 миллионов рублей).
«Песни» его, правда, по телевизору не крутят – и это понятно: у него нет ни одной композиции, где бы не было заложено смачной мины из мата (не говоря уже о грамотном тексте и вразумительной музыке). Мат на мате, провокационные видео – вот и все, чем он привлекает внимание. Этакое «творчество» и открыло ему врата в «золотую тусовку» российского шоу-бизнеса – теперь он рядом с Собчак, Нагиевым, Басковым, Киркоровым и прочими персонажами, которые уже много лет заполонили телеэкран, перекрыв доступ к аудитории всем, кто на них не похож, кто поет, а не кривляется на сцене, кто дорожит традициями русской и российской музыки. Мне рассказывали, что в свое время великая русская певица Зыкина поинтересовалась у телепродюсеров, почему ее не зовут на ТВ. И услышала в ответ: «Вы – не в формате». А вот Моргенштерн – очень даже «в формате». Таковы, по мысли «прорабов телепропаганды», нынешние цены на рынке духовных потребностей: хулиганская бездарь дороже божественного таланта. Того и гляди, скоро этот парень с наколкой «666» на лице станет доверенным лицом…
2.
С некоторых пор Моргенштерн перестал считать себя музыкантом (и в этом он совершенно прав; как сочинитель он – ноль, голоса у него и подавно нет). Приведу его собственные слова: «Я давно для себя понял, что мне не важно стать лучшим музыкантом или лучшим артистом, я люблю, чтобы люди […] поражались». (Когда приводишь такие цитаты, надо бы, чтобы газета, как экран, попискивала.)
В своих интервью Моргенштерн теперь заявляет, что он желает лишь злить, бесить, провоцировать людей и превращать их гнев в его рейтинг и деньги… В одном из своих клипов он бьет по лицу девушку. Когда в интернете разразился скандал и его стали обвинять в женоненавистничестве, он заявил: «Это […] просто провокация, после которой вот эти начали кудахтать типа: «А-а-а-а, он ненавидит женщин, тварь, женоненавистник». Спасибо. Говорите обо мне больше. Мне только в кайф».
Однако миллионы поклонников Моргенштерна (в основном школьники 7–9 классов) его все же считают музыкантом, превозносят его «творчество», отдают папины и мамины деньги, выданные им на завтраки, за его тошнотворные «песни».
О чем же поет сей «творец»? Он, надо сказать, верен себе – и его песни не расходятся с заявлениями в интервью. Вот, например, композиция под названием «DINERO». Полностью привести ее текст не представляется возможным, так как в нем полно табуированной лексики или, проще говоря, отборного русско-английского мата. Приведу, что мог разобрать.
Эй, эй,
Мне говорят, что все мои песни
только про деньги.
Но я просто пою о том, что люблю,
ха-ха-ха.
………………
Па-па-папа – капкан, гребу деньги
лопатой (Хей).
Guala кап-кап, не успел посчитать их
(Йей).
Делай канкан, задирай своё платье
(Bitch).
………………
Моё имя – дорого, фамилия – богато,
До меня Рашка не знала чё такое
делать бабки, факты,
Bitch, я согласен: плохой
двадцать-двадцать
(Хей),
Три ляма баксов, я даже не старался…
………………
Да, я – сверхразум,
заскамил всех разом (Хей,)
Бог любит троицу: йен, евро, баксы…
Тут вам полный набор отечественного космополита-западника, облученного радиацией рынка в пору пандемии капитала. Деньги – вот его вдох и выдох, самое важное на свете… А родная страна – не более чем «Рашка», в отличие от «благословенного Запада», а истинный Бог – Мамона, деньги в самых разных их ипостасях. Он то и дело вздыхает: «Уффф деньги». Есть даже такая песня:
Я не пытаюсь быть для вас примером.
Да, меня выгнали из универа.
Но за один видос, по крайней мере:
Поднимаю больше, чем […]
ректорат за месяц.
Ему смешны ученые, которые не могут получить столько денег, сколько «отхватывает» он за матерщину в интернете. Для него не существует счастья поиска истины, счастья лицезрения красоты, есть только тщеславное эго, желание получать удовольствия и бахвалиться перед несмышлеными тинейджерами своими «несметными богатствами».
И, конечно, как «вишенка на торте», трогательное признание Моргенштерна относительно политических предпочтений:
Никакой любви для этих […]
(Никогда),
От сердца моего потерян ключик
(Не дам),
В своё сердце я пускаю лучших
(Только так,)
Там деньги, мама и Владимир Путин
(Володя).
Моргенштерн в очередной раз, теперь уже в песне, выражает свое восхищение президентом, сравнивая его с самым дорогим для себя человеком – мамой, которую он любит, наверное, почти так же, как деньги. Как же такое возможно, спросит какой-нибудь наивный провластный консерватор, ведь этот отвратительный персонаж сам признавался, что у него нет никаких принципов, и он совершенно аполитичен – и при чем здесь президент – «патриот и сторонник традиционных ценностей»? Ответ прост. Любить современную российскую власть Моргенштерну действительно есть за что. Ведь это в правление господ, любящих порассуждать о традиционных ценностях, православии и духовности, такие, как Моргенштерн, становятся диктаторами интернета, загаживающими умы миллионов школьников… Можно ли представить татуированного матерщинника-циника на советском ТВ, в правление коммунистов, которых наш президент любит осмеивать? Вопрос, как говорится, риторический. Но ведь раньше и Ольгу Бузову на порог МХАТа не пустили бы, и песенку «Муси-пуси, муси-пуси я горю, я вся во вкусе» по радио передавать не стали бы… А ныне она в классическом театре выступает в дуэте с «чудесным грузином».
Власть поддерживает таких находчивых и «эффективных», как Моргенштерн. И это ярко характеризует саму власть.
3.
Как я уже говорил, Моргенштерн прежде всего кумир российских тинейджеров-школьников. Легко понять почему: он воплощает собой отрицание всего, чему учат школьников педагоги и родители. Старшие говорят детям о духовности, нравственности, религии, а Алишер набил себе на лицо «число дьявола» и проповедует откровенный и шокирующий сатанизм.
Подросткам говорят в школе и дома, что жизнь нужно прожить так же, как их героические предки, совершавшие подвиги, не жалевшие своей жизни ради Родины, ради народа, а Алишер называет Родину «Рашкой», поет, что важнее всего деньги, и совсем неважно, как ты их добыл.
Наконец, школьников учат, что наш язык великий и красивый, пытаются открыть им глубины поэзии Пушкина, прозы Толстого и Достоевского, а речитатив Алишера состоит из смеси русского и английского мата… И все ему сходит с рук – ведь у нас и на верхних этажах государства наслаждаются крылатыми словами на «фене» уголовников.
Кажется, эта «утренняя звезда» – Моргенштерн – уловила веяния времени, потребность в примитивизме и бездуховности. И засияла ярким светом, хайпом выскочив на небосклон.
Герман Греф, сподвижник президента, тоже однажды шокировал общественность заявлением о том, что «Россия и русские… просто оказались в стане стран, которые проигрывают. В стане стран-дауншифтеров», предложил провести реформы, чтоб стать богатыми и известным, и даже намекнул, что «Сбер» может здесь стать «застрельщиком». По смыслу это ничем не отличается от строки из композиции Моргенштерна: «До меня Рашка не знала чё такое делать бабки».
У нас с некоторых пор очень много говорят о государственной идеологии. Откроешь интернет, а там только и рассуждений о том, что России нужна своя идеология, национальная идея, парадигма, а иначе, мол, страна окажется в тупике. Существует целая разновидность экспертов-политологов, которые ничем не занимаются, кроме как «придумыванием» этой идеологии, привлекая сюда кого угодно. Все они либо не понимают, либо просто помалкивают о том, что официальная идеология в современной России, конечно, есть. Государство без идеологии не существует (что бы ни было написано об этом в Конституции), как не существует человека без жизненных ценностей.
Только эта идеология не совпадает с программами «правящей партии», и уж тем более ее нельзя «сконструировать в уме» и навязать высшему классу страны. У этого класса (представители которого нам хорошо известны – от Грефа до Собчак) уже есть представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, уже есть свое отношение к Родине и к Западу и, уж конечно, есть свое восприятие народа. И все это проявляется не в словах, которые могут быть очень цветистыми, которые могут быть о нашей Победе, о солидарности всех россиян, о «противостоянии Западу», а в их делах. На словах, они, конечно, все – российские патриоты. А своими делами – тем, что правдами и неправдами стремятся приобрести гражданство стран Запада, купить там виллы и особняки, перевезти туда детей – они показывают, что Россия для них «Рашка», которую надо выгрести до дна и свалить. На словах они вроде бы за народ. А делами своими – повышением пенсионного возраста, введением новых налогов, ужесточением законодательства, касающегося протестных действий, – показывают, что власть и деньги им дороже…
Когда не в меру ретивые представители молодежных провластных организаций возмущаются Моргенштерном и кричат в телеэфире: «Он – бес!», то хочется им заметить: «Да раскройте глаза! Ведь Моргенштерн просто открыто говорит то, что думают ваши хозяева, что является истинной причиной их политических действий. Неужели вы сами не видите, что постно-добродетельные физиономии чинуш и политиканов – лишь неумело сделанные маски, а под ними – циничная «ряшка», на которой вытатуированы три шестерки?» Хотя, возможно, они и так это знают. Большинство из тех, кто крутится в этих кругах, очевидно, сами «немного Моргенштерны»…