«Несмотря на то, что несколько дней назад представители украинских властей связывали с заседанием Синода Константинопольского патриархата большие надежды и даже обещали чуть ли не привезти из Стамбула томос об автокефалии создаваемой ими церкви, реальные результаты заседания оказались для них весьма скромными», – заявил Интерфаксу в четверг секретарь синодального Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.
Он пояснил, что украинскому вопросу посвящен всего один из трех пунктов коммюнике Синода, говорящий о том, что для будущей независимой церкви уже составлен устав. «Возникает вопрос: а в чем же будет заключаться ее независимость, если ей не доверяют разработать даже ее собственный устав?» – задал вопрос священник.
При этом он напомнил, что каноническая УПЦ свой устав разрабатывала и принимала сама, и дискуссия вокруг этого устава была свободной и прозрачной.
«Степень «свободы», которую дает Константинополь подчиненным ему церковным структурам, хорошо иллюстрирует остальные два пункта коммюнике, – продолжил представитель РПЦ. – В одном из них говорится об упразднении экзархата русских православных приходов в Западной Европе, ставшем полнейшим сюрпризом для всех его членов, включая первоиерарха».
Еще одно решение, добавил отец Игорь, посвящено канонизации двух святых для Финляндской автономной православной церкви, поскольку права самостоятельно канонизировать своих святых она так и не получила, «хотя в свое время для того, чтобы оторвать ее от Русской церкви, ей была обещана автокефалия, которая до сих пор так и не предоставлена».
«К слову, та же Украинская православная церковь, в отличие от Финляндской, сама проводит канонизацию своих святых», – заметил представитель Московского патриархата.
***
Сотрудники Службы безопасности Украины проводят обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской лавры митрополита Украинской православной церкви (Московского патриархата) Павла в рамках дела о разжигании межконфессиональной вражды.
В РПЦ акцию с обыском у наместника Киево-Печерской лавры расценили как принуждение к участию в «объединительном» соборе.