Транснациональные корпорации и международные финансовые институты опасаются дальнейшего укрепления Таможенного союза, расширения сфер его влияния, видя в нем потенциально сильного империалистического конкурента. ТНК и международные финансовые институты опасаются перерастания Таможенного союза в Валютный союз на базе российского рубля, развития между предприятиями Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан интеграционных цепочек, укрепления российской промышленности, количественного и качественного роста рабочего класса в этих странах. Именно потому, что имелась реальная опасность присоединения к этому процессу Украины, в конце 2013 года появился «евромайдан», к власти в Киеве в феврале 2014 года пришел более чем естественный союз правых либералов и интегральных националистов вплоть до неонацистов-бандеровцев, началось кровопролитие на юго-востоке Украины, что в качестве ответной меры привело к провозглашению ДНР и ЛНР.
Нынешнее обострение ситуации на Украине также спровоцировано ТНК и международными финансовыми институтами. Экономические проблемы США за тринадцать месяцев президентства Джо Байдена существенно обострились. Инфляция бьет все рекорды за последние четыре десятилетия. Очень большие сложности с внешнеторговым балансом США. Нарастают проблемы на фондовом рынке. Весьма вероятно очередное резкое падение индекса Доу-Джонса, как это имело место в 1987 году. В перспективе волна многочисленных банкротств. На этом фоне администрация США взялась бряцать оружием, раскручивать ситуацию вокруг Украины. Напомним, что впервые масштабные разговоры о мифической «российской агрессии на Украине» начались в сентябре прошлого года, то есть ровно тогда, когда в финансовых кругах США пошло обсуждение того, как и насколько Федеральная резервная система (ФРС) США поднимет основную учетную ставку. По данным СМИ, весьма возможно, что повышение ставки случится на заседании руководства ФРС США, намеченном на 16 марта 2022 года.
Понятно, что объяснять последующую волну банкротств в экономике США действиями ФРС не очень удобно. Вот и потребуется в качестве оправдания финансовых проблем США «российская агрессия на Украине», требующая в той или иной форме вооруженного вмешательства НАТО, стало быть, и роста военных расходов, увеличения бюджетных вливаний в сферу ВПК. Это принесет за собой рост стоимости акций, увеличение капитализации предприятий военно-промышленного комплекса. При нынешнем положении в экономике США это можно успешно осуществить лишь в ущерб иным отраслям, которым в случае резкого повышения ФРС США учетной ставки дадут спокойно разориться, тем самым «очищая» экономику США от нерентабельных бизнесов, ликвидировав «мыльные пузыри» как последствие перегрева американской экономики вследствие инфляционной накачки последних двух лет.
В месяцы, предшествующие обострению кровопролития на Украине, резко обострились проблемы на нефтяном и газовом рынках Евросоюза и США вследствие холодной зимы. Объемы добычи нефти в США и Канаде сократились после введения временных ограничений из-за низких температур, одновременно вступило в силу непродуманное решение президента США Джо Байдена о продаже на рынках 50 млн баррелей нефти из стратегических резервов США. При этом одновременно существенно снизились поставки из Ливии в связи с приостановкой работы крупнейшего нефтепровода. В условиях нарастающего энергетического кризиса президент США и руководитель американской Демократической партии Джо Байден и его демократы, проводящие неолиберальный курс в интересах ТНК и международных финансовых институтов, крайне заинтересованы в том, чтобы переключить информационные потоки в сторону, максимально далекую от реальных социально-экономических проблем США, тем более что в ноябре этого года в США предстоят промежуточные выборы. Уже сейчас, особенно в связи с военными действиями на Украине, заметно активизировался бывший президент США и глава Республиканской партии Дональд Трамп, который активно критикует Байдена и демократов.
Свою роль, помимо ситуации с учетной ставкой ФРС, в нагнетании истерии вокруг украинской ситуации вплоть до начала боевых действий играло и играет тесно связанное с Демократической партией США экологическое лобби, располагающее в американской управленческой элите серьезным влиянием. Публичным лицом этого лобби сторонников «устойчивого развития» посредством заключения «соглашений по климату и выбросам в атмосферу» является бывший вице-президент США и лидер Демократической партии в 2000–2004 годах, нобелевский лауреат Альберт Гор. Адепты Гора, определяющие политику администрации Байдена, крайне не заинтересованы, в частности, в экспорте российского газа в Европу посредством газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря. В этом вопросе их интересы совпадают с коммерческими интересами американских компаний, надеющихся поставлять в Европу куда более дорогой, по сравнению с российским, сжиженный природный газ (СПГ) и тем самым закрепиться на европейских энергетических рынках. Всю эту совокупность интересов – финансистов, военно-промышленного комплекса, производителей СПГ и тех, кто собирается его транспортировать, IT-компаний, тесно связанных с оборонными ведомствами США, – и отстаивает Джо Байден. Новостью такой подход властей США не является: борьба за рынки сбыта и дешевого сырья, дешевых трудовых ресурсов, содействие экспансии транснациональных корпораций и международных финансовых институтов есть ключевое правило во внешней политике всех империалистических стран, и США тут никакое не исключение.
Как видим, главная задача администрации США в украинском вопросе предельно проста: отвлечь внимание общественности США от проблем в американской экономике, во-первых; списать на последствия «российской агрессии» предстоящую волну банкротств финансовых «мыльных пузырей», неизбежную в случае повышения Федеральной резервной системой США на своем заседании 16 марта основной учетной ставки, во-вторых (неслучайно Байден уже заговорил, что санкции против РФ негативно скажутся на экономике США); обеспечить европейский рынок для американских производителей СПГ, в-третьих. Всего этого Байден может достичь и без отправки на Украину американских войск, используя в качестве пушечного мяса украинских националистов.