По мнению замминистра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова, преимущества предложенного слияния очевидны: упрощается взаимодействие граждан, государства и бизнеса, становится понятным статус Фонда, внедряется единый тариф страховых взносов. Если сейчас гражданам за получением социальной помощи приходится обращаться по отдельности в Фонд соцстрахования (ФСС) и Пенсионный фонд России (ПФР), то через год они будут всё узнавать и получать в едином Фонде. Здесь же будут храниться данные по всем гражданам с инвалидностью, нуждающимся в пособиях и выплатах.
Увеличатся, по словам Пудова, страховые выплаты по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до полутора лет, но только в тех случаях, если трудовой стаж мамы будет не менее 8 лет и зарплата достаточно высокой. Выплата будет до 78 тыс. рублей, а при внедрении единого тарифа к 2025 году максимальный размер такой выплаты составит 143 тыс. с половиной рублей.
Депутаты поняли, что приличные декретные выплаты смогут получить немногие, причем далеко не молодые мамы. А цифры, озвученные Пудовым, – всего лишь для красного словца.
«Социальный Фонд начнет работать с 1 января 2023 года, а до 31 декабря 2022 года ПФР и ФСС будут в полном объеме выполнять свои функции», – добавил Пудов. И на этом всё…
Депутаты не могли скрыть разочарования чисто техническим уклоном «реформирования». При обсуждении предстоящего объединения фондов в думских комитетах и на фракциях, в том числе с участием чиновников из министерства, включая социального вице-премьера Татьяну Голикову, говорилось о значительных социальных переменах, о возможной отмене пенсионной реформы, об устранении несправедливости по отношению к неработающим пенсионерам, которым власть отказалась индексировать пенсии, об увеличении пенсий. Сейчас средний размер пенсии в РФ, по данным за 2021 год, равен всего 29,2 процента от заработка гражданина. Требование МОТ (Международная организация труда) – пенсия должна составлять не менее 40 процентов от заработка. На деньги, которые власть дает пенсионерам, невозможно прожить. И оказывается, слияние фондов ничего не прибавит пенсионерам.
Не просматривается в проекте «реформирования» увеличение оплаты тем, кто ухаживает за лежачими больными, она была и остается всего 1200 рублей. «Это издевательство», – возмущались депутаты.
Остается неизменной выплата 50 рублей в месяц на детей от полутора до 3 лет. «До полутора лет нормально мама получает декретные, а дальше – 50 рублей? А если ребеночек родился после 1 января 2020 года, то вообще ничего», – напоминала замминистра депутат от Якутии Сардана Авксентьева.
И в чем же цель объединения двух фондов? Депутаты пытались выяснить закулисный замысел совершаемого маневра.
«Неужели речь идет только об упрощении администрирования сбора платежей? А когда будем рассматривать сущностные социальные вопросы?» – спрашивал Олег Нилов («СправРоссия»).
«Предмет закона – не пенсионная реформа. Вы хотите эту тему обсуждать? Тогда должен быть другой закон, другая инициатива. Речь идет о том, чтобы облегчить жизнь людям, чтобы человек пришел в фонд и решались там все вопросы. Бюрократов должно быть меньше. Здания должны освободиться», – пояснял Пудов.
Эту идею педалировала Голикова, встречаясь с депутатами. Якобы понастроенные Пенсионным фондом дворцы на деньги пенсионеров будут перепрофилированы под медицинские учреждения и другие социальные объекты. «В нашем городе, – рассказала С. Авксентьева, – два прекрасных здания у ПФР. Люди шутят: одно для обычных пенсий, другое – для накопительных. Теперь все гадают: какое же из них освободится под поликлинику для народа?»
Однако у думцев возникли сомнения, что бюрократов станет меньше, и даже малое обещание отдать дворцы под социальные объекты будет выполнено. На это указал ответ Пудова единоросске Елене Цунаевой. Та интересовалась, правильно ли она поняла, что «законопроект предполагает сохранение всех сотрудников на их рабочих местах?»
«Вы точно отметили, Елена Моисеевна, – оживился Пудов, – в переходных положениях законопроекта содержится норма о том, что все работники ПФР и ФСС сохраняют свои рабочие места…»
Так, если все чиновники остаются на своих местах, значит, никакие дворцы не освободятся. В них так и будут сидеть неприкосновенные бюрократы.
И численность их может даже возрасти, так как планируется образовать коллективные органы управления – Наблюдательный совет и Правление Фонда. Новоиспеченным чинушам потребуются кабинеты, транспорт, средства… И вряд ли что-то сократится или уменьшится в результате слияния.
А для чего нужны наблюдатели и управители? Депутаты считают, что единый Фонд будет ворочать огромными деньгами. Пудов сумму не называл, но некоторые думцы предполагают, что сумма может составить несколько триллионов рублей. Такой «кошелек» власть не оставит без присмотра.
У коммуниста Николая Арефьева появилась крамольная догадка, и он спросил Пудова:
«Не имеются ли намерения приватизировать этот Фонд или отдать его в перспективе в аренду, в концессию какую-то? Иначе невозможно объяснить смену организационно-правовой формы Фонда. Организация и учреждение – это большая разница. Что даст Пенсионному фонду эта реформа? И как вы относитесь к предложению оба фонда консолидировать в бюджет и платить государственные пенсии и государственные пособия?»
Конечно, консолидировать буржуазный Минсоцзащиты никто не собирается. Пудов лишь скупо пояснил, что единый Фонд – «это государственный внебюджетный фонд…», «средства Фонда – федеральная собственность, управляется на праве оперативного управления». А приватизация? Не планируется.
«Вместо расчистки авгиевых конюшен пенсионных проблем, нам представили иллюзию масштабной «реформы», – сокрушалась в своем выступлении опытный экономист, депутат от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. – Народу остаются повышенный пенсионный возраст, провалившаяся накопительная пенсионная система, запутанная балльная система начисления пенсий, крошечные пенсии. Эти вопросы не только не решаются, они даже не ставятся… Вместо этого предлагается серьезная реформа администрирования, которая потребует значительных и управленческих усилий, и финансовых средств».
Ничего другого правительство никогда и не предлагало народу. Весь смысл любых «реформ» – подмять под себя средства…
Думская оппозиция настроилась дать бой «реформе» по слиянию фондов во время второго чтения. «Единодушия не будет», – заявляют коммунисты.