Несколько лет назад сценарист Александр Талал опубликовал в соцсетях фотографию пожилой женщины в подземном московском переходе с плакатом: «Обучаю шахматам». Героиней снимка оказалась Валентина Яковлевна Данилко – шахматистка, вырастившая дочь – чемпионку по шахматам.
«Я не с протянутой рукой стояла»
Сценарист Александр Талал до сих пор помнит встречу с Валентиной Яковлевной.
«Маленькая, хрупкая женщина, сразу видно, что умница: лицо очень интеллигентное, с легкой грустинкой, но при этом чувствовалась внутренняя сила. Ведь она решилась прийти в этот переход. Я думаю, это требовало мужества – вот так стоять и продавать свои навыки», – замечает сценарист.
На своей странице в Фейсбуке он рассказал, что дважды видел пожилую женщину в переходе на «Алексеевской». Подойти и заговорить решился не сразу, но был очень тронут ее видом и поступком – попыткой заработать таким интеллигентным занятием, как преподавание шахмат. «Похоже, человек хороший и свое дело знающий и любящий», – тогда написал Талал.
Его постом поделились шесть тысяч человек. Про Валентину Яковлевну стали писать газеты, и эхо неожиданной популярности продолжается до сих пор: ее фотография постоянно появляется в различных соцсетях. В комментариях люди пишут о том, что им жалко героиню снимка и стыдно за страну, в которой интеллигентная пожилая шахматистка вынуждена искать учеников в переходе.
Но сама Валентина Яковлевна уверяет, что смущения у нее не было. «Я же не с протянутой рукой стояла. Я просто искала работу, предлагала свои услуги. Раздавать бумажки около метро мне не хотелось, а в переходе я стою, никому не мешаю. Кто захочет – подойдет, спросит, я отвечу на все вопросы», – объясняет она.
Вместе с дочерью Альбиной и внуком Деннисом они снимают однокомнатную квартиру у станции метро «Алексеевская». Чтобы денег хватило и на аренду, и на жизнь, работают все: дочь – кандидат в мастера спорта по шахматам – ведет шахматный клуб в Таганском парке, внук-музыкант подрабатывает репетитором, а сама Валентина Яковлевна учит играть в шахматы всех желающих.
«Я занимаюсь и с детьми, и со взрослыми, но мое призвание – обучать маленьких. С ними очень трудно работать, даже не все родители могут. Они постоянно крутятся, отвлекаются. Будешь давить – скажут: «Не хочу». Надо сделать так, чтобы ребенку нравилось, чтобы стало интересно. Поэтому я часто им поддаюсь: детям нравится выигрывать», – говорит шахматистка.
Благодаря посту Талала у женщины появился постоянный поток учеников и стабильный доход. «До этого мы, конечно, не жили, а выживали», – признается пенсионерка.
«Такой переполох наделала»
Валентина Яковлевна родилась в Беслане. В Северную Осетию ее родители переехали из украинской Винницкой области в 30-е годы прошлого века. Тогда дед забрал семью и привез в Северную Осетию, устроился работать на маисовый комбинат», – рассказывает она.
Сначала семью разместили в бараке без удобств, потом переселили в квартиру в двухэтажном доме, где печку топили кочерыжками от кукурузы. Во дворе в то время вся местная детвора обожала шахматы, и ее научил играть соседский мальчишка. Увлечение переросло в мастерство: сначала она участвовала в школьных турнирах, потом играла в первенстве Северной Осетии и во Владикавказе.
В начале 1970-х семья перебралась в столицу Азербайджана. «У осетин есть обычай: они должны приехать умирать на родину. И один мужчина-осетин из Баку захотел вернуться в Осетию. Наша семья поменялась с ним квартирами: мы получили двухкомнатную в Баку и отдали двухкомнатную в Беслане. Мы были довольны, в Баку хорошо жилось», – говорит шахматистка. Там же она продолжила участвовать в шахматных турнирах.
В 1971 году у нее родилась дочь Альбина. Когда девочке исполнился год, Валентина Яковлевна стала показывать ей шахматные фигуры. В журнале «Здоровье» она прочитала, что в это время формируется интеллект, и надо «все-все рассказывать», чтобы ребенок правильно развивался. В пять лет дочь знала алфавит и умела играть в шахматы.
Впервые чемпионкой Азербайджана по шахматам среди девушек Альбина стала в 18 лет. В первенстве республики она побеждала дважды, но Валентина Яковлевна больше всего любит вспоминать другую победу дочери.
В чемпионате СССР Альбина стала единственной девушкой, которая прошла в финал, обыграв сильных соперников-мужчин. Один из них от обиды выбежал из-за стола, не закончив партию. В финале Альбина села играть с известным в Азербайджане шахматным тренером, мастером спорта. Девушка сумела поставить ему шах, но казалось, что это максимум – победить при том раскладе было почти невозможно. Закончить партию в тот же соревновательный день не успели, и ее перенесли на следующий. Валентина Яковлевна до сих пор помнит, с каким расположением фигур игроки ушли на перерыв, и по памяти повторяет расстановку королей, коней и пешек на собственной шахматной доске.
Во время официального перерыва игроки имеют право обсуждать свое положение с кем угодно. Семья шахматисток рассказала о положении фигур своему тренеру, который дружил с Гарри Каспаровым. Весь вечер они всем штабом искали положение, в котором Альбина сможет поставить мат. И нашли. Следуя указаниям тренера, Альбина несколько раз «прогнала» партию сама, запомнила все ходы и победила соперника в матче. «Заматовала она его! Такой переполох наделала», – с гордостью вспоминает Валентина Яковлевна.
«Мама очень любит вспоминать именно этот матч и рассказывать о нем. Поставить мат двумя конями невозможно, но мне помогло то, что на доске была еще одна пешка. Таких побед в истории шахмат, мне кажется, единицы», – поясняет Альбина, слушая нашу беседу. Интервью с ней проходит по скайпу, Валентина Яковлевна остается за кадром, но иногда советует дочери, как лучше ответить.
«Можно я проведу турнир школы?»
В 1990-е в Баку началась безработица. Племянница позвала Валентину Яковлевну и ее дочь в Луганск, где были вакансии на местном бетонном заводе. Шахматистка купила там маленький домик – «избушку», как она сама говорит, но завод вскоре закрылся.
К тому времени у Валентины Яковлевны родился внук Деннис. Бабушка старалась, чтобы с колыбели мальчик слушал классическую музыку: в том же журнале «Здоровье» она узнала, что благодаря этому у ребенка будет развиваться музыкальный слух. В детском саду Деннису наняли репетитора, который учил его играть сначала на гитаре, а потом на скрипке.
Когда ему пришла пора идти в школу, Валентина Яковлевна подсказала Альбине, что нужно ехать в российскую столицу, где для развития ребенка гораздо больше возможностей. «У ребенка абсолютный музыкальный слух! Конечно, нужно было перебираться в Москву, только туда», – поясняет она.
В 2007 году Альбина и Деннис перебрались в столицу. Мальчика приняли в ЦМШ (Центральную музыкальную школу) при консерватории имени П. И. Чайковского у метро «Арбатская». Жилье – однокомнатную квартиру на «Алексеевской» – решили снимать вместе с еще одной женщиной, чья дочка поступила в ту же школу. Вскоре Альбине стало тяжело поднимать сына в одиночку, и она позвала мать переехать.
Валентина Яковлевна устроилась в ЦМШ гардеробщицей. На новой работе она и нашла себе первых учеников. Наблюдая за школьниками, которые на переменках любили побегать, поиграть с мячом, а то и выскочить на улицу в одних рубашках, Валентина Яковлевна решила попробовать заинтересовать их шахматами.
«Мало ли они на улице еще заболеют! Или повредят себе руки, пока носятся – а они же музыканты, им нужно руки беречь. Поэтому я с ними занималась на переменах или когда отменялся урок, они там все были под моей опекой», – рассказывает Валентина Яковлевна.
Так в ЦМШ появился шахматный кружок, а позже – и собственный шахматный турнир.
«Я инициативная особа, не люблю сидеть на месте. Когда я увидела, что детям интересно играть в шахматы, то пришла к директору и говорю: «Можно я проведу турнир школы?» Он сразу согласился. Я сама сделала для турнира доску, все организовала и провела. Потом сборная ЦМШ играла с воскресной школой при храме, и мои ученики, конечно, победили».
После этого Валентина Яковлевна стала обучать шахматам в качестве репетитора. Совмещать эту работу с обязанностями гардеробщицы не получалось – из ЦМШ она уволилась. Чтобы найти учеников, женщина печатала объявления со своим номером телефона и бросала их в почтовые ящики, но толку от этого не было. Раздавать рекламки около метро ей тоже не хотелось. Тогда она сделала свой знаменитый плакат и решила пойти в переход на «Алексеевской», где ее и встретил Александр Талал.
«Корову же она не проиграет!»
Александра Соловьева – мама пятилетнего Матвея, который больше года учится шахматам у Валентины Яковлевны. По ее словам, за время занятий мальчик по-настоящему увлекся интеллектуальной игрой, стал более усидчивым и быстрее схватывает информацию. Он любит играть в шахматы не только на уроках, но и в садике с друзьями, а дома – с папой или дедушкой. Это, по мнению Александры, связано с тем, что преподавательница общается с мальчиком на равных и объясняет учебный материал как взрослому.
«Она всегда спрашивает, как у него дела, может обсудить какие-то новости из садика. Мне нравится, что Валентина Яковлевна добавляет к преподаванию элементы игры, сказки, называет Матвея ласковыми словами, но никогда не переходит на «сюсю-мусю»», – говорит Александра.
После резонансного поста к Валентине Яковлевне пришло много новых учеников. Ей также предложили вести шахматный клуб в Таганском парке, но она рекомендовала свою дочь. Это оказалось удачным выбором: по образованию преподаватель немецкого языка, Альбина не хотела работать в школе, а шахматный клуб ведет с удовольствием.
Методику преподавания она разработала самостоятельно, опираясь на свой опыт и наработки. Уже потом, через какое-то время, изучив академические учебники, она увидела, что описанные там методики точь-в-точь повторяют ее собственные.
Жизнь семьи шахматисток наладилась, и больше всего Валентина Яковлевна хочет, чтобы Альбина вернулась к участию в турнирах и сыграла в первенстве Москвы.
«Я ей постоянно говорю: «Попробуй! Никто тебя не выгонит, не побьет». Если б я имела за плечами тот опыт, что она имеет, я бы села играть. Я такая отчаянная мадам! Но она не хочет. Может, боится, что потратит на это время, из-за чего потеряет часть своих учеников. Она у меня очень деловая, очень хваткая, но иногда ей не хватает решимости. Это я настырная, могу достучаться куда угодно, а она другая», – рассуждает шахматистка.
Она уверена, что, если дочь попробует свои силы в одном из московских турниров, у нее все получится – точно так же, как получилось угадать академические учебные методы. «Корову же она не проиграет!» – настаивает Валентина Яковлевна.
«С тех пор как я участвовала в турнирах, прошло много времени, – отвечает Альбина. – Чтобы побеждать в турнирах, нужно постоянно тренироваться и следить за тем, что происходит в шахматах, какие появляются новые техники и стратегии. Поскольку я не занималась этим много лет, я могу проиграть даже очень молодому сопернику – просто потому, что он сильнее погружен в эту тему, а у меня нет на это времени. Мама этого не понимает, потому что не делает очень многих вещей по работе и по хозяйству, которые приходится делать мне».
Валентина Яковлевна сидит за кадром окошка скайпа и ничего не отвечает дочери. Есть ощущение, что этот разговор они проходили не один раз – и пройдут еще снова и снова в будущем.
Ника РЕПЕНКО