«Советская Россия» неоднократно (8 публикаций) писала о противостоянии жителей кубанской станицы Полтавская против мусорного полигона, который отравляет жизнь как самих жителей, так и расположенные вокруг рисовые поля. «Я – станица Полтавская, и у меня рак» («СР», 10.11.2022), «Свалка в «сердце» рисовой системы» («СР», 6.10.2022), «Полтавская: драма без эпилога» («СР», 1.03.2023) – это только крупные расследования и интервью с активистами экозащиты.
***
Два года в неустанной борьбы с коррупционной махиной мусорных интересов, уничтожающих экологию Кубани в угоду толстосумов. Обычные люди: труженики станицы, женщины, дети, старики, прошли тернистый путь в одном-единственном стремлении – удалить злокачественную опухоль ООО «Экотехпром» с тела некогда цветущей, благополучной станицы Полтавской.
Огромная незаконная мусорная свалка уже давно перестала быть просто предметом споров. Она стала полем брани между небезразличными людьми и мусорным бизнесом под покровительством органов управления разных уровней. Более двух лет ежедневно по улицам станицы мимо жилых домов громыхают десятки мусоровозов, а токсичные отходы с полигона попадают в водоснабжение рисовых посевов. Многочисленные экспертизы раз за разом показывали значительные превышения показателей ртути в фильтрате. Жители станицы уже столкнулись с проблемами со здоровьем. Сотни обращений в различные инстанции результатов не приносили.
И вот стало известно, что руководство Следственного комитета России потребовало доложить о ходе и результатах расследования о нарушении правил обращения с экологически опасными веществами и отходами в Краснодарском крае. Региональное следственное управление 10 мая по поводу мусорного полигона рядом со станицей Полтавской возбудило уголовное дело.
Наталья ГАРЯЕВА, лидер протестной группы:
– Помните классика: «Раз он в море закинул невод, – Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, – Пришел невод с травой морскою…» Вот и мы как тот бедолага из сказки. Писали в Москву, в разные инстанции. Ответ приходил – на деревню, дедушке. Жаловались на полицию, на администраторов районных и краевых. Чем заканчивалось, мы знаем – допросы, протоколы, аресты активистов, уголовные дела на тех, кого считают особо настойчивыми. Хотя мы просили всего лишь понять народное возмущение и нашу боль; понять, что Полтавская жаждет справедливости, о которой так много говорят с экранов телевизоров. Наше терпение на исходе. Мы лишены права на отдых, наши дома трескаются по швам, наши дети идут в школу по узким улочкам, лишенным тротуара, где даже два мусоровоза не могут разъехаться. Мы задыхаемся от пыли, глохнем от шума (есть замеры шума, сделанные Роспотребнадзором). С самосвалов вытекает фильтрат прямо на улицы станицы…
«…Я живу с 1999 года в станице Полтавской, работала участковым терапевтом и сталкивалась с очень большой заболеваемостью в области онкологии. Это геноцид? У меня сосед уже онкологией заболел. У внучки аллергия от пыли. Некоторые машины едут незакрытые, мусор с них летит. С некоторых фильтрат льется», – комментирует сложившуюся ситуацию Вера Рыбакова.
А как ходоки из Полтавской добирались до столицы края на прием к губернатору?
– …Только мы доехали до станицы Ивановской, автобус остановили сотрудники полиции. Сотрудники ДПС и какие-то еще люди в форме заявили, что по их информации мы едем устраивать «несанкционированный митинг»… Мы объяснили, что едем сдать обращение в приемную губернатора, показали письменное обращение. В автобусе не было ни транспарантов, ни плакатов, вообще ничего такого, что могло бы указывать на намерение наших бабушек и дедушек устроить «незаконный митинг». Полиция не поверила и устроила тотальный обыск всех пассажиров. Нас выгнали из автобуса, потом загнали, но ехать не позволили, потребовали письменных объяснений, куда едем и что собираемся делать… Все это сопровождалось угрозами арестов, «если мы не угомонимся». Водителя так прессовали, что потребовалось вызвать скорую. И мы пошли пешком… Но как выяснилось, губернатор очень сильно не хотел нас видеть.
Вместо губернатора с делегацией из Полтавской встретилась Мария Краснощекова (замминистра ТЭК и ЖКХ) и несколько других чиновников, которые были известны станичникам тем, что постоянно забалтывали решение мусорной проблемы. Конечно, разговора по существу и на этот раз не получилось. Ходоки из Полтавской поднялись и ушли.
После публичного сообщения главы Следственного комитета о контроле за ходом расследования прокуратура Краснодарского края обозначила четкую готовность выступить на стороне станицы Полтавской, погибающей под сотнями тысяч кубометров мусорного фильтрата, изрыгаемого незаконной свалкой в водоносные артерии населенного пункта с населением более 20 тыс. человек. Как сообщает председатель совета по закрытию Полтавского мусорного полигона Наталья Гаряева, местные следственные органы взялись за дело достаточно живо и заинтересованно. Сама она уже была опрошена по поводу полигона в качестве свидетеля в славинском следственном отделе. Другие экоактивисты тоже приглашены.
Первый заместитель прокурора края Павел Гвоздев уже, как сказано на сайте ведомства, «провел прием граждан по вопросам соблюдения прав на благоприятную окружающую среду при эксплуатации полигона ТКО», в рамках которого проведено выездное обследование объекта размещения отходов. По результатам приема и обследования территории полигона близ станицы Полтавской зампрокурора дал указания о принятии конкретных мер, направленных на фактическое устранение нарушений, по привлечению виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной, а также снижению нагрузки на местную дорожную сеть и по принципиальной оценке бездействию органов госавтоинспекции. Результаты рассмотрения принятых обращений взяты прокуратурой края на контроль.
– На фоне пристального внимания прокуратуры региона самонадеянно странной выглядит позиция директора свалки Семёнова: «Слухи о закрытии полигона сильно преувеличены. Полигон вполне достойный и эксплуатируется по мере сил и возможностей», – изрек он, словно представители прокуратуры не видели всё собственными глазами, – сообщила Гаряева.