Наталья Никитична Языкова с супругом Геннадием Александровичем возлагают цветы к стене московской школы №353, с которой связана большая часть жизни этой семейной пары. Наталья Никитична окончила эту школу и проработала в ней больше 30 лет в должности директора. Обратите внимание: на здании установлена табличка: «Школа №345 имени А.С. Пушкина». Сцена из театра абсурда новейшей российской действительности. В 2019 году, за несколько дней до начала учебного года, распоряжением московских чиновников от образования легендарная, настоящая пушкинская 353-я школа была закрыта и передана в ведение образовательного центра с номером 345. Кто и на каком основании присвоил этому новому образовательному учреждению имя Пушкина, неизвестно.
Имя пушкинской 353-й в СССР было присвоено не случайно. На этом месте стоял дом, в котором 26 мая (6 июня) 1799 года родился великий поэт.
У Надежды Васильевны Молчановой (выпускница 353-й школы 1954 года) собралась большая коллекция писем от чиновников, к которым она обращалась, кроме президента Путина.
«Я указала адрес, который был дан этой школе в тот момент, когда ей дали имя Пушкина. Когда она была построена, был дом номер 8, дробь 10. Мне ответили, что дом 8 – это сейчас сарай. То есть расписались в низкой квалифицированности. Что такая школа была, они не ответили. И что дом 8/10 был ее адресом, они тоже притворились, что не знают».
Ликвидация неугодной чиновникам от образования школы напоминает спланированную акцию по удалению с лица земли всего, что связано с советским прошлым нашей страны. А пушкинское духовное наследие, которому были посвящены обширные материалы в музее 353-й школы, и опыт педагогов оказались в заложниках у людей, не ведающих, что они творят.
Как только среди выпускников 353-й пушкинской стало известно, что в сквер перед школой, где установлен памятник поэту, приедут бывший директор Наталья Никитична Языкова с супругом Геннадием Александровичем, в сквере тут же начали собираться люди всех возрастов: выпускники, учителя, родители, для которых эта школа до сих пор остается самой родной. Вера Вульфовна Гуманкова была последним директором школы, сейчас с девятью бывшими преподавателями из того, сильного, состава школы, она работает в художественном лицее, часть преподавателей были уволены, и им пришлось искать новое место работы. Атака на школу началась еще в 2014 году, вспоминает Вера Вульфовна.
«Вышел приказ по Москве, что школа закрывается, что школа малоукомплектована и присоединяется к чему-то и кому-то. Нас никто не спрашивал, присоединили к школе через две дороги. А чтобы никому обидно не было, номер оставили той школы, а имя взяли нашей».
В 2019 году школу имени Пушкина закрыли прямо перед самым началом учебного года якобы на ремонт. Никаких видимых изменений после ремонта нет до сих пор. Имя Александра Сергеевича передали 345-й. Забрать имя у школы имени Пушкина и передать тем, кто к нему не имеет никакого отношения, – вполне в духе тех времен. Бывший руководитель московского департамента образования Исаак Калина ровнял в те годы городское образование как по линеечке. По словам очевидцев, для того он и был посажен в это высокое кресло. Образовательные центры, в которые объединяли городские школы, создавались, невзирая на заслуги, репутацию и историю старых московских школ.
«Пушкинская лишилась своего имени и своей жизни, Некрасовская включена в Покровский квартал, Гоголевская на бульваре Гоголя тоже была обезглавлена. Но именитые ученики этой школы добились ее восстановления, отремонтировали и вернули ей имя Гоголя. Это единственная школа, которой всё вернули…
Надежда Васильевна Молчанова не случайно упоминает образовательный центр «Покровский квартал». С этим образовательным центром связано имя еще одного бывшего директора пушкинской школы – Ильи Новокрещенова, который сначала произносил высокопарные речи об успехах учителей и школьников и традициях, а затем в 2014 году сменил духовные доводы на материальные… и стал сначала директором образовательного кластера Покровский квартал, а затем дорос до заместителя департамента образования и науки Москвы.
«Задавались вопросы: «Зачем?» Зачем уникальные школы, у которых имя, у которых наработки, которые очень прочные, в которых детям было хорошо, зачем это было ломать, я не знаю», – отмечает Вера Вульфовна.
Галина Кашинская окончила 353-ю школу в 1987 году. Галина говорит, что эту школу выбирали всей семьей по отзывам… Она была одной из самых лучших в городе… «Я даже с невыученными уроками бежала сюда на всех парусах». «Это место культовое, это не только школа, это место, в котором в принципе собирались люди, которым небезразлична русская культура. Ведь русскую культуру ценят везде за ее имена и достижения, которые мы имеем на данный момент, – говорит еще одна выпускница – Татьяна Михайлова. – Здесь устраивались балы, ставились спектакли, проводились различные конкурсы. Здесь издавались различные альманахи и печатались стихи, которые были написаны учениками».
Насколько актуально возрождение тех традиций сейчас? «Да, это обязательно нужно, – говорит Екатерина Конькова, выпускница 2001 года. – Ведь школа – это семья, которая воспитывает отношение, любовь к Родине, к искусству. У нас здесь были особенные комнаты. Кабинет ИЗО был полностью расписан героями пушкинских сказок.
«Самое главное, мне кажется, – то, что здесь учили любить других людей и всё было пропитано именно любовью к детям. Не было этой дежурной улыбки, как, знаете, в фильме «Чучело», когда стоит директриса, и ей все равно. Никому из учителей, которые меня обучали, не было все равно», – говорит Анна Цветкова, выпускница 2017 года.
Музей, пушкинские балы, театральные постановки, студии, спортивные секции, творческие вечера. Традиция пушкинского календаря. Проведением спектаклей и концертов отмечать знаменательные пушкинские даты. Широкая международная просветительская и издательская работа. Связи с пушкинскими школами в Санкт-Петербурге, Прибалтике, Севастополе, Грузии, Сербии, Египте, Черногории. Вот далеко не всё, что было создано и организовано в 353-й, напоминает Наталья Никитична Языкова.
«Я хочу, чтобы было отреставрировано старое здание. Оно удобное, объемное, светлое, воздухом наполненное. То есть здоровое детское учреждение. Когда строили, было одно время, появились деньги у государства – пристроили актовый и спортивный залы. И получилось то, что требовалось. Потому что когда строили в 30-х годах, тогда не было столько возможностей, – рассуждает бывшая директор. – Традиционные школы сейчас нужны как никогда. Крупные образовательные центры дают массовое образование, но там нет атмосферы семейной школы, где каждый ребенок окружен теплом и вниманием…»
«Это мой дом. Здесь училась я, здесь учились мои старшие дети. Я очень хочу, чтобы мой младший сын сюда ходил, – делится Анастасия Тимофеева, выпускница 1999 года. – После школы я стала кинорежиссером. И все, что я несу людям в своих фильмах, – это дала мне Пушкинская школа. Нельзя разрушать культурную традицию города. Ведь школа воспитывает нравственность в людях. То, чего сейчас не хватает. Любовь к Родине. Это все зарождается здесь. Через Пушкина, через воспитание традиций, ведь это важно. Надо нести это дальше. Я считаю, что это чудовищная ошибка».
«Мы жили по календарю Пушкина. Это болдинская осень, это пушкинский бал, это пушкинская весна, когда каждый класс ставил спектакль. Каждый класс школы, целиком, ставил спектакль каждый год. Вот мои орлы стоят. Я с ними до сих пор пою! Они ко мне домой приходят до сих пор, – рассказывает Ирина Семеновна Межевич, которая в течение 25 лет была заведующей музыкальным отделом школы. – Сейчас традиции просто необходимы. Пушкина убили дважды. Второй раз – вот сейчас – в 2014-м».
«Помимо того, что мы ставили спектакли, мы на Пушкине не замыкались. У нас были салоны, посвященные Высоцкому, Булату Окуджаве, мы столько современных песен разучивали. Я до сих пор их помню, я их пою своим детям», – говорит выпускница 2001 года Наталья Охрименко.
В 353-й работали преподаватели – победители различных конкурсов, лауреаты премий в области образования, заслуженные учителя РФ, заслуженные работники культуры РФ, отличники народного просвещения. Здесь проходили регулярные встречи с потомками Пушкина, установлены крепкие связи с Пушкиногорьем. В школе разрабатывали методические материалы и издавали специализированную литературу. Воспитание подрастающего поколения в СССР было комплексным и не ограничивалось только натаскиванием на ЕГЭ.
«Ее называли школой века. Это официально. Это присвоенное… Потому что она проводила эксперимент на новые, инновационные учения воспитания», – добавляет Геннадий Александрович Языков.
«Мы думали о человеке. О каждом. Это не просто ученик, на которого выделило государство деньги. Этот человечек должен вырасти, должен уметь наладить контакты с другими людьми. Чтобы он откликался и понимал, что он живет среди людей. Что эти люди его не обидят, не уничтожат, не унизят. Это у нас святое дело было. У нас все дружелюбные были. У нас никогда не было драк. Никто никого не загонял в угол. Все были на равных», – объясняет Языкова.
В традиционной советской школе не было буллинга – преследования одного человека другим, чем сейчас повсеместно страдают все дети в больших образовательных центрах. Развитию помогали детские и юношеские общественные организации – пионеры и комсомольцы. Историю в таких школах изучали не по конспектам, в школе работал уникальный Музей боевой славы, Бауманского народного ополчения, сформированного в 1941 году. Пушкин всегда был Героем России, его образ вдохновлял бойцов на подвиг в страшные годы Великой Отечественной. Ученики этой школы спасали здание как могли, тушили «зажигалки», помогали медикам, несколько учеников школы были награждены медалями за оборону Москвы. Поэтому в школе была создана команда ребят-активистов, которые проводили экскурсии по музею. Дети регулярно выезжали на места боев, экспонаты музея собирали буквально по частицам. Он помогал доносить историю войны. Сейчас можно только предполагать, где находятся музейные экспонаты.
«Я очень надеюсь, что все-таки школу сохранят. Сохранят педагогический состав, который несет эти традиции. За школой никто не следит, не ухаживает за это время. Я прошу чиновников обратить на это внимание. Это наследие не только в виде здания. Это культурное наследие», – утверждает Станислав Калиновский, выпускник 2001 года.
Кому и чем помешала классическая школа с глубокими традициями и профессиональным образованием? Кто дал право забирать у нее имя Пушкина и использовать его для коммерческих целей? И что, в конце концов, будет со школой Пушкина №353? Настоящей Пушкинской. Которая была и, надеемся, будет сохранена. Все эти вопросы мы направим департаменту образования и, в свою очередь, надеемся, что там есть люди, которые понимают, какое историческое и культурное наследие мы теряем, и знают, как этого не допустить.