Анна Паршикова из Томска переехала в поселок на Алтае из-за проблем со здоровьем младшего сына. Перевезла его и четырех дочек и начала строить жизнь с нуля.
Раньше Анна работала, как говорит она сама, в «городской профессии» – была детским фотографом, ездила по садам и школам Томска. «До той поры, пока у меня не родился сын Леша, – вспоминает женщина. – Ему поставили диагноз, у него проблемы с клеточками в крови. Слава Богу, сейчас в деревне он как будто выздоравливает, но мы до сих пор стоим на учете в Москве, в Центре Рогачева».
За три года в городе состояние мальчика не улучшилось: он сильно болел, каждый год для семьи был испытанием. «Я больше не могла работать выездным фотографом, мне надо было 100% времени находиться дома и думать только о здоровье маленького ребенка», – объясняет Анна. Плюс в тот период обстановка была психологически сложная…
«Произошел развод, с папой моих детей мы не могли вместе находиться. Надо было переехать срочно, вместе с детьми. И совершенно случайно в тот же день – я тогда всех спрашивала, где найти жилье – выяснилось, что у кого-то в деревне стоял пустой дом, как в Простоквашино», – вспоминает Анна.
Деревня, в которой был этот дом, называлась Восход и на деле оказалась полузаброшенным поселком в Алтайском крае. И тогда, пять лет назад, лишившись всего, что могло бы удержать в городе, Анна собрала четверых детей и с «туристическими портфельчиками» уехала туда – не посмотреть, а сразу жить: «Дом сняли у родственников знакомых и начали жить, сразу заехав, в январе. Потом так же случайно нам предложили купить уже другой дом. Ветхий, конечно, но зато своя крыша над головой. Выкупили его в рассрочку. Стоит, кстати, на той же улице».
Анна никогда не жила в деревне, была горожанкой, но всегда мечтала переехать в собственный дом, ближе к природе.
Восход действительно совсем не похож на город: согласно списку в сельсовете, в нем живет около 240 человек. «По факту, наверное, меньше, потому что у нас тут стоят просто закрытые дома, – говорит Анна. – Люди тут прописаны, но уехали в город работать, побросали хозяйство». Ребятишки ездят на автобусе учиться в соседнее село Плешково, потому что своих образовательных и воспитательных учреждений здесь «не держат». Способов заработать в деревне немного: можно работать удаленно, то есть как бы все равно в городе, или заниматься фермерством. Анна рассказывает: «Я всегда думала, как мне работать, чтобы проводить с детьми больше времени. Задумалась над тем, чтобы козочку завести, чтобы поднимать грудного сына».
Женщина не привыкла полагаться на государство или «жить на пособия», всегда работала. Да и хотелось наконец-то завести свое хозяйство. Дети растут, а их нужно хорошо кормить, лучше всего натуральными продуктами, рассуждала она. Деньги на ферму было решено собирать с помощью народного сбора средств на проекты, самостоятельно размещаемые на специальных платформах авторами.
«Что импонирует, так это то, что «краудфандинг» – это не просто «попросить денег», – воодушевленно объясняет Анна. – А что за это ты можешь предложить свою работу. Найти тех людей, которые вдохновятся этой идеей и захотят стать соучастниками проекта, помочь».
Кто-то просто переводил деньги на новую ферму «Кормилица», а кто-то высылал их с условием «вознаграждений». Конечно, молоко, натуральные выдержанные сыры, ромашковый и липовый чаи не так просто передать дарителям. Но можно было одарить этой полезной, вкусной едой ближнего.
«Так как у нас уже появилась коровка (молока хватало с избытком), мы поставляли нуждающимся детям бесплатно. И это вознаграждение очень понравилось людям: мы передали более 70 трехлитровых банок. И у нас есть семьи, которые получали это молоко бесплатно длительное время».
«Нас как будто нет, но мы есть, – объясняет Анна, говоря о том, как живет Восход. – У нас тут все равно есть ребятишки, человек 70. Их возят за 15 километров в школу в другое село. Тут, получается, ничего для детей нет: ни школы, ни садика». Игровую площадку в поселке заменила разрушенная советская ферма: «Это меня очень даже беспокоило как маму. Думаю: «А если сейчас и мои ребята пойдут лазить?»
Анна начала мечтать о том, чтобы поставить в поселке «хоть одну качельку, хоть одну какую-то горочку». Женщине казалось, что найти деньги на благоустройство не получится, а некоторые соседи крутили у виска пальцем: «Да вы что, кому это надо? Мы живем тут еле-еле на краю света». В сельсовете женщине даже не дали подать заявку на софинансирование: «Деревня такая маленькая, что у вас точно ничего не может получиться».
Анна «хваталась за любые соломинки» и пыталась найти деньги на детскую площадку.
На сайте «Планета» Анна познакомилась с женщиной, работающей в Институте бюджетных решений города Москвы. Та заинтересовалась проектом детской площадки в Восходе и предложила Анне помощь: институт выступил юридическим гарантом проекта для программы софинансирования местных инициатив – той самой, от которой Анну отговаривали в сельсовете.
В итоге Анна снова пошла к властям с деньгами, собранными в интернете и от местных жителей, – после уговоров некоторые все-таки прекращали отмалчиваться и помогали делать проект. Фермер много раз звонила в администрацию Зонального района и наконец получила ответ: «Неужели правда, что у вас уже и деньги есть?» Анна вспоминает: «Они так обрадовались. Оказывается, все это тормозилось на уровне нашего сельсовета, а когда дошло до районной администрации, то сразу все пошло хорошо».
Проект площадки Анна задумала два года назад и до самой установки конструкции не могла поверить, что затея оказалась успешной. Делать проект было порой сложно, порой радостно, но результат Анна называет «чудом».
Она надеется, что площадка станет первым шагом в возрождении поселка: «Люди, которые здесь живут, никуда не собираются, но, может быть, теперь захотят сами заниматься инициативами. Мы сейчас работаем над еще одним проектом: у нас есть ужасные места, по которым, когда дожди, на любом транспорте проехать нельзя. Там нужно дорогу отсыпать, освещение сделать. И вот я думаю, что жители должны понять: если вместе собраться, можно что-то изменить в лучшую сторону».
Сейчас Анна планирует постепенно развивать поселок и свою ферму. В ее хозяйстве две коровы и несколько коз: козье молоко остается в доме, а коровье идет на производство сыра, творога и сметаны – их женщина делает самостоятельно. «В первую очередь мы, конечно, наедаемся сами. Все остальное, что остается, идет на доход: мы всей семьей возим продукты в райцентр, есть постоянные клиенты – с удовольствием всё раскупают», – говорит Анна.
Сейчас в поселке вместе с Анной живут ее четверо детей – пятая, старшая дочь, уже уехала в город. Дочери и сын помогают матери: «Им, конечно, не всегда хочется: они любят поразвлекаться, как любые дети. Но есть обязанности, кто что делает. Например, подоить коз, позаниматься на огороде, иногда собираем травы и липу с ромашкой для чая – мы весь труд разделяем поровну». Анна не знает, уедут ли дети в город: порой они говорят, что очень хотят переехать ближе к цивилизации – в Восходе нет ни одного магазина. Но женщина пожимает плечами: «У них нет такого, что они деревню ненавидят, просто цивилизации хочется. Дальше видно будет».
К тому же хочется приглашать городских детей в гости в деревню. «Есть желание, чтобы к нам приезжали ребята из города, которые мечтают побывать в деревне. В будущем, возможно, это будут дети из детского дома – просто сейчас документальным вопросом некогда мне заниматься. Но хочется на выходные ребятишек брать, чтобы им можно было пожить, пообщаться в этой деревенской атмосфере, в бассейне покупаться, натуральные продукты поесть, поучаствовать в хозяйственных делах, какие их заинтересуют», – мечтает Анна.
Недавно на ферму к Анне и детям приезжали подопечные «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Бийска». Организовать приезд детишек получилось случайно. Получился почти «проект в проекте».
Оксана Кирьянова, заведующая организационно-методическим отделением центра, говорит: «Мы реализуем региональный комплекс мер «Твой мир возможностей». В его рамках у нас есть такое направление, как семейная программа выходного дня. Мы уделяем большое внимание тому, чтобы организовать семейный досуг для семей, воспитывающих детей-инвалидов. При этом чтобы у нас были вовлечены в деятельность не только дети, но и их родители. Это помогает улучшить микрообстановку в семье, способствует сплочению, гармонизации детско-родительских отношений. Плюс служит профилактикой эмоционального выгорания. Потому что таким родителям очень непросто».
В первую поездку отправились дети с ментальными нарушениями. Потому что они «очень хорошо откликаются на общение с животными». Некоторые ребята смогли даже сами поучаствовать в работе на приусадебном участке: собирали огурцы, копали картошку. Ну и конечно, попробовали экологически чистые деревенские продукты. Анна накрыла стол, угостила детей свежим коровьим и козьим молоком, сыром, который сделала сама, и пиццей, которую испекла дочь. Когда семьи уже собрались домой, приятным бонусом для них стали пакеты с подарками, где была продукция с частного подворья «Кормилицы».
На вопрос «А как вы со всем этим справляетесь? Ферма, дети, проекты?» Анна отвечает просто и серьезно: трудности есть всегда, но желание развиваться – гораздо больше.
«Эта обычная жизнь, которой мы живем, до сих пор мне кажется удивительной, интересной, – говорит она. – Я здесь живу, не просто как «ой, деревня!» Наоборот, вижу множество перспектив. И при этом я все время на природе. А еще это возможность всегда быть вместе с семьей, чтобы дети находились рядом».
Соседи в поселке на откровенные комплименты пока скупятся, хотя уже сейчас ясно, что «таких дел» здесь до Анны никто не делал. Некоторые даже косятся – что за чудачка?
«Мы тут живем пять лет, и нас уже достаточно хорошо знают. И мы, конечно, со всеми дружим. Но не было такого, чтобы сказали: мы так же хотим! Радуются, когда что что-то хорошее происходит, а больше удивляются: у вас получилось?»
Аня тем временем придумывает новые мечты. Хочет свою, современную, сыроварню, которая практически все делает автоматически.
«Это даст возможность выйти на более высокое качество продукции и более легкий (я же все же женщина!) труд, – улыбается она. – Эти бачки, которые я передвигаю, таскаю, варю сыры-твороги… А это будет большой объем! За раз я буду делать много, экономить время».
Все вместе, семьей, они даже уже ездили в Москву на передачу «Мужское / Женское». В программе их не показали, «наверное, времени не хватило». Зато надарили подарков и полностью оплатили проезд и проживание.
Подготовила Елена ЛАКРИЦ