ВИЛЬНЮС, Литва — Президент Украины Владимир Зеленский встряхнул саммит лидеров НАТО, раскритиковав их совместное заявление о возможном членстве его страны, назвав отсутствие конкретных сроков “беспрецедентным и абсурдным”.
В своем пламенном твите Зеленский разочаровал сторонников Украины внутри альянса, которые считали, что обеспечили победу Киеву, подтолкнув Соединенные Штаты, Германию и другие страны, сопротивляющиеся согласию, “направить приглашение Украине вступить в альянс, когда союзники согласятся и условия будут выполнены”, как говорится в декларации, кропотливо выработанной в ходе переговоров между 31 членом НАТО.
Украина потребовала четкого графика членства в НАТО, который включает конкретные шаги и вехи. Но многие страны НАТО осторожно относятся к риску прямой войны с Россией, и они искали способ сбалансировать надежды Украины с прагматичными расчетами в области безопасности.
Гневное вмешательство Зеленского, которое произошло перед заключением окончательного соглашения, но после того, как уже начали распространяться формулировки, наводило на мысль, что альянс еще не нашел способа удовлетворить обе стороны. Дипломаты НАТО надеялись выпустить единую декларацию о перспективах членства Украины в качестве триумфального момента перед визитом Зеленского на саммит.
Резкое заявление стало последней авантюрой украинского президента, который без колебаний раскритиковал своих сторонников, когда почувствовал момент заручиться большей поддержкой Украины. Дипломаты НАТО, которые, как и другие, говорили на условиях анонимности, чтобы откровенно рассказать о напряженных переговорах, заявили, что подозревают, что он использовал твит в качестве переговорной тактики. Зеленский казался особенно расстроенным мыслью о том, что условия не созрели даже для приглашения вступить, не говоря уже о полноправном членстве.
“Сейчас, по пути в Вильнюс, мы получили сигналы о том, что определенные формулировки обсуждаются без участия Украины”, — написал Зеленский в Twitter. “И я хотел бы подчеркнуть, что эта формулировка касается приглашения стать членом НАТО, а не членства Украины. Это беспрецедентно и абсурдно, когда не установлены временные рамки ни для приглашения, ни для членства Украины”.
Он заявил, что лидеры НАТО несерьезно относились к приглашению Украины вступить в альянс, и пожаловался, что их подход указывает на то, что вместо этого они хотели сохранить членство в НАТО в качестве разменной монеты для возможных переговоров с Россией.
“Неопределенность — это слабость”, — написал он, готовясь присоединиться к союзникам на встречах в Вильнюсе. “И я буду открыто обсуждать это на саммите”.
Прямое сообщение Зеленского в Twitter из 170 слов удивило политиков на саммите, где Байден надеялся продемонстрировать единство против России и подчеркнуть свою способность сплотить глобальных партнеров — ключевой компонент его предвыборной кампании.
Хотя Зеленский не упомянул Байдена в своем твите, украинский лидер назвал президента США главным “лицом, принимающим решения” в НАТО и направил свои призывы к членству в Белом доме.
Со своей стороны, Байден был более нерешителен, чем лидеры многих других стран-членов НАТО, в отношении заявки Украины, заявив, что в дополнение к разрешению продолжающейся спецоперации, Киеву необходимо будет провести внутренние реформы , чтобы получить право. НАТО призывает своих членов принять демократию и рыночную экономику.
Украинские официальные лица заявили, что понимают, что Киев не будет немедленно приглашен присоединиться к альянсу на этом саммите, но что они надеялись на то, что в письменном виде будет установлен четкий путь или временные рамки, которые придадут им уверенности в том, что страна вскоре получит приглашение.
Члены делегации США были в ярости от твита Зеленского, по словам чиновника, знакомого с ситуацией, который говорил на условиях анонимности из-за деликатных дипломатических соображений.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг попытался сгладить ситуацию. “Никогда не было более сильного послания от НАТО в любое время, как когда речь идет о политических сообщениях о продвижении к членству, так и о конкретной поддержке со стороны союзников по НАТО с их поддержкой”, — сказал он.
Ссора из-за членства Украины угрожала затмить значительную помощь и поддержку, одобренные для борьбы страны с Россией.
Президент Франции Эммануэль Макрон объявил о поставке ракет дальнего радиуса действия, которые доказали свою высокую эффективность против российских целей. Германия объявила о системах противовоздушной обороны и бронетехнике. Байден планирует вскоре объявить о дополнительной поддержке. Лидеры НАТО одобрили множество жестких высказываний в адрес России и дали Украине полномочия созывать послов НАТО, когда Киев хочет обсудить угрозы безопасности.
Зеленский перешел на более примирительный тон после прибытия в Вильнюс, где он сказал многотысячной толпе, что по-прежнему “верит” в сильное НАТО, которое может стать сильнее вместе с Украиной.
“Я хотел бы, чтобы эта вера превратилась в уверенность — уверенность в решениях, которых мы заслуживаем, все мы заслуживаем, и каждый воин, каждый гражданин, каждая мать, каждый ребенок ожидают”, — написал он в заявлении в Twitter.
Но более ранние слова Зеленского, подрывающие альянс, резко контрастировали с образом западной гармонии, который проецировали Байден и его помощники, приписывая президенту помощь в выходе из тупика, который застопорил вступление Швеции в НАТО. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, с которым Байден встречался во вторник, заблокировал вступление Швеции, и его решение смягчиться помогло проложить путь к ее возможному включению в качестве 32-го государства-члена блока.
“Когда начнется саммит НАТО, наш альянс будет не только больше и сильнее, чем когда-либо, он будет более сплоченным, более целеустремленным и более энергичным, чем когда-либо на памяти современности”, — заявил журналистам советник США по национальной безопасности Джейк Салливан во вторник утром в начале саммита.
Байден подчеркнул, что тупиковая ситуация вокруг Швеции не была связана с желанием Эрдогана купить истребители F-16 у Соединенных Штатов, которое в Сенате заблокировали. Но сенатор Джин Шахин заявила после достижения соглашения, что, по ее мнению, продажа продвинется вперед, “когда мы увидим ратификацию”.
Позже, примерно через 10 минут после публикации твита Зеленского, Байден и Столтенберг пожали друг другу руки и объявили, что договорились о формулировках заявки Украины на членство. Некоторые политики НАТО заявили, что Зеленский стремился оказать как можно большее давление, прежде чем формулировка была официально оформлена.
“Твит оказывает давление на альянс”, — сказал высокопоставленный представитель министерства обороны НАТО, выступая на условиях анонимности, чтобы обсудить внутренние обсуждения. И это помогает донести послание до внутренней аудитории Зеленского, добавил чиновник, “сказать, ‘я сражаюсь до конца’”.
Отвечая на твит Зеленского, высокопоставленный чиновник ЕС сказал, что украинские чиновники пытаются “вытянуть еще немного из союзников”, в частности, о том, какие конкретные условия Украине нужно будет выполнить, чтобы двигаться вперед.
“На их вкус”, формулировки проекта “немного открытые”, — сказал чиновник, имея в виду украинцев и выступая на условиях анонимности, чтобы обсудить внутренние обсуждения.
Вот уже несколько недель дипломаты НАТО пытаются найти способ выразить поддержку Украине, фактически не предлагая Киеву членства — деликатный и чреватый последствиями балансирующий акт. В итоговом коммюнике союзники подтвердили, что “будущее Украины — в НАТО”, хотя и отказались сообщить, когда это будущее может наступить.
Несмотря на то, что Зеленский усилил свои призывы к членству, Байден говорил, что страна должна улучшить свою демократическую систему, прежде чем получить право на членство. “Я не думаю, что она готова к членству в НАТО”, — сказал Байден в интервью, которое транслировалось в воскресенье на канале CNN “Фарид Закария GPS”.
Резкий комментарий Зеленского означает, что его встреча с Байденом в среду станет одним из самых громких мероприятий саммита. Это произойдет всего за несколько часов до того, как президент выступит с “важной” речью о своем глобальном видении и лидерстве, сказали помощники.
В своем вступительном слове на саммите во вторник Столтенберг заявил, что Украине следует разрешить обойти процесс подготовки Плана действий по членству в альянсе (ПДЧ) , которому должны следовать большинство потенциальных членов. Он похвалил Украину за то, что она “прошла долгий путь” с 2008 года, когда НАТО взяло на себя расплывчатое обязательство о том, что Киев однажды присоединится.
По мере развития переговоров более ястребиные члены альянса — страны Балтии, Польша и другие страны Центральной и Восточной Европы настаивали на четких формулировках, чтобы продемонстрировать, что путь Украины к членству в НАТО становится короче.
По словам дипломатов, разговоры были резкими, и многие «ястребы» были разочарованы Соединенными Штатами и Германией, двумя наиболее вокально осторожными членами альянса по этому вопросу.
Украинцы были особенно настойчивы в том, чтобы включить слово “приглашение” в декларацию саммита, заявили дипломаты. И поэтому, когда они добились этой уступки к утру вторника, ближайшие союзники Украины по НАТО выразили облегчение и удовлетворение.
“Мы вполне довольны”, — сказал один высокопоставленный дипломат НАТО перед твитом Зеленского. “Надеюсь, это останется в тексте”.
Некоторые дипломаты утверждают, что нереалистично предоставлять Украине членство в НАТО, пока она вовлечена в войну, поскольку это немедленно вовлекло бы альянс в военные действия.
Сенатор Том Тиллис отклонил этот аргумент: “Послание этого саммита и каждого саммита, пока он находится в Украине, заключается в том, что мы здесь, мы здесь всем скопом, и мы собираемся продолжать поддерживать Украину”.
Помощники Белого дома заявили, что Байдену есть что рассказать об объединении союзников и обиделись на критику о том, что любое чувство дисгармонии сигнализирует о более широком распаде солидарности Запада с Киевом.
“Большая часть освещения саммита — слухи о гибели единства НАТО — были сильно преувеличены”, — сказал Салливан. “Каждые несколько месяцев ставится вопрос: может ли Запад держаться вместе, может ли НАТО держаться вместе, могут ли трансатлантические держатся вместе? Каждый раз, когда союзники собираются, этот вопрос поднимается вновь. И каждый раз, когда союзники собираются вместе и решительно отвечают на это: ‘Да, мы можем”.
Но формулировки Зеленского были особенно резкими.
“Остается окно возможностей для того, чтобы выторговать членство Украины в НАТО на переговорах с Россией. А для России это означает мотивацию продолжать свой террор”, — написал он.
Мерил Корнфилд, The Washington Post, США