За семь месяцев депутатами принято 500 законов, проведено множество «правительственных часов», парламентских слушаний, круглых столов, встреч с избирателями, открытых дискуссий. Законодатели были в эпицентре острых споров о будущем России, которая ведет войну с укронацизмом. В этой напряженной обстановке в обществе крепнет понимание, что победа в СВО будет достигнута народом, объединенным идеалами равенства, братства, патриотизма, социальной справедливости.
…Необычным стало последнее, 146-е, пленарное заседание Госдумы. Началось оно с «правительственного часа», посвященного работе Минтранспорта в 2022 году, как строятся в РФ дороги, создается транспортная инфраструктура.
Обычно на завершающих заседаниях думцы ограничиваются рассмотрением нескольких неотложных законопроектов и речами об итогах. В этот раз парламентарии занялись обсуждением государственно значимого вопроса. Министр Виталий Савельев обстоятельно доложил о том, как напряженно трудилось в 2022 году его ведомство. Он чуть ли не единственный из министров, кто отмечал, что отрасль получала вполне достаточное финансирование: «Правительством ежегодно увеличивается объем финансирования дорожной сети за счет дорожных фондов. За пять лет рост финансирования составил 100%».
Да и хозяйство у Минтранса необъятное – и автодороги с автотранспортом, и авиация, и железнодорожные пути с поездами, речные и морские перевозки, городской транспорт.
«Протяженность дорог в РФ составляет 1 млн 575 тыс. километров, федеральные трассы – 64,5 тыс. километров, региональные – более 0,5 млн километров, местные – более 1 млн километров, – сообщил Савельев. – В 2022 году построено и реконструировано 1,6 тыс. километров дорог, на 15% больше, чем в 2021 году. В 2023-м планируем построить и реконструировать более 2 тыс. километров дорог. Если в 2018 году дорожный фонд составлял 1,6 трлн рублей, то уже в 2022-м он составляет 3,2 трлн рублей. При этом 1,5 трлн рублей направлено на строительство и реконструкцию, ремонт и содержание дорог из федерального бюджета, 1,7 трлн рублей – это региональные и местные бюджеты.
На авиацию пришелся наиболее мощный санкционный удар. Россия поплатилась за бездумную политику правящих рыночников. Они стали строить промышленно-производственную политику по принципу «продай – купи»: продали нефть – купили импортные самолеты, машины, чипы, станки и все остальное. Но грянули санкции, западные производители потребовали вернуть им закупленную у них технику, материалы и прочее.
Правящим в РФ стратегам аукнулось бездумное правление. Они опустили страну на землю.
Министр все же был оптимистичен. По его словам, «удалось сохранить в основном самолеты… У нас было арестовано 75 самолетов, которые в момент, когда произошло событие, находились на вылете… Например, в «Аэрофлоте» мы потеряли три самолета, которые готовились с пассажирами к вылету. Это было в Гамбурге, в Нидерландах, в Швейцарии – просто самолеты забрали. Но осталось 1166 машин гражданской авиации. В целом для выполнения планов полетов у нас техники достаточно. Компании адаптировались. Сейчас мы сами обеспечиваем себя запчастями, расходными материалами».
Насчет запчастей и прочего обеспечения Виталий Геннадьевич преувеличил. Производство всего, что необходимо авиации, в РФ туго разворачивается. Многое утрачено.
Отвечая на вопросы депутатов, министр заверил, что приватизации на железных дорогах не будет, что министерство прислушается к просьбам граждан, попристальнее присмотрится к троллейбусам и остановит их замену на очень дорогие аэробусы.
Не смог Савельев и его коллеги по министерству пообещать коммунисту Петру Аммосову скорое строительство моста через Лену. Об этом мечтают жители этого сложного региона Якутии. «Они уже так долго слышат о строительстве этого перехода, – подчеркивал Аммосов, обращаясь к чиновникам, – что за это время можно было бы в Северном Ледовитом океане сделать мост…» Чиновники привычно кивали на недостаток средств. А Аммосов напомнил, что в этом терпеливом краю одного золота в 2022 году добыто 46 килограммов, на мост вполне хватит.
Думский спикер Володин положительно оценил работу Минтранса, мол, дороги строятся. Его единопартиец Москвичев вообще заявил, что в РФ дороги стали лучше, чем в Белоруссии. Но его осадил коммунист Арефьев: федеральные трассы действительно неплохие, но чуть съедешь в сторону – и совсем другая картина. Когда же Минтранс вспомнит о сельских дорогах, по которым в распутицу и трактором не всегда проедешь?
Спор между партией власти и оппозицией продолжился при рассмотрении законопроектов третьего чтения. Их в повестке было 17. Не все из них были поддержаны коммунистами. КПРФ, справороссы отказались голосовать за закон, связанный с микрофинансовой деятельностью. «Это зло, ростовщичество», – заявили депутаты. Коммунисты высказались против закона, позволяющего управляющим компаниям проводить закупки материалов на средства граждан по собственному усмотрению. Но думское большинство выпустило в жизнь закон для нечистоплотных.
А когда стали подводить итоги сессии, то все представители фракций говорили о консенсусе, о взаимопонимании, о поиске общих решений. Володин, например, отмечал, что 27% принятых за сессию законов – социальные.
Увесистый пакет законов принят депутатами в поддержку участников СВО и их семей. «Мы все за проведение СВО до победы над нацистами», заявлял справоросс Олег Нилов. Руководитель фракции «Новые люди» Нечаев доволен принятием ряда законов в поддержку предпринимателей, либеральным подходом к проделкам некоторых из них. Девиз Нечаева: «Лучший предприниматель – когда он здесь, а не в СИЗО».
Прошедшая весенняя сессия 2023 года названа депутатами боевой, военной, так как проходила под знаком поддержки фронта на Украине, где идут бои против неофашизма. Госдума приняла необходимые законы об интеграции новых регионов Донбасса и Новороссии в состав России.
Председатель Госдумы услышал наконец претензии Г.Зюганова и согласился провести совместные с коммунистами встречи с рабочими коллективами «Россельмаша» и Кировского, до 15 августа посетить в Тверской области животноводческий комплекс.
Володин дал оценку международной обстановке, сложившейся вокруг РФ, и объявил закрытие сессии.
Зазвучал гимн. Депутаты пели его стоя.
Очередная думская сессия ушла в историю.
Галина ПЛАТОВА