Олег СМОЛИН, депутат Госдумы (КПРФ):
Сегодня я хочу поговорить с вами на необычную тему, которую недавно поднимал на пленарном заседании Госдумы. Это мое выступление называлось так: «Образование души».
***
…Из школьной программы были исключены многие произведения по идеологическим мотивам, «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Что делать?» Чернышевского, роман, который повлиял на все поколение второй половины XIX века в России, и так далее. Как считалось, просоциалистические, прокоммунистические идеи там. Но сверх того изменилось само преподавание литературы. Поскольку великая русская литература верна двум великим идеям: идее свободы и идее справедливости, в начале 90-х годов нельзя же было вообще литературу исключить. Тогда еще о будущей цивилизации никто не задумывался. Поэтому сделали другое. Вместо того, чтобы использовать литературу как воспитание души, как прикладную философию жизни, стали изучать художественные особенности. Типичный пример в ЕГЭ. Какой художественный прием применил Сергей Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая»? Да какое мне дело, какие художественные приемы применил автор! Меня гораздо больше интересует, прочитали дети то или иное произведение и прочувствовали ли они его.
***
В последнее время в нашей стране распространилась «религия успеха». Вообще наш народ в досоветское, в советское время считался народом общинным, соборным, коллективистическим. Это близкие понятия. Однако в постсоветское время, опять же по принципу маятника, давайте откажемся от всего, что было, распространился конкурентный индивидуализм. Что это такое? Это не просто делание собственного успеха, это когда человек испытывает радость от поражения другого в конкурентной борьбе. Посмотрите многие программы на телевидении! В крайне жесткой форме проигравших выкидывают, какое-нибудь «Слабое звено». Собственно название движения детского, которое недавно было создано, какое? «Движение первых». Казалось бы, это похоже на пионеров. Нет, пионер – это первопроходец. А движение первых – это отражение конкурентного индивидуализма.
***
Когда социологи начинают опрашивать молодежь на предмет элементарной грамотности, оказываются печальные, вопиющие результаты. Согласны ли вы, что Солнце – спутник Земли. И 35% отвечают «Да!». Согласны ли вы, что гены содержат только генномодифицированные растения, остальные нет? 30%: «Да!» Согласны ли вы, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения? 44%: «Да!» И так далее. То есть средний уровень образованности резко упал. Мало того, когда социологи спрашивают, когда было больше образованных, культурных людей, сейчас или раньше, большинство людей отвечают: раньше. И, к сожалению, они правы.
***
В последнее время был принят закон такой, половинчатый. Согласно этому закону все, что за бюджетные деньги – все образование, все, что за деньги родителей – это услуги. В школах у нас, слава Богу, образование, а вот в профобразовании у нас 45% учеников учатся за деньги, что говорит о том, что они образование не получают. А в вузах у нас 55% учатся за деньги. Тоже не получают образование? Мы внесли законопроект в августе 21 года – полностью изгнать услуги из образования. Пока не принят. Тянет-потянет Госдума, а вытянуть не может.
***
Второй враг нравственного воспитания – ЕГЭ. Что делает ЕГЭ с точки зрения нравственного воспитания? Он роняет учителя. В отличие от вуза, где защиту диплома принимает преподаватель, школьного учителя вообще к ЕГЭ не подпускают. Считается, что они все коррупционеры, либо не способны на объективную оценку знаний. Падает роль учителя, поднимается роль репетитора. Дети в старших классах учат только то, что собираются сдавать на ЕГЭ. Литературу сдает подавляющее меньшинство. Давайте посмотрим на социологические данные. За прошлое лето 26% детей прочитали 7 и более книг. То есть четверть детей у нас читающие. 22% – три-четыре книги. 29% – одну. И остальные ничего не читают. Получается, что более половины детей практически не читают. Мы предлагали ввести литературу в качестве обязательного экзамена, но не дай Бог в виде ЕГЭ. Либо сочинение, либо литература устно. Что ты умеешь лучше – писать или говорить, то и покажи. Дело не в том, что ты покажешь, дело в том, чтобы ты прочитал какие-то книги и мог высказать какое-то к ним отношение.
***
Вернуть литературу как средство нравственного воспитания, стимулировать детей читать книги. В противном случае мы получим ту самую ситуацию, которая описана в рассказе «Свеча горела», нарастание бездуховности.
***
Может возникнуть то самое общество очеловеченных роботов и общество роботизированных людей. Это проблема всего мира. Но мы же говорим, что у нас особая система ценностей. Что мы народ, ориентированный на духовность…