Каждому нормальному человеку свойственно вспоминать о прошлом, проживать успешно или с трудностями в настоящем и мечтать о будущем. Более того, все мы так или иначе пытаемся выстраивать свое настоящее с учетом стремления к желаемому будущему. Уверен, что многие из нас задумываются и о будущем своих родных и близких, о вариантах лучшего будущего своей семьи, своего коллектива: предприятия, компании, организации, наконец, своего села, города и района. Ну и, конечно же, о будущем своей страны. Понятно, что за будущее сел, городов и районов особую ответственность несут их руководители. Хотя и не уверен, что все они часто и предметно думают о будущем вверенных им территорий. Чаще, видимо, они заняты решением множества текущих проблем. А что будет через год, два, пять – как получится. Эти вопросы пусть решает вышестоящее начальство.
Полагаю, что руководители любого уровня обязаны не только обеспечивать нормальную, эффективную жизнедеятельность своего коллектива, села, города, района, но и способствовать его развитию. А чтобы это делать – прежде всего, необходимо хорошо представлять, оценивать возможное будущее. Другими словами, необходимо прогнозировать будущее, создавать, строить модели эффективного будущего сел, городов, районов и рассчитывать пути их практической реализации. При этом даже неспециалисту понятно, что будущее села, города тесно связано с будущим района, а его будущее – с будущим страны. Такие же самые тесные взаимосвязи должны быть и у прогнозных моделей будущего – сел, городов, районов – и страны в целом. Поэтому приходим к важному выводу, что в основе будущего наших сел, городов и районов лежит будущее нашей страны – России. И особая, можно сказать, крайняя ответственность за это – у руководства страны – практически всех ветвей власти и управления.
Конечно же, определенными оценками тенденций и путей развития наши руководители занимаются. На уровне страны, в основном, через макроэкономические показатели: темпы роста ВВП, инфляции, бюджетное планирование, реализацию некоторых инфраструктурных и национальных проектов. На уровне районов – почти по тем же секторам и параметрам, плюс охватываются некоторые социальные аспекты, охрана природы. На уровне городов и сел – затрагивается развитие дорог, инженерных коммуникаций, городской среды, социальной сферы.
В последние годы стали снова внедряться инструменты стратегического планирования, в том числе пространственного – стали разрабатываться территориальные планы развития регионов, городов, муниципальных образований. Но в них рассматриваются в основном лишь развитие инфраструктурных объектов, почти не охватывается развитие производственно-экономических секторов, либо они оцениваются в обобщенном виде. Кроме того, региональные программы слабо взаимосвязаны с муниципальными программами. А так как многие оценочные параметры приводятся в обобщенной форме, то такие программы трудно использовать для их практической реализации, для контроля за выполнением.
Но, пожалуй, самым проблемным является то, что отсутствуют прогнозные оценки и модели долгосрочного развития страны в целом. А в основе их разработки – хотят этого определенные правящие круги или нет – лежит идеологическая составляющая. Это основные цели и пути долгосрочного развития страны в целом, достижение социально-экономической справедливости для всех слоев населения, гармоничных отношений с природой.
И в этой связи вызывает большое сожаление и удивление тот факт, что у нас в Российской Федерации по Конституции не должно быть никакой идеологии. Такой записью, по существу, мы сделали лишь услужливую уступку Западу и взяли определенное обязательство по отказу от марксистко-ленинской идеологии СССР. Но идеология – это, прежде всего, концептуальное представление о будущем страны и ее экономической основе – как важнейшей предпосылке ее долгосрочного устойчивого развития. Совсем непонятно, что здесь недопустимого, предосудительного?
Конечно же, формулирование основных представлений о будущем России – это, прежде всего, дело политических партий, в первую очередь – основных, парламентских. И следует подчеркнуть, что такую более полную, содержательную программу развития страны представляет лишь КПРФ. Правящая партия «Единая Россия» почему-то обходится общими заявлениями и не предъявляет населению свое более конкретное видение будущего страны и путей его достижения.
В целом видятся два образа будущего, две модели долгосрочного развития нашей страны. Первая – это, в основном, сохранение сложившейся в последнее время политэкономической системы и рыночного регулирования экономики. При этом для любой частной компании основным регулятором остается объективный экономический закон – получение максимальной прибыли. Частная компания сама определяет, что и сколько ей производить – объемов товара, изделий, где их продавать и где инвестировать какую-то часть прибыли. При этом нередко компания работает в одном районе, использует его природные и человеческие ресурсы, инфраструктуру, а зарегистрирована и платит налоги в другом районе, инвестиции вкладывает в третьем, а то и в зарубежной стране. В итоге экономические интересы частных компании зачастую противоречат интересам долгосрочного развития региона, страны, их населения. С учетом того, что частный инвестор, предприниматель сам определяет и планирует – какие производства для него эффективны, а какие нет, – в целом рыночная экономика может развиваться только инерционно. Соответственно, и структурные перестройки в стране в общем возможны, но они будут происходить медленно. Как и необходимые сейчас дополнения важнейших производственно-технологических цепочек, достижения на этой основе технологического суверенитета.
Сохранение существующей экономической системы вряд ли позволит решить и многие другие накопившиеся сложные проблемы развития страны, в том числе: низкие зарплаты многих работающих, пенсии и стипендии студентам и аспирантам, низкие объемы финансирования науки, образования, медицинского обслуживания, культуры, недостаточное инвестирование в инфраструктуру, инновационные проекты. Государству сегодня просто не хватает на эти цели финансовых средств. В то же время огромные финансовые ресурсы у наших миллиардеров и миллионеров тратятся по их усмотрению, в т.ч. на личные самолеты, яхты, виллы и т.п., да и просто выводятся из страны.
Однако возможна и желательна другая модель будущего страны и ее регионов, основанная, прежде всего, на современных научных достижениях: философско-исторических, научно-технических, информационных, на принципах социально-экономической справедливости для всех групп населения, на гармоничных отношениях с нашей уникальной природой. Экономическим базисом такого развития должны стать различной формы коллективной, народной собственности при ведущей роли государственного управления, обеспечение полной занятости населения и достойной оплаты по вложенному труду.
В основе такой модели следует использовать многоуровневое стратегическое планирование развития страны, районов, поселений, предприятий и компаний. Первой, начальной стадией такого планирования должны стать расчеты прогнозных моделей долгосрочного социально-экономического развития страны, районов, поселений, предприятий. Затем определяются эффективные пути и инструменты реализации таких моделей. Для этих целей у нас сегодня имеются самые совершенные информационные и цифровые технологии.
Базовыми принципами построения таких моделей будущего должны стать национализация природных ресурсов и формируемых на их основе региональных структур природопользования, ВПК и основных секторов производственной инфраструктуры и промышленности, установление прогрессивной шкалы налогов и т.п. Эти принципы должны включаться в систему национального, регионального и муниципального планирования и управления. Все это позволит стране привлечь новые, дополнительные финансовые ресурсы и выйти на более высокие темпы комплексного развития и достижения более высокого уровня жизни всех групп населения, а в конечном итоге – и на устойчивый рост численности населения в стране.
Одновременно и развитие регионов должно опираться на научные основы – территориального разделения труда и межрайонных связей, наиболее эффективного использования природно-ресурсного потенциала и природных условий, комплексного социально-экономического развития. Важнейшим начальным этапом долгосрочного регионального развития необходимо определить новое экономическое районирование страны. Для выделенных экономических районов целесообразно разработать прогнозные модели основных производственно-технологических структур (цепочек), которые могут эффективно развиваться на всем сочетании природных ресурсов района. Затем такие прогнозные модели должны развертываться до отдельных поселений с оценками вариантов развития их инфраструктуры и социальной сферы.
Хочется отметить, что у России есть все для устойчивого эффективного развития – в том числе возможности широкой опоры на науку, на разнообразные природные ресурсы суши и моря, на созданный производственный и инфраструктурный потенциал, на трудолюбие и профессиональные знания нашего российского народа. А прогнозные модели будущего придадут дополнительный импульс инициативы широким слоям россиян, да и вызовут интерес у других стран и народов.
Академик РАН П.Я. БАКЛАНОВ
г. Владивосток