Антимусорные протесты расширяются.
Утилизация мусора – одна из самых острых экологических проблем в России, уже много лет вызывающая массовые протесты. Несмотря на усиление репрессий, антимусорные протесты в последние годы лишь расширяются, охватывая новые регионы. Мы проанализировали статистику российских антимусорных протестов в 2021–2023 гг., а также попытались понять, в каких случаях активистам удается добиваться победы.
Антимусорные протесты включают в себя несколько составляющих. Во-первых, протесты против мусорных полигонов и так называемых мусоросортировочных комплексов, за которыми в российских реалиях скрывается не раздельный сбор отходов, а, по сути, те же самые полигоны. Зачастую жителям приходится бороться с попытками властей везти мусор из крупных регионов, таких как Москва, на мелкие региональные полигоны, попросту не предназначенные для таких объемов.
В 2021 году СМИ писали о 20 акциях протеста против мусорных объектов, в 2022 году зафиксировано 27 акций, а за восемь месяцев 2023 года – уже более 60, подсчитали в Экологическом союзе России.
Лидеры по протестам среди регионов – Ленинградская область, Краснодарский край и Липецкая область. Сейчас можно выделить несколько особо напряженных горячих точек: действующий полигон в станице Полтавской Краснодарского края, мусорные объекты в Ленинградской области, строительство так называемого «Экотехнопарка Липецкого района» и мусорного полигона в Дагестане.
Активисты вынуждены приспосабливаться к меняющейся политической ситуации: если в предшествующие годы организаторам удавалось собирать многотысячные антимусорные митинги, то с начала 2022 года власти практически перестали согласовывать митинги и массовые пикеты. А организаторы несанкционированных акций получают протоколы и штрафы. На этом фоне значительно возросло число одиночных пикетов. Например, в Липецкой области активисты подали более 50 заявок на проведение массовых пикетов против «Экотехнопарка», который собираются построить возле Стебаево, но все заявки были отклонены. В результате в марте-июне 2023 года в Липецке и других населенных пунктах прошло более 15 акций, не требующих согласования, – одиночные пикеты, народный сход и даже «Бессмертный полк» на поле, где собираются строить полигон.
Активно выходят на одиночные пикеты жители Костромской области, протестующие против мусорного полигона у поселка Мисково. А вот жители станицы Полтавской перешли от одиночных пикетов и общественных инспекций к акциям прямого действия: в 2022 году они дважды перекрывали дорогу, а в 2023 году – минимум 6 раз, причем в одном случае им удалось более суток удерживать 30 грузовиков, выстроившись в цепь. Однако мусоровозы при полном бездействии полицейских поехали прямо на людей.
«Субъективно для меня один из самых ярких протестов – это Полтавская, – считает координатор программы Российского социально-экологического союза по поддержке экоактивистов Виталий Серветник. – Потому что там давно и хорошо сорганизовавшаяся инициативная группа. И даже доведение до самоубийства лидера этого движения не остановило их. Они продолжают собирать автобусы активистов на разговор к губернатору, а также чтобы перекрывать дороги. В России 2023 года такие храбрость и упорство восхищают».
В Ленобласти одним из самых громких протестов стала борьба против мусорного полигона на карьере Дубровка. Дубровка – это обводненный карьер во Всеволожском районе, возле которого расположено множество коттеджных поселков, где люди покупали участки с целью построить дом в экологически чистом районе. Начиная с декабря 2021 года в Дубровке проходили народные сходы. Активисты сразу же начали собирать подписи против полигона и за месяц собрали 7000 подписей.
В апреле жителям удалось добиться занесения карьера Дубровка в Государственный водный реестр. Теперь карьер стал общедоступным водным объектом на территории земель лесного фонда, и активисты надеются, что это поможет защитить его от строительства полигона.
Второй полигон, против которого выступают жители Ленобласти, – КПО «Островский» на Карельском перешейке. Власти называют запланированный объект комплексом переработки отходов, однако жители уверены, что под мусороперерабатывающий завод не требуются такие большие площади, следовательно, значительная часть отходов будет просто захораниваться.
Почему же именно мусорная тематика вызывает такие массовые протесты?
«Во-первых, мусор – это то, что можно увидеть и почувствовать. Мусор видно, он воняет, иногда горит и воняет еще больше. Хорошо заметную проблему сложнее игнорировать, например, по сравнению с ядерными отходами, изменением климата или потерей биоразнообразия, – считает Виталий Серветник. – Во-вторых, в существующей системе производства и потребления мусор является конечной стадией. Когда у тебя добывают и забирают природные ресурсы, когда ты не видишь плодов эксплуатации этих ресурсов, когда твою природную среду вырубают или застраивают, это один уровень несправедливости, его еще как-то можно оправдать необходимостью «прогресса», несправедливостью мира или сложившимися иерархиями. Но когда после всего этого тебе буквально под нос привозят и сваливают отходы – это уже не просто несправедливость, это очевидное неуважение, оскорбление. С таким мириться не захочет даже самый лояльный лоялист.
В-третьих, опыт Шиеса стал ярчайшим примером объединения всей страны для борьбы за экологическую справедливость в России. Причем успешным примером. Это воодушевляет и дает надежду».
Однако были и другие, локальные, истории. В этом же году в Приморском крае активистам удалось добиться отмены строительства полигона, на котором собирались сжигать ядовитые отходы: пестициды и агрохимикаты с космодрома Восточный.
В результате протестов руководство Краснодарского края отказалось от планов строительства мусорного полигона площадью в 35 га в Тимашевском районе, в станице Роговской. О возможном строительстве стало известно в феврале 2021 года. Для борьбы с этим полигоном объединились местные жители, экологи, кубанские казаки. В борьбу активно включились прихожане двух крупнейших монастырей на юге страны (Свято-Духов мужской в Тимашевске и женский Марии Магдалины в станице Роговской) и четырех скитов с подворьями. Настоятель монастыря в Тимашевске архимандрит Иоанн обратился к губернатору Вениамину Кондратьеву с просьбой отменить строительство. Уже к концу года в пресс-службе администрации Краснодарского края сообщили, что губернатор поручил остановить строительство полигона и подобрать новый участок для объекта.
После протестов жителей в Кировской области приостановили строительство мусоросортировочного завода. Жители урочища Худышино Денисовского сельского поселения собрали 7000 подписей против строительства предприятия.
В Миассе Челябинской области отложили строительство комплекса сортировки отходов, планировавшееся рядом с рекой. Новороссийские активисты через суд добились отмены общественных обсуждений по проекту реконструкции свалки на горе Щелба. Власти хотели расширить свалку, однако, местные жители настаивали на ее закрытии.
В 2023 году в результате протестов власти свернули уже несколько полигонов. В Свердловской области отказались от идеи строить мусорный полигон в Березовском городском округе возле поселка Безречный. Глава города Евгений Писцов, ранее обвинявший протестующих жителей в «потребительском экстремизме», в марте заявил, что руководство региона потеряло интерес к участку возле Безречного.
В Раменском Московский областной суд поддержал прокуратуру и после протестов жителей запретил деятельность компании «Индустриальный парк «Зеленая Слобода» в водоохранной зоне реки Пахры. Суд обязал организацию привести испорченные земли в надлежащее состояние.
Владлен РАЗУМКОВ,
эколог
Москва