Владимир ШТЫГАШЕВ: Матвиенко в ярости, Совфед в растерянности.
Председатель Верховного совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев во время парламентских слушаний бюджета в Совете Федерации попросил Налоговую службу и ФСБ обратить внимание на уход от налогов крупных республиканских предприятий. Он начал свое выступление с призыва к Минфину и Счетной палате, представители которых с трибуны не раз называли Хакасию в числе аутсайдеров по разным показателям.
Владимир Штыгашев: «Мордовия, Кострома и Хакасия» – уже звучит во всех залах. В Госдуме и Совете Федерации уже года как три. И Антон Германович Силуанов выступает, и все остальные его замы, помы, министры. Может, хватит уже позорить эти субъекты! Остановитесь! Счетная палата по ним сегодня прошлась, еще кто-то…
Я напомню, что в Хакасии добывается сырья на 250 миллиардов рублей в год. Бюджет республики – 21 миллиард. При этом сама республика не имеет своей платежно-сервисной банковской системы, совей государственной налоговой службы. Республика ничего не имеет. Не пора ли всем государственным органам, которые занимаются этими вопросами, серьезно заняться этим и в Хакасии?
Хочу еще раз напомнить Совету Федерации, почему эти проблемы достали нас. Одна Саяно-Шушенская ГЭС вырабатывает электроэнергии как двадцать два ДнероГЭСа. Доходы только от этого нам позволили бы развивать республику, накормить, одеть всех ее жителей. Но владелец ГЭС платит налогов меньше, чем маленький пивзаводик. Консолидированные группы налогоплательщиков, хотелось бы посмотреть в глаза тому, кто это придумал и какими законами это изобретение определяется, платят налоги либо в Москве, либо в офшорах. Но только не там, где работают и зарабатывают. Пора этому положить конец.
У нас есть угольная компания. Она добывает около 30 миллионов тонн угля. Хакасия – второй регион после Кузбасса по объемам добычи угля. А платит налогов эта компания меньше, чем тот же пивзавод. Добывают у нас уголь и весь продают за рубеж. Оставляют после себя лунный ландшафт.
А теперь самое интересное, с помощью федеральных законов они открыто уходят от налогов. Два года назад в этом зале я говорил об этом. Но никто и пальцем не пошевелил. Ни Федеральное собрание в лице двух палат, ни правительство Российской Федерации. Я во все эти структуры направил официальные письма, в которых подробно рассказал, как незаконно приняли эти решения и как они сегодня работают. В итоге большинство крупных компаний республики абсолютно легально не платят самый главный налог – налог на прибыль. А все остальное – это, если образно, «слезы Ярославны на Китайской стене». Знаете, что это значит? Мы добываем ресурсов на сумму в десятки раз больше, чем наш бюджет. Но республика ничего от этого не получает…
Валентина Матвиенко: Владимир Николаевич, спасибо…
В.Ш.: …А заставить платить все компании налог на прибыть в наш бюджет мы не можем, не имеем права на это. Считайте, то, о чем я сейчас здесь сказал, моим официальным заявлением. Во все государственные органы, кто должен решать эти проблемы. Хотя помощь обещали: Налоговая служба, ФСБ, да кто только не обещал. Вот на бабку Степаниду, которая без лицензии продает семечки, и войска поднимут, и бронежилеты оденут. А вот мошенников, которые уводят миллиарды из страны, которые открыто грабят Россию, победить никто не в состоянии. Хакасию грабят на 10–15 миллиардов рублей в год, не меньше.
(Справка: Крупнейшие добывающие предприятия Хакасии – «СУЭК» (ключевой бенефициар Андрей Мельниченко), «Русский уголь» (входит в группу САФМАР Михаила Гуцериева); работают Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также «Саянская фольга» (принадлежат группе «Русал» Олега Дерипаски).
В.М.: Владимир Николаевич, очень правильно подняли эти вопросы. Мы договоримся с Антоном Германовичем (Силуановым. – Прим. ред.), и он даст поручение…
В.Ш.: Это надо записать в решение сегодняшнего заседания. Поверьте, позорище, которого в принципе быть не может, чтобы у нас, у Мордовии был государственный долг размером в 100 процентов бюджета. Такого быть не должно. Определиться давно пора. Хватит уже нас клевать из года в год.
В.М.: Мы вас услышали… Вы повторяетесь.
В.Ш.: Так и запишите мои требования в рекомендации!
В.М.: Владимир Николаевич, научитесь еще кого-нибудь слушать. Спасибо вам за выступление. Будет поручение Налоговой службе специально разобраться, что происходит с налогами в Республике Хакасия. И если ваша информация соответствует действительности, будут приняты меры.
Выступление длилось менее пяти минут, после чего микрофон хакасскому спикеру отключили. Старейший российский политик (через пару недель ему исполнится 80 лет) ничуть не смутился. Он продолжал говорить, пока не добился ответной реакции от председателя Совфеда Валентины Матвиенко.
В декабре 2017 года эмоциональное выступление Штыгашева с призывом не позорить Хакасию вызвало бурную дискуссию в ходе заседания Совета законодателей при Федеральном собрании РФ. Случилось это после скандального разоблачения на всю страну бюджетного «апокалипсиса» в республике. Именно тогда впервые Владимир Штыгашев взял на себя смелость во всеуслышание заявить о фактическом бездействии властей в отношении КГН (консолидированных групп налогоплательщиков), уходящих от налога на прибыль в казну регионов. Но поскольку за два года ровным счетом ничего не изменилось, к теме пришлось вернуться.
После выступления, которое вызвало бурную реакцию поддержки, хакасский парламентарий побывал в прямом эфире телеканала «Абакан 24» и поделился мнением по тем вопросам, которые обсуждались в Совете Федерации. Он рассказал, что проблемы с бюджетной обеспеченностью имеют 52 субъекта РФ из 85, и каждый просил учесть его нужды. Штыгашев, с его слов, внес предложение: увеличить суммы ассигнований ровно вдвое. Расходная часть федерального бюджета от этого возрастет примерно на 350 млрд рублей.
– Все были удивлены, что я не просил и не канючил что-то там для Хакасии, – сказал Владимир Николаевич, – три рубля или 50 копеек… Не надо! Там надо радикально решать вопрос. А решать радикально – это, в числе прочего, и принуждать добывающую промышленность платить субъектам адекватные налоги. Но на местах для этого нет соответствующих госорганов. Все это федеральные службы… Поэтому мы просим. Но просьбы вопиющего в пустыне могут долго ответа ждать! Почему другие регионы открыто не заявляют о своих бедах? Я уверен, что многие попросту боятся репрессий со стороны федеральных органов, например, Минфина: «Потом же ведь ничего не получат!» Есть, однако, и скрытый мотив. Я не занимаюсь бизнесом и никогда не занимался, для меня это грех, – неожиданно признался аксакал хакасского парламента. – Чтобы всем понятно было, я не из этого мира, совсем из другого. Претензий ко мне в этой части никто предъявить не может. А остальные: кто-то бизнесом занимался, кто-то «лапку держал». <…> И вот эта коррупция, которая сейчас пронизывает все ветви власти, – это рыночная экономика. А вы что хотели? Это и будет, долго будет. Там, где частный бизнес, где экономика рыночная, там возникают эти проблемы: быстро получить доходы, срубить, извините за выражение, бабла…