– Я сейчас буду много говорить, постараюсь это сделать корректно и начну
с небольшой предыстории. Как строилась работа учителя, школьного учителя, до сегодняшнего дня? До текущего учебного года мы все в нашей стране шли по разным учебникам и у нас были разные рабочие программы. Мы эти рабочие программы составляли самостоятельно. То есть я беру свой учебник, смотрю на оглавление и все эти темы разбиваю на предстоящий учебный год. Ну и, собственно, их прохожу со своим классом.
В Конституции Российской Федерации сказано, что у нас гарантируется единое образовательное пространство, и вот к этому образовательному пространству нас вели-вели и вот сегодня привели. Посмотрим, что из этого получилось.
С этого года мы должны работать на специальном сайте, где существует конструктор рабочих программ, там уже «вбито» количество часов, и нам нужно только поменять первую страничку, титульный лист и последнюю, добавить методические рекомендации, темы и количество часов. Мы имеем право потому, что у нас единое образовательное пространство теперь. Но дело в том, что учебники у нас старые остались и разные по стране по некоторым предметам начиная с начальной школы.
Явное несоответствие учебников, которые у нас имеются, рабочим программам, которые нам предлагают, составляет 80%. Плюс есть несоответствие часов.
Например, в начальной школе в прошлом году на математику было заложено четыре часа, на физкультуру три часа. В этом году им сказали, что математика будет у вас пять часов, физкультура два часа, а программа составлена по количеству часов прошлого года, менять количество часов мы не имеем права. У меня мама сидит уже двое суток над рабочей программой по окружающему миру, и она ничего сделать с ней не может. Первоклашкам привезли новые учебники, и темы в этих учебниках опять-таки не по той рабочей программе, которую нам предлагают. А как учитель должен проводить свой урок? Особенно если это девочки, которые пришли из университета, у них опыта работы ноль, как они должны строить свой урок без учебника конкретного? Говорю за себя. У меня в этом году 10-й и 11-й класс: история и общество. Учебник по истории еще не видела, поэтому ничего говорить не буду; его привезут, потом посмотрим.
Что касается обществознания. Один 10-й класс идет по программе углубленного уровня, в конце года программы не было. Тем я не видела, но я предполагала, что мы будем там глубже изучать Конституцию, например, то, что действительно требуется для экзамена да и в целом для жизни. Дети этого не знают.
А вот сейчас нам пришла программа, я ее открыла, я вам некоторые темы сейчас зачитаю: «Изучение социального воздействия. Социальная философия в системе. Наука в обществе. Типы социальных динамик. Сущность человека как проблема философии. Социальная идентичность. Этапы, основные направления развития социальной психологии, психологическое образование в профессиональной деятельности психолога…»
Я вообще кто?! Я психолог?! Или, может быть, я философ?! Я – учитель истории и обществознания, я вот этого всего не знаю, нужно ли говорить о том, что у меня нет учебника, мне не дадут учебник для прохождения вот этих тем. Ладно, у меня старый учебник по обществознанию, где мы проходим политику, экономику, право. Он устаревший, по нему нельзя готовить к ЕГЭ, но я очень хорошо знаю, что требуется для экзамена. Я знаю, где это взять. Я знаю что-то. Что я должна делать с эти системами? То есть у меня на подготовку к уроку должно уходить несколько часов, чтобы я копалась в интернете искала то – не знаю что. Потому, что даже примерно не понимаю, что должно входить в эти темы. Потом еще как-то вот это выдать все детям.
Когда учитель плавает в темах – это всегда видно, дети это прекрасно чувствуют. У меня взрослые дети 10–11-й класс. Я не знаю этих тем, и слушать они меня не будут. Из уважения (мы с ними давно вместе) они будут сидеть, на меня смотреть, кивать головой. Этот КПД равен нулю… Вариантов у меня здесь немного. Я либо вот это все должна где-то выискать, и выучить, и выдать детям в каком-то нормальном виде, либо я должна уволиться!
Еще я могу вот это все саботировать и рассказывать ученикам то, что считаю нужным. Но это все равно рано или поздно приведет к моему увольнению.
Они у меня забрали 1 час истории в десятом классе.
Мы изучаем там двадцатые-тридцатые годы Советского Союза, Великую Отечественную войну. У нас было три часа. Мы с ними все прекрасно успевали, еще и фильмы, нужные фильмы успевали смотреть. Теперь мы как-то должны в два часа всю эту программу вместить. Ну в общем-то галопом по Европам получится.
Но зато на это обществознание они выделили четыре часа!!!
Что происходит с литературой – это просто какое-то безобразие. Учителя посмотрели сейчас на новый кодификатор ЕГЭ и оттуда просто убрали наше всё! Убрали частично произведения Пушкина, убрали некоторые произведения Гоголя, добавили зарубежных авторов, добавили «Архипелаг Гулаг», А если он его не прочитает, он что, не сдаст хорошо экзамен или вообще он его не сдаст? То есть из школьной программы эти произведения не убрали, дети их читают, но для экзамена они не требуются. Мы читаем «Евгения Онегина» в девятом классе, мы пролистываем в девятом классе «Евгения Онегина»! Глубокий анализ теперь не требуется.
То есть нам на голубом глазу, с чудесной улыбкой по экранам рассказывают о том, как нужно уважать русскую историю и русскую культуру и с такой же улыбкой они так просто все давят.
Математики тоже в шоке потому, что с этого года нашим детям можно пользоваться калькулятором на экзамене… То есть учителя с начальной школы борются с калькуляторами, с телефонами, с электронными часами, где есть калькулятор. А сегодня придет девятый-десятый класс: на уроках я буду считать на калькуляторе потому, что на экзамене это можно. А с чего вдруг вы здесь мне будете запрещать? – и так оно и будет. Итак, часы на изучение Конституции нам не нужны, часы на изучение Великой Отечественной войны нам не нужны, можно сокращать, калькулятор – пожалуйста, пользуйся, «Евгения Онегина» полистайте в этом классе и достаточно. Ну чтобы уж прямо совсем в край отупели!
Я еще года два назад написала о том, что если все будет идти такими темпами, образование, хорошее образование, будет доступно очень узкой прослойке общества.
Ну и последний момент. Это то, что касается цифровизации образования. Все школы, дети и учителя должны были пройти регистрацию на платформе, это обязательно. Никого не спрашивали, все должны были это сделать. Регистрация через «ВКонтакте». «ВКонтакте» есть официальные возрастные ограничения. Детям до 14 лет там регистрироваться нельзя по закону. Но у нас там зарегистрированы все, с первого по 11 класс. Родителям просто пришлось при регистрации увеличить возраст своего ребенка. А в этом «ВКонтакте» упыри, которые только возможны, существуют и обитают именно там. Ну и совсем в конце хочу сказать, что у нас у всех серьезная проблема. И с этой проблемой нам нужно что-то делать!..