10 сентября завершился саммит «Большой двадцатки» в Нью-Дели. По его итогам была принята декларация, в которой страны-участницы подчеркнули, что в будущем продолжат действовать в духе многосторонности и на основе консенсуса. Все члены G20 обязались в равной степени участвовать во всех мероприятиях клуба, включая саммиты, и принимать активные меры для решения глобальных проблем.
Ранее аналитики утверждали, что саммит «Большой двадцатки» в Нью-Дели может стать самым оживленным и сложным из-за внутренних разногласий и что впервые в истории мероприятия страны-члены не смогут опубликовать совместное коммюнике.
На этом фоне принятие декларации стало позитивным сигналом, который придал внешнему миру уверенности и показал, что, несмотря на разногласия между сторонами по многим вопросам, усилия по поиску консенсуса продолжаются. Можно сказать, что обнародование совместного коммюнике является заслуженной пощечиной всем нарушителям спокойствия.
Согласно отчету Global Times, накануне саммита «Большой двадцатки» США и остальной Запад рассматривали проведение в Индии этой встречи как возможность раздуть «спор между драконом и слоном» и потому изо всех сил старались спровоцировать разногласия.
Тема этого саммита – «Одна Земля, один дом, одно будущее», однако во время этого многостороннего мероприятия США упорно насаждали свою геополитическую повестку дня и собирали «эксклюзивные кружки».
9 сентября Соединенные Штаты подписали соглашение с Индией, странами Ближнего Востока и Европейским союзом о строительстве железнодорожных сетей и морских путей, которые смогут соединить страны-участницы. Президент США Джо Байден заявил на мероприятии, посвященном соглашению: «Это революционный региональный инвестиционный проект».
Хотя американские официальные лица отрицают, что проект призван воспрепятствовать растущему влиянию Китая на развивающихся рынках, западные СМИ в целом рассматривают его как контрмеру инициативе «Один пояс – один путь», а некоторые американские газеты даже отмечают, что этот «амбициозный» проект должен «создать альтернативу китайской поддержке масштабных инфраструктурных проектов по всему миру в течение нескольких лет».
Кроме того, из-за отказа G20 осудить Россию США и другие западные страны также пригрозили, что не дадут выпустить совместное заявление. МИД РФ накануне саммита заявил, что страны «Большой семерки» во главе с Соединенными Штатами оказывают давление на Индию и пытаются превратить одностороннюю позицию G7 по ситуации на Украине в окончательный консенсус G20 и внести ее в итоговый документ саммита, в то время как Индия изо всех сил пытается сохранить нейтральный характер коммюнике.
Британская газета Financial Times 9 сентября выпустила статью, в которой говорится, что лидеры «Большой двадцатки» не осудили спецоперацию России на Украине в совместной декларации, и это стало «ударом для западных стран». Ведь Запад провел весь последний год, пытаясь убедить развивающиеся страны осудить Москву и поддержать Киев.
По сообщениям СМИ, говоря о российско-украинском конфликте, Джайшанкар выразился так: «Правда в том, что это очень противоречивый вопрос, и по нему существует множество мнений». Он также подчеркнул, что было бы справедливым и правильным задокументировать то, что произошло на самом деле.
Как подчеркивается в декларации, «Большая двадцатка» является крупным форумом международного экономического сотрудничества, а не платформой для решения вопросов геополитики и безопасности. Попытки некоторых подстрекателей протолкнуть на саммите геополитическую повестку дня обернулись прахом.
После завершения саммита в Нью-Дели Бразилия официально стала новым поочередным председателем «Большой двадцатки».
Президент страны Луис Инасиу Лула да Силва на церемонии закрытия вновь призвал страны-участницы сохранять единство: «Мы не можем позволить геополитическим вопросам захватить повестку дня дискуссий «Большой двадцатки». Мы не заинтересованы в разделенной G20. Нам нужны мир и сотрудничество, а не конфликты». Замечу, что, помимо внешнего шума, на саммите в Нью-Дели члены «Большой двадцатки» продемонстрировали истинную многосторонность.
Китай, который фактически является второй по величине экономикой в мире и крупнейшей развивающейся страной, всегда выступал за то, чтобы G20 играла ведущую роль в реагировании на глобальные вызовы и совершенствовании мирового экономического управления. Пекин также постоянно поощряет расширение представительства в глобальных делах стран с формирующимся рынком и развивающихся держав.
Шерпа G20 от Индии Амитабх Кант заявил в интервью, что Китай является участником многосторонней системы и играет конструктивную и позитивную роль. «Я думаю, что самое главное – это понимать, что Китай является участником многосторонней системы и очень активно участвует во всех вопросах «Большой двадцатки». Каждая рабочая группа, членом которой является Китай, затрагивает как двусторонние, так и многосторонние проблемы, и КНР конструктивно и деятельно их решает», – сказал он.
В условиях растущего давления на мировую экономику и усиливающихся трудностей глобального устойчивого развития «Большая двадцатка» должна искать точки соприкосновения, сохраняя при этом различия во мнениях, а также не обращать внимания на внешний шум. В частности, крупнейшие страны в клубе должны продемонстрировать свою ответственность и долг перед миром: они должны объединиться и сотрудничать, чтобы вместе решать проблемы в области международной экономики и развития.
Ли ЧАНЦЗЯНЬ
Baijiahao (Китай)