Иван Мельников о результатах Единого дня голосования – 2023.
8–10 сентября 2023 года в России прошел очередной Единый день голосования. Предварительные результаты региональных выборов прокомментировал первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников:
«Уже третий год выборы проходят в неординарном социальном и политическом контексте. И особенности этого контекста нарастают. Они сказываются и на ходе кампаний, и на мотивации граждан, и на повестке.
Прошлый Единый день голосования в тех регионах, где сейчас состоялись выборы, проходил в 2018 году. Это было время, когда была затеяна резонансная пенсионная реформа, когда были иные двигатели внутриполитической борьбы и еще другие избирательные правила: без доминирования цифровых технологий, без трехдневки, без ощутимого отхода от пропорциональной системы выборов в сторону смешанной и креном в одномандатные округа.
Поэтому нынешние результаты, как успешные, так и не очень успешные, нужно не только сравнивать с прежними, но и рассматривать их в привязке к сегодняшнему дню.
И в этом плане мы можем быть удовлетворены тем, что в тяжелейших условиях сохраняем статус второй политической силы страны, остаемся наиболее устойчивыми ко всем нововведениям и технологиям, которые во многом используются для того, чтобы сдерживать укрепление и развитие наших позиций.
Мы приняли участие в 19 из 21 кампании по выборам губернаторов, и у нас 2 победы и 14 вторых мест. С учетом особой сложности таких выборов эти 16 кампаний можно признать успешными. Там, где у нас вторые места, процент объективно не такой высокий, как хотелось бы. Однако среди всех других парламентских партий, у которых бывают только «вспышки» удачных результатов, КПРФ по-прежнему остается единственной, кто по всей стране может конкурентно вести персональные кампании такого уровня государственной ответственности. Это мы показали и сейчас.
Отдельно нужно сказать о главном: о победах наших кандидатов в Орловской области и Республике Хакасия. Эти кампании объединяет то, что обе они были «перевыборными», что оба наших кандидата имели аргументы, чтобы мощно отчитаться о своей работе перед избирателями, и оба личным примером показывали, какими должны быть честные выборы. Достаточно сказать, что, будучи действующими главами регионов, они наравне со всеми принимали участие в дебатах.
Отличает кампании то, что Андрей Клычков в Орловской области был одновременно и кандидатом от КПРФ, и кандидатом, публично поддержанным президентом. И неудивительно, что получил очень высокий результат – 82%. А Валентин Коновалов в Хакасии боролся вопреки высокому информационному и административному противодействию партии власти, но даже в таких условиях набрал более 63%.
Особо стоит сказать о выборах в Алтайском крае, где к выборам, по сути, не была допущена наш кандидат Мария Прусакова. Многие сходятся во мнении, что это серьезно сказалось на явке избирателей, и таким образом был предотвращен как минимум второй тур. И это тоже нужно держать в уме с политической точки зрения.
Если смотреть на выборы в региональные законодательные собрания, то они прошли в 16 «старых» регионах и 4 новых.
Помимо «Единой России», только КПРФ будет во всех 20 региональных парламентах. У нашей партии 1 убедительная победа в Хакасии и 11 вторых мест, среди которых стоит выделить яркий результат в Ненецком автономном округе, где у нас почти 25%, а также Республику Калмыкия, где наши товарищи нарастили процент по сравнению и с выборами 2018 года, и с выборами в Государственную Думу 2021 года. Кроме того, среди вторых мест у нас и два знаковых: в Донецкой Народной Республике и Херсонской области. Хорошо понятно, что выборные процедуры на новых территориях имели совершенно особую специфику, которую нельзя сравнивать с другими регионами. Но сегодня было политически важно, чтобы выборы там состоялись в принципе, и то, что в 2 из 4 новых субъектов наша партия выступила максимально успешно – стратегически важный результат.
Наш штаб ничего не ретуширует, мы видим, что из-за снижения роли партийных списков и укрепления административного ресурса в одномандатных округах в целом у нас снизилось общее число мандатов по сравнению с циклом 2018 года. Видим, что в Якутии и Ульяновской области, в Бурятии и Иркутской области, где партия власти проваливалась в конкуренции с КПРФ, были предприняты контрмеры, некоторые из которых пока что сработали.
Однако в целом, интегрально и качественно, на выборах в региональные законодательные собрания мы также показали наилучшую устойчивость. Так, по всем 20 регионам КПРФ завоевала 79 мандатов (72 по спискам и 7 по округам), ЛДПР – 52 мандата, «Справедливая Россия» – 25 мандатов, «Новые люди» – 22 мандата. То есть у нас больше мандатов, чем у ЛДПР и «Справедливой России» вместе взятых.
При этом стоит отметить и новые крупные тенденции этого цикла. «Справедливая Россия» не выдержала давления новых условий и уже близка к тому, чтобы утратить статус общефедеральной силы. У них ни одного (!) второго места, всего 2 третьих места, а в 7 региональных парламентов они вообще не прошли. По статусу приблизились к «Новым людям», которые пока остаются партией локальных успехов. Благодаря личному авторитету и образу Сарданы Авксентьевой они объяснимо на втором месте в Якутии, на третьем в Бурятии и Калмыкии.
Более неприятная тенденция – рост числа вторых мест ЛДПР и тех регионов, где они стали дышать в спину. Этой партии предрекали небытие после ухода из жизни Владимира Жириновского. Однако политическая конъюнктура вытолкнула нынешнюю ЛДПР фактически на то место, которое мы раньше называли «второй ногой» партии власти применительно к «Справедливой России». Новые большие ресурсы и союзнические отношения с «Единой Россией» практически по всем вопросам сказались и на результатах. Насколько этот эффект долгосрочный или временный, сегодня сказать сложно. Но нужно будет анализировать конкретные регионы, ситуации, расклады и делать поправки на это в работе.
Анализируя результаты, мы также должны понимать, что два последних года мы работаем при отсутствии электоральной мобилизации, фокус внимания к выборным кампаниям снижен. Это понятно, объяснимо. Поэтому помимо глубокого анализа и практических выводов из прошедшей кампании, которые нам еще предстоят, важно в целом продумать и донести до общества мотивацию активного участия в выборах, а также активизировать дискуссию вокруг системы выборов в целом. Для этого у нас на руках авторитетный документ: внесенный в Государственную Думу Избирательный кодекс.
Наша партия выступает за консолидацию и солидарность в условиях беспрецедентного внешнего нажима и исторических вызовов, стоящих перед страной. Мы это подтверждаем действиями. Но мы не считаем, что выборы – оптимальное место для консолидации. Это место для честной, конструктивной, принципиальной конкуренции, и ее механизмы должны быть одинаково прозрачными для всех участников выборов.