Еще в декабре 2021 года Владимир Путин дал свой прогноз относительно развития экономики Китая – тогда президент РФ заявил, что на горизонте 2035–2050 годов экономика КНР точно выйдет на первое место по всем показателям. Обычно Китай называют второй экономикой мира, а первой – США, но это зависит от того, под каким углом смотреть. Тем не менее в последние годы локомотив КНР замедляется, стагнирует и вся мировая экономика, в это же время обороты набирает Индия. По некоторым данным, США даже создают там копии своих китайских производств – речь идет о таких гигантах, как «Боинг», «Эппл», «Майкрософт», фармацевтических компаниях и др. Так что вполне вероятно, что к 2035–2050 годам на первое место выйдет все-таки Индия. Об этом и других процессах в мировой экономике рассказал экономист Валентин Катасонов.
– Как меняются позиции отдельных стран в мировой экономике в последние годы? Какой может быть эта раскладка в ближайшем будущем?
– Когда я учился, еще в советское время, мы на занятиях по политической экономии капитализма изучали такой закон, который называется «закон неравномерности развития капиталистических стран» – закон неравномерности экономического и политического развития.
Сегодня мы видим, что этот закон действует – неравномерность ярко выраженная. В 1970-е годы говорили об «экономических чудесах» – это тоже своего рода проявления действия этого самого закона. Какие это чудеса? Западногерманское экономическое чудо, японское, южнокорейское и некоторых других стран. Конечно, сегодня уже мало кто помнит об этих чудесах, зато на смену им пришло другое экономическое чудо – китайское.
В 1980 году на Китай приходилось всего-навсего 1,8% мирового ВВП, Китай тогда занимал лишь 12-е место по показателю ВВП. Чтобы понять, насколько скромными были позиции Китая в 1980 году, отмечу, что доля США на тот момент составляла 26%. Второе место тогда занимали страны, которые переживали экономическое чудо – Япония, Германия.
Постепенно Китай начал наращивать позиции, и уже в 2000 году доля КНР была 3,6% мирового ВВП, в 2010-м – уже более 10%, ну а в 2020-м его доля повысилась до 17%.
– Но все-таки Китай остается «второй экономикой»?
– Поднебесную часто называют второй экономикой мира. Первая экономика – вроде бы США. Но те цифры, которые я назвал, рассчитываются на основе так называемых номинальных показателей ВВП. То есть валовые внутренние продукты, измеренные в национальных денежных единицах, сопоставляются с помощью рыночного валютного курса, это не совсем правильно. Для более точных расчетов используется паритет покупательной способности валют. Так вот, если использовать этот самый паритет покупательной способности валют (ППС), то картина будет другая: оказывается, Китай уже является первой экономикой мира. МВФ рассчитывает показатели ВВП на основе ППС, они называют это «показатели реального ВВП»: в 2022 году Китай занимал долю 18,5% мирового ВВП, а США – 15,5%.
То есть Китай уже стал мировым лидером, это произошло еще в 2016 году. И разрыв между Китаем и США постепенно увеличивается.
Всемирный банк тоже проводит свои расчеты, у него есть своя статистика, например, список стран по росту реального ВВП в период 1990–2018 годов, то есть 1990 год берется как 100%. В этом списке из 150 стран на первом месте находится такая экзотическая страна, как Экваториальная Гвинея, что, видимо, связано с тем, что в 1990 году была очень низкая база. Поэтому эту страну мы откидываем, а на втором месте находится реальный локомотив мировой экономики – Китай. И как вы думаете, во сколько раз увеличился ВВП вот за эти неполные 30 лет? В 21,6 раза – это гигантский взлет.
Конечно, в первой двадцатке этого списка есть и другие страны – Индия, Вьетнам, Чили, Малайзия и другие. ВБ посчитал и рост мирового ВВП за указанный период – в 3,7 раза. И этот список ВБ делится как бы на две части – верхняя часть списка – это страны, у которых динамика выше среднемировой, то есть больше чем в 3,7 раза, а ниже – это те страны, которые имеют более медленные темпы экономического развития.
– То есть это такая медиана?
– Да, можно сказать, медиана, а можно сказать, что это динамика всей мировой экономики. Что самое удивительное – в нижней части списка находятся все страны, которые мы называем экономически развитыми: у США прирост ВВП за этот период составил 2,4 раза, у Канады – 2,2, у Австралии – 2,4, у Великобритании – 2,2 и так далее.
Средний показатель по всему ЕС – 2 раза. То есть ЕС тоже, можно сказать, стагнирует. А в самом низу списка находятся: Ямайка, Болгария, Греция, Бурунди, Зимбабве, Япония, ЦАР, Гаити, Грузия и Украина. Причем у Грузии на 2018 год ВВП составлял 97% от 1990 года, то есть ушел в минус, «отрицательный рост», как сейчас говорят. Хуже всего продемонстрировала себя Украина – 41% от 1990 года, и это еще 2018 год, до начала последних событий.
– Где в этом списке Россия?
– Россия, конечно, оказалась в нижней части списка – за указанный период ее ВВП вырос только в 2,5 раза. Соответственно, нетрудно понять, что доля РФ в мировой экономике снижается. В 1992 доля в реальном ВВП составляла 4,8%, в 2022 году – 2,9%. Почувствуйте динамику – Россия уходит на периферию мировой экономики.
Так вот, по показателю реального ВВП на первом месте Китай, на втором – США, а кто на третьем месте? Долгое время это место занимала Япония, но сегодня ее обогнала Индия – ее доля составляет 7,3%, а Япония откатилась на 4-е место, но ее доля только 3,7%. То есть разрыв почти в раза. Мы как-то не заметили, что Индия уже давно занимает 3-е место в мировой экономике. В 2022 году Индия имела прирост ВВП 7,2%, а у Китая было только 3%. Правда, у Китая были форс-мажоры, были вспышки ковида, Пекин ввел режим «нулевой терпимости» к ковиду, что парализовало на несколько месяцев функционирование значительной части китайской экономики, но, по оценкам МВФ, и в этом году у Индии темпы роста выше, чем у Китая, – ожидается 6,3% против 5%.
МВФ сделал прогноз на период до 2028 года включительно: у США средние темпы прироста будут примерно по 2% в год, у России – примерно 1% прироста, у Японии – 0,5%, у Китая постепенное затухание – к 2028 году будет 3,4% прироста, а у Индии ожидается один и тот же показатель – 6,3%. То есть Индия уже набирает вес. Иными словами, картина по реальному ВВП на 2028 год примерно такая: доля Китая – 15,5%, США – 14,5%, Индия – 8,8%. Обозначилась большая тройка, и разрыв между большой тройкой и другими странами очень большой.
– А как выглядит соотношение стран внутри БРИКС?
– Две страны – Китай и Индия – имеют очень серьезные темпы экономического роста, а три остальные – Россия, Бразилия, ЮАР – имеют темпы роста ниже среднемировых. Поэтому, конечно, позиции Китая, и особенно Индии, будут усиливаться, а у остальных ослабляться. По состоянию на 2010 год на Россию приходилось 12,8% совокупного ВВП стран БРИКС, а в 2028 году, если сбудутся прогнозы, доля России в группе БРИКС сократится до 7,8%.
– А как возникало это китайское экономическое чудо? Может ли на это рассчитывать Индия?
– Я занимался изучением этих экономических чудес – как правило, всегда есть какие-то инициаторы этих чудес. Если взять китайское чудо – у него имеется серьезная политическая подоплека, тогдашний Запад хотел укреплять и восстанавливать Китай, втягивать его в свою орбиту интересов, своего влияния, и где-то на рубеже 1970–1980-х годов Запад включил Китаю «зеленый свет» на мировых рынках. Китай стал быстро развиваться, потому что были все условия для наращивания экспорта, это была экспортоориентированная модель. 40 лет Китай ускоренно развивался, так как имел, мягко выражаясь, режим наибольшего благоприятствования для такого развития.
У меня есть такое подозрение, что сегодня коллективный Запад делает ставку на Индию, есть некоторые признаки, что она получает такой режим наибольшего благоприятствования, поэтому, скорее всего, прогнозы МВФ в отношении Индии сбудутся.
– То есть Индия может стать новой «мировой фабрикой» вместо Китая?
– Да, коллективному Западу нужна такая «мировая фабрика», сами они уже давно ничего не производят, поэтому у меня такое сильное подозрение, что Запад решил заменить Китай на Индию. Видно, что индийские компании получают льготные кредиты как по линии международно-финансовых организаций, так и по линии частных банков, да и таможенный режим благоприятный.
В общем, мне кажется, что Индия сегодня – это ремейк Китая начала 1980-х годов.
– Как тогда оценить прогноз Владимира Путина о том, что Китай станет первой экономикой к 2035–2050 годам? Тогда уж не Китай, а Индия?
– К сожалению, Владимир Путин иногда пользуется теми цифрами и текстами, которые ему подкладывают не очень грамотные консультанты и спичрайтеры. Ведь на тот момент, когда Путин озвучивал этот текст, Китай уже был первой мировой экономикой, опережая американскую экономику довольно серьезно. Поэтому говорить о прогнозе, что Китай станет первой экономикой, даже как-то неудобно.
Вполне вероятно, что Индия будет первой к тому времени. Естественно, сейчас такие экстраполяции делать достаточно сложно в связи с ситуацией в мире, но при прочих равных условиях Индия неизбежно стала бы первой экономикой мира.
Валентин КАТАСОНОВ, профессор
Записал Евгений ИВАНОВ
Накануне.ру