Кинотеатрам нечего показывать, но билеты подорожают.
Цены на билеты в кино сейчас выше, чем во времена официальных премьер голливудских блокбастеров, и неизбежно продолжат расти – на 25% уже к новому году, предупреждают владельцы кинотеатров. Других способов выживания у отрасли не осталось, признают они. Крупнейшие международные студии ушли из России и отозвали разрешения на показ своих фильмов. Из-за проблем с репертуаром, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), в стране в прошлом году закрылись 130 кинотеатров – в основном многозальных, в торговых центрах крупных городов. Взамен Фонд кино открыл более 100 кинотеатров в небольших городах – в них не менее половины репертуара должна быть отечественной.
В итоге сейчас, по данным АВК, в стране работает 2167 кинотеатров – почти столько же, сколько в 2021 году, когда отрасль кинопоказа восстановилась после пандемии. Правда, кинозалов в них по меньшей мере на 500 меньше, чем раньше, показало исследование Nevafilm.
По итогам года кинотеатры получат 35 млрд рублей кассовых сборов – это на 36% меньше по сравнению с лучшим для отрасли 2019 годом и как минимум на 5 млрд рублей меньше, чем нужно отрасли для нормальной работы, «а не выживания», поделился мнением председатель АВК, управляющий партнер крупной региональной киносети «Синема 5» Алексей Воронков на конференции «Медиабизнес». Причем 75% этих денег должно принести отечественное кино, продолжает он. Хотя кинотеатры по всей стране активно показывают новые голливудские картины по разным схемам – чаще всего по так называемому «предсеансовому обслуживанию», когда блокбастер идет в нагрузку к российской короткометражке, – для полноценной загрузки кинотеатров, особенно многозальных, не хватает массовых фильмов. На картины, входящие в топ-60 самых кассовых, приходится 80% сборов, объяснил Воронков. Кроме того, ощущается нехватка рекламы, которую раньше делали фильмам их прокатчики. «Теперь всё показываем втихую и даже не все посетители торгового центра, где мы работаем, знают, что у нас можно посмотреть нашумевшую Barbie или новый фильм «Миссия невыполнима», потому что приходится ограничиваться только афишами на входе и у нас в помещении», – рассказывает владелец кинотеатра в Подмосковье.
Пиратские показы приносят кинотеатрам 15–20% сборов, сошлись во мнении на конференции гендиректор крупнейшей в стране объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васянин и гендиректор российской кинопрокатной компании «Атмосфера кино» Вадим Иванов.
Чтобы выживать только на российском кино, кинотеатрам нужно в год 30–40 фильмов, способных собрать в прокате от 500 млн рублей каждый, причем несколько из них – более 1 млрд рублей, то есть необходимо выйти на уровень популярности «Чебурашки», считает Воронков. «Чебурашку» посмотрели 24 млн человек, он собрал в прокате 6,8 млрд рублей. Пока это очень высокая планка – в последние шесть лет за год выходило в среднем по шесть отечественных фильмов, способных собрать больше 500 млн рублей. В этом году, по оценке Воронкова, выйдет всего 55 отечественных фильмов, из которых четыре заработают от 500 млн до 1 млрд рублей, а три – не менее миллиарда. В прошлом году российских фильмов – «миллиардников» вообще не было.
Так что кинотеатрам придется выживать за счет повышения цен на билеты, следует из слов Воронкова. С 2021 года билеты уже подорожали на 22%, а к новому году цены повысятся еще на 20–25%, считает он. Это соответствует общему росту примерно в 1,5 раза с 2021 года. В начале октября, согласно системе учета данных о показе фильмов, средняя цена билета превысила 330 рублей; для сравнения: в 2021 году рекордной была цена 305 рублей за билет.
Это связано еще и с ростом издержек из-за инфляции, объяснил Воронков. Так, оборудование для кинопоказа сильно подорожало из-за девальвации и дефицита – например, популярный в кинотеатрах проектор Barco 20 за год прибавил в цене 88%. Окупить издержки без повышения цен на билеты у кинотеатров не получится – есть путь отказа от дорогих современных технологий, но он приведет к тому, что страна останется в стороне от современной киноиндустрии, признают участники рынка.