В России усиливается дефицит школьных учителей по ключевым предметам. Почти в половине регионов (35) не хватает преподавателей по математике, а в 31 субъекте признают проблемы с учителями русского языка.
Также в 29 регионах есть дефицит преподавателей английского и других иностранных языков, в 24 – литературы, в 21 – учителей начальных классов, а в 13 – физики. Такие результаты показал опрос РБК 85 регионов, из которых на вопросы издания ответили 40.
В опросе приняли участие Московская, Ленинградская, Тамбовская, Тюменская, Иркутская, Челябинская, Владимирская, Белгородская, Амурская, Архангельская области, а также Краснодарский и Пермский края, Санкт-Петербург, Москва и др.
Причина дефицита учителей заключается в том, что педагогами чаще всего являются молодые женщины, которые могут в какой-то момент уйти в декретный отпуск или решить продолжить образование, отметили в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области.
Потребность в учителях образовательные организации вынуждены закрывать, привлекая педагогов по внешнему и внутреннему совместительству, а также за счет молодых специалистов, студентов старших курсов педагогических вузов и учителей-пенсионеров.
До этого мониторинг общественного движения «Народный фронт» выявил открытые вакансии для учителей математики в 43,8% российских школ, а физики – в 22,4%. Наиболее остро нехватка учителей ощущается в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Воронеже, Туле, Волгограде и Челябинске.
«Сегодня в стране не хватает 250 тысяч учителей – не потому, что их плохо готовят, а потому, что они слишком быстро уходят из школы, – считает Олег Смолин, депутат Госдумы (КПРФ). – Реальные квалификация и напряженность труда не соответствуют уровню зарплат, даже в Москве. Поэтому мы должны начинать с материального положения педагогов. Побывал недавно в одной из омских школ, где пообщался с учителями. Для того чтобы получить 40 тыс. рублей в месяц, им приходится работать на двух ставках и брать классное руководство, а то и два классных руководства. При этом эта сумма меньше средней зарплаты по региону. То есть учитель полностью работает за двоих и не получает даже того, что должен получать за себя. Как только реальная зарплата учителя за ставку будет выше средней по региону, про кадровый кризис мы забудем! С начала осенней сессии в Государственной думе переносят раз за разом мои законопроекты, которые должны внести предложения по решению вопроса заработной платы и статуса педагогических работников. Доступное, качественное образование – залог национальной безопасности, мы не получим экономического прорыва без вложений в развитие человеческого потенциала».
Село Таремское – самой большой населенный пункт Павловского района Нижегородской области. Помимо дороги Нижний Новгород – Муром, которая проходит через село, главная его достопримечательность – школа. Там учатся 330 учеников. А вот точного числа учителей назвать никто не может: многие в последнее время увольняются, уходят, становятся репетиторами. «Не хватает в первую очередь учителей русского и математики, – рассказывает учитель истории и обществознания из села Таремское Дмитрий Казаков. – Я сам одно время вел в дополнение к истории и обществознанию еще ОБЖ и информатику, потому что учителей по этим предметам просто не было. Очень часто учителя из начальной школы ведут русский и математику в средней школе, хотя требования там совсем другие. Многие учителя работают на 2 ставки, то есть нагрузка в неделю – 36 часов вместо 18. Учителя шутят: на 1 ставку есть нечего, а на 2 ставки есть просто некогда».
Низкая зарплата – главное, что заставляет учителей брать увеличенное количество часов, повышая нагрузки. Выяснилось, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ – это суммы от 3420 до 9580 рублей. В 39% регионов оклады составляют 50–75% от минимума – от 9668 рублей в Курской области до 14 091 рубля в Томской. В 9% регионов оклады от 14 449 рублей до 16 157 рублей, как, например, в отнюдь не бедной Республике Татарстан.
«С 1 сентября нет учителей математики, русского языка и литературы. Ни одного урока алгебры и геометрии не было. На русский язык в сентябре приходила посидеть с детьми студентка. В октябре по русскому вообще никого нет на замену, также уволилась учитель биологии. Уроки рисования ведет социальный педагог. По факту дети приходят в школу каждый день и сидят в коридоре по два-три урока из семи», – делится в соцсетях мама школьников из подмосковных Люберец.
В Минпросвещения заверили, что «формирующийся кадровый резерв» из перспективных выпускников педагогических вузов позволяет «поступательно закрывать вакансии». По данным ведомства, в 2023 году в государственные педвузы подано 385 тыс. заявлений от абитуриентов, что на 33% выше показателя прошлого года.
Однако молодые специалисты, как правило, не идут работать в школы. Согласно данным «Актион образования», количество учителей в возрасте 20–30 лет в российских школах составляет около 10% от общего числа педагогов. Также дефицит наблюдается в возрастной группе 30–40 лет – число таких учителей не превышает 10,2% преподавательского состава.
Наиболее массовая группа – учителя в возрасте 40–50 лет: на них приходится 59% всех педагогов. Еще 31% – это учителя старше 50 лет.
В 2021 году глава Минпросвещения Сергей Кравцов говорил, что средний возраст учителя в школе составляет 45–47 лет. О дефиците молодых педагогов также говорила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, в 2023 году в системе общего образования трудилось более 1,3 млн педагогических работников. Но только 150 тыс. учителей были моложе 30 лет.
Согласно прогнозу Российской академии образования, к 2029 году в школах будут работать не более 6% учителей до 30 лет.