Николай АРЕФЬЕВ, депутат Госдумы (КПРФ):
Государственная дума рассмотрела основные параметры федерального бюджета на 2024 год и последующие годы. Минфин и фракция «Единая Россия» расхваливали бюджет на все лады, а лидер ЛДПР представил его как бюджет победы, и за него надо голосовать единогласно, а кто голосует против, тот против победы, тот против России!.. Вот как-то так!..
Фракции КПРФ и «Справедливой России» голосовали против представленного проекта бюджета, а вот означает ли это голосование «против России», давайте рассмотрим, а заодно и определим, какая победа, над кем и над чем заложена в проекте бюджета на 2024 год и кто против победы.
Логика первого аргумента. К 2022 году партия «Единая Россия» со своим сателлитом ЛДПР создали в России паразитическую модель экономики, которая почти ничего не производила и лишь распродавала природные ресурсы, по сути, доставшиеся им даром от Советского Союза. Но с началом военной операции заграничные «друзья» отказали в импорте России, и решено было заняться импортозамещением, то есть производить самим. Однако для того, чтобы производить самим, надо расширять производственную базу, а без инвестиций расширения не получится! Рост инвестиций, заложенный в бюджете – 2,3–3% это не рост, потому что он дает рост экономики 2,3%, а надо бы давать 15–20% в условиях войны. Внешние кредиты для предприятий запрещены санкциями, курс доллара разорителен. Высокая ключевая ставка делает кредиты внутри страны недоступными. Собственных средств у большинства предприятий нет. А бюджетные ассигнования на национальную экономику сокращаются, несмотря на инфляцию. За счет чего же расширять производственную базу? При такой ситуации импортозамещение замораживается, а развитие экономики останавливается. Спрашивается: чем побеждать будем? Китайским импортом? Это первое!
Как всегда на арену выходит тяжелая артиллерия аргументов – денег нет!
Но так ли это? Порассуждаем. Зачем деньги отчисляют в золотовалютные резервы, их объем достиг уже 570 млрд долларов, или 53 трлн рублей, не лучше ли хотя бы их часть направлять на инвестиции? Зачем возродили бюджетное правило и деньги из бюджета выгоняют в ФНБ, где уже 13 трлн рублей, изъятых из бюджета. Тогда не надо говорить, что денег нет! Их нет, потому что деньги из бюджета изымаются и отправляются куда угодно, но только не на развитие экономики. Чтобы пополнить бюджет, надо запретить вывоз капитала, принять предлагаемый КПРФ закон о прогрессивном налоге на сверхдоходы (2,3 трлн руб.). Ввести 30-процентный налог на вывоз капитала. Отменить все договоры об избежании двойного налогообложения. И многое другое. Но правительство не делает ни того ни другого и продолжает выгонять деньги из страны. Как это понимать? И логики здесь не видно никакой! Вот вам и бюджет победы!
Фонд национального благосостояния – 13 трлн и 53 трлн – золотовалютные резервы, огромные накопления, бери и строй заводы, фабрики, мосты, дороги! Но оказывается, это – «подушки» безопасности, и их трогать нельзя. Вообще-то говоря, это не «подушки», а перины, на которых протягивает ноги наша экономика. А в нормальных расчетах гарантией безопасности является сильная экономика!
При наличии таких огромных собственных средств правительство старается залезть в долги и использовать чужие деньги, при этом обслуживание долговых обязательств (уплата процентов) государству обойдется в 2024 году в 2,3 трлн рублей, а к 2026 уже запланировано 3,4 трлн рублей – это 22 годовых бюджета Волгоградской области. И это бюджет победы!!!
Скажите, это логично? Почему нельзя использовать собственные средства в тех же суммах и не платить проценты?
Правительство очень волнует инфляция. Да, собственно, в ней ничего хорошего нет! Но методы борьбы с нею заставляют удивляться.
Курс доллара прогнозируется на уровне 92 рубля. Можно его понизить? Можно, если установить валютный контроль. Но установили только для некоторых, а остальным распахнули все двери на вывоз капитала. Валюту вывозят, ее не хватает и цена на нее возрастает. С 2024 года растет импорт на 20,1%, следовательно, понадобится больше валюты. А ее нет! Произойдет скачек цен на валюту, а товары, купленные за дорогую иностранную валюту, будут на внутреннем рынке очень дорогими! Вот вам разогрев инфляции руками правительства. Кого оно хочет победить в этом случае? И какая логика заложена в этой ситуации?
Но это не все! Ситуацию усугубляют введение ввозного НДС, ввозных акцизов и ввозных пошлин. К этому прибавляются внутренний НДС и внутренние акцизы. Делается это для того, чтобы якобы уменьшить доходы импортеров и дать возможность отечественной экономике производить аналогичные товары. Только в этом случае суммы ввозных НДС, акцизов и пошлин надо возвращать в виде дотации на эти товары на внутреннем рынке либо прибавлять к доходам населения. Но этого не делается, и налоговые надбавки увеличивают цены на импортные товары. Вот она, рукотворная инфляция! Как назвать такую борьбу с инфляцией? Кого здесь победили? И где здесь логика?
Центральный банк с целью затормозить рост цен повышает ключевую ставку до 15% и оставляет ее на последующие годы на уровне 11,5–12,5%. Эта мера, как керосин в огонь, не только не останавливает рост цен, наоборот, повышает стоимость кредитов, эта стоимость включается в себестоимость продукции, чтобы сохранить рентабельность, в результате цены на отечественную продукцию также повышаются, спрос уменьшается, темпы роста промышленности снижаются.
Это борьба с чем? С промышленностью или ростом цен? Где здесь логические цепочки и где успех? И это называется бюджет победы? Над собственной экономикой?
Сейчас ключевую ставку задрали до 15%, а цены как росли, так и растут. Потому что методы борьбы не те. Чтобы цены не росли, нужно увеличивать товарную массу отечественных товаров. Чем больше товаров, тем ниже цены! Это закон рынка. У нас же, наоборот, тормозят рост экономики, чтобы товаров было меньше, и надеются на снижение цен. Где логика?
Ввели налоговый маневр и налог на добычу полезных ископаемых, при помощи которого освободили нефтегазовую олигархию от уплаты вывозной пошлины в размере 9,7 трлн рублей и взвалили эту обязанность на граждан России, покупающих бензин и ГСМ. Это бюджет победы над собственным народом!
Параметры бюджетной системы разработаны в ущерб регионам. Доходы бюджетной системы в 2024 году составят 65,8 трлн рублей, из которых на регионы приходится только 22,4 трлн рублей, или 12,4% ВВП. В последующие годы доля доходов регионов в ВВП сокращается до 11,9% при дефиците 22 млрд рублей. То же самое происходит и с расходной частью бюджетной системы. В объеме доходов бюджетной системы на долю регионов приходится 34% вместо 50%, положенных по бюджетному кодексу. Если исключить Москву с ее доходами в 4,3 трлн рублей, то остальным регионам достанется только 27% – чуть больше четверти!!! Есть в этом логика?
Кого победил федеральный бюджет? Победил регионы, а это вся Россия. Значит, федеральный бюджет победил Россию! Тогда вопрос на засыпку: если бюджет побеждает нашу экономику, тормозит развитие страны, надо такой бюджет принимать?
Не надо!
Бюджет можно будет принять, если не сокращать доходы регионов, где продолжается ликвидация учреждений здравоохранения и сокращаются штаты в народном образовании. Необходимо вернуть деление доходов хотя бы на уровне 55% на 45% между федеральным центром и регионами. Установить валютный контроль, то есть всю валютную выручку сдавать в ЦБ и выдавать валюту только на инвестиции. Отменить закон о невозврате выручки от продажи золота, хлеба, металлов. Не выдавать валюту беглым миллионерам. Отменить бюджетное правило и налоговый маневр. Активизировать импортозамещение.
Дотировать на внутреннем рынке импортные товары, которые облагаются налогами на ввоз. Отменить внутренний НДС на товары массового спроса. Понизить ключевую ставку ниже инфляции (это опыт развитых стран), убытки коммерческих банков от кредитования компенсировать за счет золотовалютных резервов. Установить государственный контроль над ценами некоторых товаров.
А по большому счету надо принять предложенный КПРФ бюджет развития, который по доходам составляет 53 трлн рублей и будет достаточным для решения всех проблем!
Н.В. АРЕФЬЕВ,
секретарь ЦК КПРФ,
первый заместитель председателя комитета
Госдумы по экономической политике