17 НОЯБРЯ 1948 года знаменитый на весь мир крейсер «Аврора» занял свое величавое и почетное место на Петроградской набережной, встав на вечную боевую вахту в городе трех революций. Однако его славный и насыщенный знаменательными событиями исторический путь начался задолго до осенних дней семидесятипятилетней давности.
Ровесник XX века, построенный на Адмиралтейских ветвях, корабль был спущен на воду 11 мая 1900 г. В этот век «Аврора» не только мужественно разделила все ключевые события эпохи, но и стала их настоящим символом. Стала для того, чтобы продолжить свой боевой поход и в веке XXI.
Закладка крейсера, названного в честь богини зари, была обусловлена обострившимися противоречиями с Англией и венчала собой серию из трех кораблей новейшего типа «Диана» с бронированной мастерами Ижорского завода палубой и боевой рубкой. В самом начале своего пути «Авроре» было уготовано первое серьезное испытание – переход через половину земного шара и вхождение в состав Тихоокеанской эскадры. Чтобы немного отвлечься от однообразия морской пучины, матросы даже завели на корабле экзотических животных. «Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела – они надувались, преображались на глазах», – описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге «Судьба высокая «Авроры».
Надо отметить, что с первых дней службы экипаж крейсера отличали высокая дисциплина, выучка, дружность и организованность. Пожалуй, не в последнюю очередь благодаря этому корабль смог с честью преодолеть все выпавшие на его долю испытания. А было их с избытком…
Следующим из них, безусловно, стала Русско-японская война и похоронившее 21 корабль печально известное Цусимское сражение, в ходе которого русская эскадра была сокрушительно разгромлена. «Аврора» сражалась храбро, выпустила по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 – калибром 75 мм и 320 – 37 мм, получила множество попаданий и повреждений, потеряла более десятка офицеров и матросов во главе с командиром корабля, но смогла уцелеть и вернуться на Родину. Примечательно, что экипаж крейсера шесть раз поднимал сбитый снарядами флаг, который, будучи изрешеченным, несмотря ни на что, продолжал развеваться. Так закалялся характер и революционный дух «Авроры», который она пронесет через века.
До событий Великого Октября корабль должен был пройти через горнило еще одной империалистической буржуазной войны, которая полыхнула в 1914 г. В ходе нее после ряда сражений ожидаемо потребовался капитальный ремонт, который и привел «Аврору» в 1916 г. к уже дышащему полной грудью революционным воздухом Петрограду.
Понимая, какую роль в предстоящих событиях может сыграть закаленная в боях, сплоченная и дружная команда корабля, командир крейсера значительно ужесточил порядок – были введены ограничения схода команды на берег, ежедневные осмотры всех запираемых после работ помещений, проявлено пристальное внимание к политическим активистам. Царский офицер тщетно старался уберечь экипаж от «разлагающей революционной пропаганды» жесткой дисциплиной и постоянной занятостью. Но время этих методов, время прогнившего насквозь старого мира, время буржуазной эксплуатации и насилия уходило безнадежно, и ничего в те дни уже не могло остановить прогрессивного народного гнева.
СОБЫТИЯ февраля 1917 как в стране, так и на «Авроре», развивались стремительно. Революционные матросы крейсера отказались подчиняться преступным приказам командира Никольского, за что были расстреляны им же из табельного оружия. Для защиты от бунта на палубе также были установлены пулеметы. Но перед десятками тысяч крестьян и рабочих, с красными знаменами пришедших к «Авроре», горстка царских офицеров была бессильна – с них сорвали погоны и справедливо отправили на свалку истории. С этих дней корабль по праву становится крейсером революции, которой еще предстояло прошагать нелегкий путь от Февраля к Октябрю.
В этот период почти ежедневно на «Авроре» проводились митинги и собрания, неуклонно росло число большевиков, несмотря на свирепствовавшее Временное правительство, по приказу которого часть экипажа за революционные настроения была помещена в «Кресты». В эти дни экипаж проходил настоящую закалку в классовой борьбе, но при этом в тяжелейших условиях продолжал обеспечивать ремонтные работы и нес боевую вахту. Понимая значение крейсера в предстоящем революционном восстании, команда решительно воспрепятствовала выходу корабля на ходовые испытания в Балтику и настояла на его стоянке в Неве.
«Аврора» осталась на боевом посту в те октябрьские дни, чтобы стать настоящим штабом революции и навсегда вписать свое имя в историю. Именно с ее борта было передано воззвание вождя мирового пролетариата В.И. Ленина «К гражданам России», именно ее орудие выстрелом возвестило о начале штурма Зимнего дворца, который завершился победой Великой Октябрьской социалистической революции, свергнувшей вековой гнет капитализма.
Сегодня в различных изданиях любят активно искажать роль событий революционного крейсера в октябрьские дни 1917 г. Самым полезным в этой ситуации, пожалуй, станет обращение к первоисточнику. В газете «Правда» от 9 ноября (27 октября) 1917 года было опубликовано следующее письмо в редакцию:
«Команда крейсера «Аврора» выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. …Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Председатель судкома А. Белышев, Секретарь С. Захаров».
При этом враги советской власти долго не могли простить «Авроре» вклада в победу Великого Октября. В 1917–1918 годах, как вспоминает бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге «Сто лет в списках флота», было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.
В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты «Авроры» балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать «Аврору». 30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и обезвредили его.
Сыграв колоссальную роль в революционных событиях, «Аврора» продолжала верой и правдой служить Отечеству. После окончания Гражданской войны она использовалась в качестве учебного корабля, комплектование которого проводилось как старыми судовыми специалистами, так и молодыми моряками-комсомольцами. Стоит ли удивляться тому, что именно крейсер революции под красным знаменем стал первым боеспособным кораблем Балтийского флота? Первым же «Аврора» отправилась и в заграничные походы. Экипаж посетил ряд европейских стран, став настоящим кораблем-дипломатом и завоевывая авторитет молодой Советской республики у иностранных государств. А колоссальный авторитет символа и непосредственного участника революции среди народа СССР был справедливо отмечен орденом Красного знамени.
***
Странички из книги Юрия Чернова
«Судьба высокая «Авроры»
17 ноября 1948 года крейсер ошвартовался у Петроградской набережной, пришел к месту вечной стоянки.
Памятники морской славы впечатляют по-особому. Кто стоял на Приморском бульваре в Севастополе у большого, тяжелого якоря, почти полтора века назад снятого с боевого корабля, не забудет ни этот якорь, ни скалу, словно вынырнувшую из волн, влажную от брызг. От нее устремляется вверх стройная колонна со словами, выбитыми на граните:
«В память кораблей, затопленных в 1854–1855 гг. для заграждения входа на рейд».
Кричат чайки, плещутся волны, безмолвно стоят люди. Бывают минуты, когда молчание может сказать больше слов. Люди знают о судьбе затопленных кораблей, знают и о судьбе матросов этих кораблей: они ушли на бастионы и преградили путь неприятелю…
А вот другой памятник, воздвигнутый в Ленинграде: два матроса с эскадренного миноносца «Стерегущий» открывают клапаны затопления, чтобы корабль не достался врагу.
Эсминец вел многочасовой неравный бой с шестью миноносцами и крейсерами противника. Когда из экипажа в живых остались двое, они исполнили свой трагически-гордый долг: открыли клапаны затопления. «Стерегущий» погрузился в морскую пучину…
Подвиги моряков отлиты в бронзе, высечены в граните. Эти памятники можно увидеть на ребристых скалах, у пенистых фиордов, на хмурых сопках, на берегах рек и морей.
«Аврору» тоже называют кораблем-памятником. Это одновременно верно и неверно. Мы привыкли к тому, что памятники неподвижны, что образы, воссозданные ими, живут лишь в нашем сознании.
По-иному сложилась судьба «Авроры». Чем-то, конечно, она сродни другим памятникам морской славы России, но во многом и отлична. Ее биография неповторима. Ее вечная стоянка – это вечное плавание по волнам времени.
Придите к Большой Невке, когда с Финского залива набегает хлесткий ветер, и увидите волны, бьющиеся о борт, увидите клочья черного дыма над трубами корабля: он дышит, работают его машины, под паром котлы.
В седоватой мороси утреннего тумана, хорошо знакомого ленинградцам, можно наблюдать группы людей, идущих по Петроградской набережной к памятному мосту. Они останавливаются у гранитного парапета и ждут. Чего они ждут?
Ровно в восемь утра вздрогнет корабельный колокол, качнется медный язычок, отбивая склянки, воздух наполнится сигналами горластого горна, и на юте, где замрут ряды авроровцев, по флагштоку поплывет флаг ордена Октябрьской Революции, Краснознаменного крейсера…
«Аврора» продолжает жить. Ее матросы овладевают военным делом и несут многотрудную службу: легко ли содержать в порядке корабль, ежедневно принимающий тысячи гостей?!
Корабельная приборка предполагает безупречную чистоту. Не случайно бытует притча о боцмане, который белоснежным носовым платком проверяет, как продраена палуба.
Почти все матросы на корабле со специальным средним образованием. Они легко входят в коллектив. Сравнение экипажа с часовым механизмом не будет большим преувеличением: колесики и шестеренки взаимодействуют без перебоев, надежно и точно. С кем бы ни свела вас судьба на корабле, у вас неизменно возникнет ощущение, что каждый на своем месте, на своем посту – от улыбчивого вестового Коли Лебедева до командира крейсера капитана I ранга Юрия Ивановича Федорова.
Представьте себе заботы хозяина дома, который изо дня в день посещают многие тысячи гостей. Приходят соотечественники. Приезжают делегации и туристы со всех концов мира. Одни запомнят открытое русское лицо и добрую улыбку командира, другие – беседу с ним, третьим, быть может, доведется познакомиться с моделями кораблей, изготовленными Юрием Ивановичем.
Корабли Федорова экспонируются во многих музеях страны. Созданная им маленькая «Аврора» искусно воспроизводит настоящую «Аврору», которой он посвятил лучшие годы своей жизни.
Главбоцман на крейсере тоже Федоров, однофамилец командира корабля Владимир Дмитриевич Федоров. Подростком он партизанил под Вышним Волочком, а девятнадцатилетним впервые ступил на палубу «Авроры». Владимир Дмитриевич уже отпраздновал полувековой юбилей. Так что авроровец он старый, но годы его не берут.
– Секрет молодости? Просто некогда стареть! – отшучивается Федоров. Служба не позволяет.
Боцман в классической маринистской литературе – фигура не очень привлекательная. На груди дудка, закручены кверху злые усы, грубый, грудастый, багрянощекий, с пудовыми кулачищами.
Облик Федорова опровергает классический образец. Он по-флотски подтянут, лицо удивительно приветливое, освещенное мягкой улыбкой. Может быть, поэтому приметили его киношники. Во всех фильмах, снимавшихся на «Авроре», участвовал и Владимир Федоров. Смеясь, он говорит:
– Думаете, я боцман, а я «кинозвезда». В «Залпе «Авроры» снимался, в «Капитане I ранга» снимался, да что перечислять – в семи фильмах снимался. Бывало, сутки несешь вахту, а потом – добро пожаловать на съемки!
– А в городе семья, квартира есть?
– Есть, конечно, – отвечает Федоров. – Но дом мой здесь…
Это характерно: авроровцы судьбой прикипают к своему кораблю.
Автор этих строк жил на «Авроре», из года в год бывал ее частым гостем, многое и многих видел своими глазами, еще больше узнал из рассказов офицеров и матросов.
Однажды по трапу на крейсер поднялся старик богатырского роста. Он шел не спеша – стройный, преисполненный достоинства. Взойдя на палубу, он отдал честь кормовому флагу, медленно прошел мимо судового колокола, заглянул в глаза встречному матросу, погладил бородку. Клинышек его посеребренной бородки был аккуратно подстрижен. Во всем облике этого могучего, рослого старика чувствовались прочность и основательность.
Кто же это так уверенно, как по собственному дому, проходит по крейсеру? Загадка открылась, когда гость спустился в корабельный музей. Он остановился у стенда с материалами о Цусиме, и достаточно было даже беглого взгляда на портрет матроса-электрика Андрея Павловича Подлесного, чтобы, не колеблясь, сказать: это – он! Он, спасший «Аврору» в Цусимском сражении! На стенде его Георгиевский крест, а рядом живой, мгновенно попавший в тесное кольцо посетителей Андрей Павлович! Сколько же ему лет? Откуда он появился?
Экскурсовод шепотом ответил:
– Без малого сто. Во всяком случае, девяносто пять, помню, отмечали… А живет на Сяськом целлюлозно-бумажном комбинате. От Ленинграда не очень далеко, но и сто лет не очень мало…
Другой эпизод, пожалуй, не менее характерен. На «Аврору» приехала киносъемочная группа Министерства обороны. Задумали документальный фильм о крейсере. И естественно, очень хотели, чтобы рассказ о корабле вел кто-нибудь из ветеранов, участников Октября. К тому времени из членов команды, служившей в 1917 году, в живых осталось тридцать шесть человек. Всем за восемьдесят. Судили-рядили – решили обратиться к Александру Соломоновичу Неволину. В октябрьские дни он командовал десантом авроровцев, штурмовавших Зимний. И жил сравнительно недалеко, в Киеве.
Ответ на телеграмму пришел в тот же день: «Буду завтра».
Режиссеры и операторы волновались: главному герою будущего фильма предстояло выдержать немалые перегрузки. Планировали, как бы потолковее построить работу, организовать съемки, чтобы Неволина не замучить. Между собой договорились: после дороги пусть дня два отдохнет. Старость не радость, девятый десяток не пустяк…
Поезд пришел утром. Сломав сопротивление встречавших, Александр Соломонович, даже не заехав в гостиницу, направился на корабль. Ступив на входной трап, он распрямился, вскинул голову. По палубе он уже не шел, а почти бежал. В одном месте, всматриваясь в аккуратные пластинки тика, остановился. Здесь в дни Февральской революции был смертельно ранен контрреволюционером Никольским матрос Осипенко. Неволин первым оказал помощь товарищу, понес его, окровавленного, умирающего…
И снова гость заспешил по палубе, сноровисто спустился по трапу в машинное отделение. Ему сказали: там операторы ведут съемки.
Неволин дышал учащенно. Трап есть трап. Корабельный фельдшер Иван Васильевич Шевченко придерживал гостя:
– Нельзя так, Александр Соломонович. Не бережете вы свою жизнь.
Неволин в ответ улыбнулся. Надо ли объяснять, что этот корабль и был его жизнью…
НО МИРНАЯ миссия крейсера длилась, к сожалению, недолго. С первых дней начала Великой Отечественной войны экипаж крейсера и его орудия встали на защиту колыбели трех революций – города Ленина. В тяжелейших боях за Ленинград крейсер стал важным звеном противовоздушной обороны Кронштадта, а снятые с него крупнокалиберные орудия стали артиллерийской батареей в районе Дудергофа. В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боев из 165 авроровцев вышли к своим только 26 моряков. Сегодня в память о подвигах «Авроры» в те лихие дни на Зеленом поясе Славы Ленинграда установлены мемориал «Морякам-Авроровцам», «Взрыв», «Боевой славы», «Залп Авроры». Благодарные ленинградцы по сей дней трепетно чтят и помнят подвиг героических моряков крейсера революции и всего Балтийского флота.
После войны крейсер был отремонтирован и встал на вечную стоянку на Петроградской набережной. С серпом и молотом и под Краснознаменным флагом, который ни разу не спускался перед врагом, крейсер «Аврора» продолжал служить народу – и как учебная база курсантов-нахимовцев, и как корабль-музей. За свои заслуги крейсер стал единственным в стране дважды орденоносным кораблем. Так, 22 февраля 1968 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознаменный крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской революции, став центральной составляющей самой награды.
Казалось бы, крейсер завоевал не просто всесоюзную, но и мировую славу, стал настоящим символом эпох, мирным трудом и ратным подвигом заслужил свою неприкосновенность, символизм и бесспорное величие, стал навечно кораблем номер один Военно-Морского флота России. Но омерзительные клещи предателей и изменников советской власти, ползущая мерзость антисоветизма и обезумевшие от вседозволенности олигархи сумели дотянуться и до брони крейсера.
Она храбро принимала на себя японские снаряды, достойно показывала свою прочность на морском театре Первой мировой, героически и самозабвенно защищала Ленинград в Великую Отечественную, но вынуждена была терпеть позор и смрад увеселительной тусовки современной российской элиты. На окропленной кровью сотен матросов, овеянной славой и мужеством нескольких поколений палубе крейсера под брызги шампанского, матерные песни эпатажного Сергея Шнурова и пьяные безумные ныряния в Неву с борта развлекались так называемые VIP-гости: миллиардер Прохоров, теледива Канделаки, банкир Тиньков, сбежавший после начала СВО за границу, и иже с ними. Надо ли говорить о том, что никто толком так и не понес за эту выходку заслуженного наказания?
Более того, вместо серьезных и предельно жестких мер, курс на деградацию, забвение и разруху был продолжен на этот раз на самом высоком государственном уровне. По инициативе бывшего министра обороны – «табуреточника» Сердюкова корабль был выведен из состава ВМФ и передан в музейное ведомство. Ни от одного врага в своей истории, пожалуй, «Аврора» не получила такого урона, как от буржуазно-олигархических представителей власти.
Но как и всегда бывало в критические моменты, на защиту крейсера встал обычный народ во главе с коммунистами, которые, несмотря ни на что, сумели отстоять «Аврору». Благодаря широкому общественном резонансу, самоотверженной работе Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова, дважды Героя Советского Союза С.Е. Савицкой, почетного работника Ижорского завода В.В. Белякова, за которыми стояли сотни тысяч неравнодушных ленинградцев, на «Авроре» был вновь поднят влаг ВМФ, и в кубрики корабля вернулся военный экипаж.
Кроме того, впервые за почти 40 лет «Аврора» прошла двухлетний капитальный ремонт, в ходе которого были проведены масштабные реставрационно-восстановительные работы на Кронштадтском ордена Ленина морском заводе. Символично, что велись они под строгим надзором коммунистов, а непосредственное участие в работах принимал сводный отряд современных комсомольцев со всей страны.
Тот июльский день 2016 года, когда величественная «Аврора» возвращалась из дока под разведенными мостами в светлом предрассветном сумраке белых ночей, запомнится мне на всю жизнь. Десятки тысяч ленинградцев, размашисто растянувшись на гранитных набережных, в один голос пели слова передающейся из поколения в поколение песни: «Что тебе снится, крейсер «Аврора?». Мурашки по коже и слезы на глазах вместе с непередаваемым чувством гордости за великую советскую эпоху навевали не только воспоминания и ностальгию. Они вселяли боевой оптимизм. Крейсер, преодолев все напасти и испытания, возвращается на свое законное место. Возвращается, чтобы на его палубе ежегодно 19 мая каждый год в дальнейшем принимали по полторы сотни красногалстучных пионеров. Возвращается для большой и крепкой дружбы с комсомольцами и коммунистами XXI века. Возвращается, чтобы даже на вечной стоянке продолжить свой боевой поход. Возвращается, чтобы не просто быть революционным символом и музеем для миллионов посещающих его со всего мира людей, но и вдохновить их на новые классовые победы, свершения и успехи. Вдохновить на борьбу за торжество идеалов Великого Октября, в которой мы обязаны одержать победу.
Егор МИХАЙЛОВ
Ленинград