Как России необходимо строить социально-экономический курс, какие предстоит совершить трудовые подвиги, чтобы преодолеть масштабные вызовы, изложил в своем выступлении в думском часе заявлений депутат фракции КПРФ Михаил Викторович Щапов.
– За последние два года наша страна показала невероятную способность противостоять внешнему давлению. Несмотря на санкции, наша промышленность адаптировалась, наше сельское хозяйство показывает рекордные урожаи, строительство – рекордный ввод жилья, военно-промышленный комплекс, преодолевая множество проблем, обеспечивает армию вооружением и боеприпасами. И все это благодаря простым рабочим, сотрудникам предприятий, бойцам на передовой, волонтерам – нашему народу, который проявляет невиданную стойкость и упорство в эти трудные времена.
Вместе с тем мы все прекрасно понимаем, что перед нами стоят новые масштабные вызовы, которые требуют не только стойкости, терпения и трудового подвига, но и совершенно иных подходов во всех сферах жизни, в том числе и в бюджетно-налоговой политике.
Нужно сказать, что и бюджет наш исполняется с огромным напряжением сил. Многие успехи – это результат тяжелого труда огромного количества людей, но есть и хорошая внешняя конъюнктура, которая позволила нам получить большой объем доходов как от нефтегазовых, так и от иных отраслей в прошлом году.
Но уже по итогам исполнения бюджета 2023 года мы видим, что нефтегазовые доходы просели почти на 25% по сравнению с 2022-м. И это тревожный звонок, который говорит нам о том, что благоприятная конъюнктура, скорее всего, заканчивается.
При этом, показатели, которые мы заложили в федеральный бюджет – 2024, более амбициозные. Доходы и расходы должны вырасти на 20% по сравнению с прошлым годом.
Однако уже сейчас на основе анализа исполнения бюджета 2023 года возникают серьезные сомнения насчет выполнения этих параметров. У нас сокращаются доходы и от нефти, и от газа, ценовых скачков не ожидается.
Мы очень надеемся, что рубль еще раз не рухнет в этом году. Все же совершенно неясно, с чего, вдруг, доходы от нефти и газа вырастут с 9 трлн, как было в 2023 году, до 15,5 трлн рублей в 2024-м.
Также не совсем ясно, каким образом будет обеспечен резкий, более чем на 3 трлн рублей, рост ненефнегазовых доходов, особенно в ситуации, когда Центробанк натурально препятствует подъему экономики высокой ставкой.
При этом можно быть твердо уверенными, что расходы останутся на принятом уровне, может, даже и вырастут. Деньги нужны на исполнение социальных обязательств, на обеспечение армии. В текущей ситуации, думаю, что ни у кого в этом зале не поднимется рука сократить эти расходы. Мы понимаем, что каждый рубль в бюджете должен пойти в дело. Возникает вопрос: готовы ли мы к тому, чтобы бороться за доходы бюджета, есть ли «план Б» на случай, если нефтегазовый сектор не даст нужный объем доходов, сможет ли страна собрать необходимые средства?
Наша фракция считает, что основная угроза бюджету сейчас – это недостаточный объем поступления доходов как от нефтегазового, так и от всех остальных секторов экономики, тем более что в последнее время мы стали раздавать слишком много льгот как целым секторам, так и отдельным предприятиям.
Из последнего можно назвать предложение об освобождении от уплаты налогов доходов паевых инвестиционных фондов, возникающих вследствие выделения заблокированных активов. Или – новый вид инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций при расходах на капитальные вложения, осуществленные в рамках соглашения о реализации инвестиционных проектов. Или – освобождение от уплаты налогов на доходы физлиц в отношении доходов такой «бедной» категории, как старатели, когда они продают добытое ими золото. Или – многочисленные льготы и послабления для резидентов специальных административных районов, которые и так вынуждены бежать из западных юрисдикций в Россию под давлением санкций. Зачем мы им даем льготы?
Было бы правильнее провести полный анализ: кому и какие льготы установлены, какой получается объем выпадающих доходов бюджета и какой экономический эффект достигнут?
Нашей главной задачей должна стать работа над качеством бюджетно-налоговой политики, над ускоренным экономическим ростом и повышением качества жизни наших граждан, особенно беднейшей их части.
У нашей партии КПРФ есть целый комплекс предложений в этой сфере. О некоторых из них мы уже неоднократно говорили. Это, например, введение более крутой, чем сейчас, прогрессивной ставки налога на доходы физлиц, которая позволит дополнительно привлечь в бюджет от 1,5 трлн рублей и выше без какого-либо ущерба 99% населения и экономике.
Есть целый комплекс и других предложений.
Необходимо пересмотреть Налоговый и Бюджетный кодексы, чтобы исключить из них тормозящие экономику положения. Например, отменить бюджетное правило и нефтегазовые доходы оставлять полностью в бюджете. В прошлом году почти 1 трлн рублей ушло в Фонд национального благосостояния, что больше, чем вся программа развития беспилотной авиации до 2030 года в стране, а беспилотники нам нужны сейчас и очень сильно.
Отменить налоговый маневр. Только в январе этого года бюджет отдал нефтепереработчикам примерно 140 млрд по демпферному механизму. Если пойдет в том же темпе, то к концу года сумма составит 2 трлн рублей, почти вся прибавка по нефтегазовым доходам уйдет в карманы нефтеперерабатывающих компаний.
Мы предлагаем более жестко регулировать рынок с помощью ввозных и вывозных таможенных пошлин, стимулируя, таким образом, целевые отрасли промышленности и повышая нагрузку на экспортеров ресурсов.
Ввести единую инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиционных процессов в России, все многочисленные мелкие льготы отменить.
Необходимо пересмотреть механизмы формирования акцизов на бензин и дизельное топливо, которые приводят к постоянному росту цен на ГСМ и инфляцию, вплоть до их отмены.
Нужно рассмотреть полную отмену налога на добычу нефти и газа с заменой его на повышенные таможенные пошлины и более жесткий контроль за ценообразованием в отрасли. Бюджет должен получать с иностранных потребителей, а внутренняя переработка должна выдавать более дешевые бензин, дизель, масла, нефтегазохимию для нужд народного хозяйства.
Необходимо поддержать регионы, перестать их загонять в долги, регионы необходимо поддерживать только дотациями и субсидиями на безвозвратной основе.
Необходимо ликвидировать НДС, он приводит к удорожанию отечественной продукции от 10% до 20% и делает ее неконкурентоспособной, тормозит производство, развивает инфляцию и коррупцию.
Необходимо пересмотреть ставки налога на имущество и земельного налога. Нагрузка по ним постоянно растет, малый бизнес и сельское хозяйство ее просто не выдерживают, эти налоги уже уничтожили тысячи предприятий и сократили в личных подворьях выращивание овощей, картофеля и других культур.
Нужно изменить порядок уплаты этих налогов, ввести государственное регулирование путем введения критериев оценки стоимости конкретных земельных участков и объектов недвижимости.
Пора освободить от налогообложения личные дачи и личные подсобные хозяйства граждан.
Пора отменить платежи по системе «Платон». Ситуация, когда водители платят трижды – «Платон», акциз на бензин и транспортный налог, – ненормальная.
Требуется снизить ставки утилизационного сбора на автомобили, люди не могут платить по 0,5 млн рублей за автомобиль стоимостью 1 млн. Это тоже ненормально. В целом нужно навести порядок в утилизационном сборе. Сначала покупатели платят утиль-сбор, который продавцы включают в цену товара, потом эти же покупатели платят за вывоз мусора. Двойная нагрузка, которую несет не бизнес, а простые граждане!
Необходимо ввести государственную монополию на производство и реализацию спиртосодержащей продукции и табака, что даст еще около 1,5 млрд рублей.
Необходимо введение налогов на сверхбогатство, чтобы эта мера и упоминавшаяся прогрессивная шкала НДФЛ привели вплоть до выравнивания до плоской шкалы взносов в фонды.
Необходимо ввести дополнительные налоги на роскошь, сверхпотребление олигархов и чиновников неуместно в нынешней ситуации.
Все, что тратится на роскошь, должно быть изъято в пользу наших граждан!
Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагаем и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенно-налоговой политики.
Все эти наши предложения разрабатывались годами, проверены экспертами, являются требованием самой жизни. Возможно, сейчас некоторые предложения нашей партии вызовут критику и несогласие, но это не проблема. Многое из того, что предлагала КПРФ, поначалу вызывало ожесточенное сопротивление, но в итоге было принято.
Пример тому – работа нашего товарища, председателя комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Михайловича Харитонова. 20 лет регионы ждали принятия закона «О северном завозе». И вот он принят благодаря совместным усилиям депутатов разных фракций, министерств, ведомств, при координирующей роли Николая Михайловича. 3 млн человек в районах Крайнего Севера теперь будут получать продукты и все необходимое в рамках федерального закона в плановом порядке. Николай Михайлович был одним из первых, кто начал говорить о необходимости арктической ипотеки, и сейчас это решение уже принято на уровне президента.
Растет эффективность экономических механизмов на Дальнем Востоке, «дальневосточного» и «арктического» гектара, расширена доступность авиационного сообщения на Дальнем Востоке, решен вопрос с компенсацией расходов на поездку пенсионерам-северянам к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом. Это пример того, как можно добиваться поставленных задач, не опускать руки, требовать и работать над решением проблем наших граждан.
В заключение скажу следующее.
Мы, КПРФ, – оппозиционная партия, мы критикуем правительство и чиновников, и делаем это ради того, чтобы наша страна была сильной и уважаемой, чтобы наши граждане жили в достатке и благополучии, чтобы у нашего народа было будущее и одна большая, объединяющая идея. Поэтому мы всегда готовы к обсуждению наших предложений, к ответной критике и дискуссии. Мы также готовы брать на себя ответственность за нашу страну.
Михаил ЩАПОВ, депутат Госдумы (КПРФ)