(К 710-летию со дня рождения С. Радонежского)
В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры Отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.
В зависимости от политических убеждений можно по-разному оценивать роль православия в жизни российского государства на протяжении его тысячелетней истории. Однако по-настоящему образованному русскому человеку невозможно отрицать ее значение в формировании нравственных основ российского общества и становлении России как великой державы. Даже в советское время, когда у православной церкви были очень сложные взаимоотношения с официальной властью, она показала образцы преданности государству, исповедуя постулат «нет власти не от Бога». В годы Великой Отечественной войны Русская православная церковь (РПЦ) призвала народы страны к священной войне против гитлеровских захватчиков. 22 июня 1941 года, в первый день войны, совпавший с днем поминовения всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий, патриарший местоблюститель, выступил с посланием к пастырям и пасомым Христовой православной церкви. В своем послании он разоблачил звериную сущность фашизма и призвал верующих на защиту Отечества от «жалких потомков врагов православного христианства». В январе 1942 года митрополит Сергий направил специальное послание духовенству и верующим, оказавшимся на оккупированных территориях СССР, заявив о поддержке всеми средствами партизанского движения, и осудил сотрудничество с немецко-фашистскими захватчиками. Подлинным примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сентября 1941 года – 18 января 1944 года). Ленинградский митрополит Алексий (Симанский, впоследствии патриарх Московский и всея Руси) служил литургии в Никольском Морском соборе и других храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. На танковом заводе в Челябинске были построены на денежные средства Русской православной церкви 40 танков, которые митрополит Николай 7 марта 1944 года от Московской патриархии передал Красной армии. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Председатель ГКО и верховный главнокомандующий Сталин незамедлительно ответил местоблюстителю патриаршего престола Митрополиту Сергию: «Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 млн рублей на строительство колонны им. Дм. Донского, мой искренний привет и благодарность Красной армии».
Сегодня Русская православная церковь воспитывает граждан России в духе уважения к русской истории, культуре и семейно-нравственным ценностям русского народа. Например, в концертах мужского хора Сретенского монастыря наряду с духовными произведениями исполняют русские народные и советские песни. В интервью газете «Аргументы и факты» руководитель хора Н. Жила отмечал: «Мы включили советские песни в свой репертуар с подачи нашего наместника владыки Тихона. Для меня это было очень необычно. Я из церковной семьи. А в ней существовало некое сопротивление всему советскому. И советская песня в церковной среде воспринималась, скажем так, настороженно. Но владыка Тихон сказал замечательную вещь: «Для многих поэтов и композиторов советская песня была продолжением молитвы».
Отмечая роль православной церкви в формировании нравственных основ российского общества и становлении России как великой державы, нельзя не вспомнить в наши дни такую яркую фигуру, как Сергий Радонежский, которому в 2024 году исполнилось 710 лет со дня рождения. Он, согласно церковному календарю, родился 3 мая 1314 года и впоследствии стал выдающимся подвижником Русской православной церкви и основателем Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) – – духовного сердца России. Он вел аскетический образ жизни и почитался современниками выше князей и правителей. Сильные мира сего, приходя к монаху Сергию за советом, кланялись ему в пояс.
Место его рождения – Ярославская земля, село Варницы под Ростовом Великим. Отец его, боярин Кирилл, служил у ростовских удельных князей. После присоединения Ростовских земель к владениям князя Московского Ивана Даниловича Калиты в конце 1320-х – 1330-х гг. родители будущего святого Кирилл и Мария переселились со своими тремя сыновьями, Стефаном, Варфоломеем и Петром, в село Радонеж (ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области). Первый биограф С. Радонежского, его ученик Епифаний Премудрый, сообщает, что на сороковой день после рождения родители понесли младенца в церковь, чтобы совершить обряд крещения. В соответствии с церковным обычаем, он получил имя Варфоломей в память святого апостола Варфоломея. На седьмом году Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали в церковную школу для обучения грамоте. В те годы в боярских кругах считалось, что учеба в школе – дело почетное. Овладение грамотой позволяло читать и понимать Библию и другие священные книги. Учеба поначалу не давалась Варфоломею, несмотря на великое усердие мальчика. Ночами он сидел над книгами. За неумение читать тексты учитель его наказывал, а товарищи по школе смеялись над ним. …Однажды по заданию отца он отправился в ближайший лес искать убежавших лошадей. В ходе поисков наткнулся на поляну, где увидел под дубом старца-схимника, который усердно молился. Схимник, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» С глубоким волнением Варфоломей поведал ему о своем горе и попросил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Выслушав внимательно Варфоломея, схимник помолился и дал ему частицу просфоры. Велел ему съесть ее, сказав при этом: «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует хорошее знание грамоты, больше, чем у твоих братьев и сверстников». С этого времени Варфоломей мог читать любую священную книгу без запинки и не испытывал трудностей в учении.
В отроческом возрасте в душе Варфоломея появилось желание посвятить себя монашеской жизни. Он начал поститься и от всего соблазнительного в пище воздерживаться. По ночам часто бодрствовал и усердно молился. Отец с матерью отговаривали его от таких поступков, но он умолял их не мешать ему. Своим отроческим умом он понимал, что в человеке есть такие телесные и психические страсти, которые следует вовремя укрощать, чтобы, став взрослым, достойно служить Богу. В двадцатилетнем возрасте он решил постричься в монахи. Отец и мать попросили его подождать, пока не умрут, поскольку два его брата – Стефан и Петр – женились. Родители говорили ему: «Послужи немного нам, родителям своим, а когда похоронишь, то сможешь исполнить и свое желание».
Варфоломей в 23 года принял от игумена Митрофана постриг под именем Сергий. В тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. После смерти родителей он немедленно удалился в лесную чащу вдали от дорог, сложив там деревянную церковь во имя Святой Троицы, и стал жить в полном уединении, в окружении диких зверей, которые, однако, не трогали его. Один медведь даже повадился ходить к жилищу святого, и тот кормил его хлебом прямо из рук. Через несколько лет к преподобному Сергию стали стекаться иноки, искатели безмолвия. Образовалась обитель, которая оформилась затем в Троице-Сергиев монастырь. Сергий своим личным примером показывал смирение и трудолюбие. Он поставил за правило, чтобы иноки жили исключительно результатами своего труда, не надеясь на подаяния. Его подвижничество было по достоинству оценено современниками. К нему в обитель обращались все: от крестьян до князей. Монастырь, где пребывал Сергий, рос и богател, но сам он продолжал оставаться простым игуменом, кротким наставником, но если нужно, то и судьей. Сам Вселенский патриарх Филофей хвалил его за благочинное житие и посоветовал Сергию восстановить в монастыре строгое общинножитие. Известно, что еще во второй половине XI века преподобный Феодосий ввел общинножитие в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав предполагал общую трапезу, одинаковую одежду, отсутствие личных вещей в кельях, разветвленную систему хозяйственных послушаний, активную благотворительность. Преподобный Феодосий лично следил за тем, чтобы иноки не привязывались к вещам, не вели пустых разговоров и слушались игумена. После смерти Феодосия 3 мая 1074 года в обители постепенно появилось разделение на богатых и бедных, некоторые иноки стремились жить лучше других. Монах из знатного рода мог жить фактически зажиточно, а инок из бедного сословия – голодать. Члены таких обителей жили отдельно друг от друга и виделись лишь на богослужении в церкви. Отсутствовало духовное наставничество и общинный дух. В период монгольского ига общинножительные монастыри как основа монашеской жизни почти исчезли. В монастырях господствовало особножительство. Исследователи Русской православной церкви считают, что благодаря подвижнической деятельности Сергея Радонежского к периоду 1364–1376 годов возрождается в монастырях общинножитие вместо особножительства. Все началось с того, что Сергий Радонежский ввел в Троицком монастыре общежительный устав, который в дальнейшем через его учеников и последователей распространился и стал доминирующим в русских монастырях. Проведение общежительной реформы вызвало недовольство у части братии («яко не хотети Сергиева старейшинства»). К тому же претензии на главенство предъявил и старший брат Сергия Стефан, с которым они вместе начинали пустынническую жизнь. Чтобы избежать конфликта, Сергий (как потом оказалось, временно) покинул обитель. В 1358 году святой основал Благовещенский монастырь близ города Киржач на территории современной Владимирской области. Через некоторое время Сергия упросили вернуться в родную обитель и вновь стать игуменом.
Необходимо отметить, что развитие монашеской жизни – это своеобразный барометр внутреннего состояния средневекового русского общества. Фигура Сергия Радонежского олицетворяла собой новый идеал иноческого уклада, ведь он начинал свой путь именно как монах-пустынник. Если ранее все монастыри возникали в городах или под их стенами, то новые монастыри все чаще возникали в пустынной, мало освоенной местности и сами становились центрами притяжения. Духовно-хозяйственный ландшафт Северо-Восточной Руси стал преображаться! Этот процесс получил название «духовной и хозяйственной колонизации» новых территорий будущей России. Огромное количество земель было освоено вдали от городов, что имело значение не только для культуры, но и для развития сельского хозяйства возрождающейся страны. Русские монастыри представляли собой форпост обороны от внезапных нападений захватчиков: за их мощными стенами находили убежище жители окрестных деревень. Заметим, что они становились одновременно местом сосредоточения письменной культуры того времени. С того времени монастыри начали превращаться не только в оплоты защиты от иноземного врага, но и в центры хозяйственной жизни, русской культуры и духовности. Монастыри вели немалую просветительскую и миссионерскую среди нерусского населения, содержали библиотеки, учебные заведения, богадельни и странноприимные дома (приют для бездомных бедняков).
Целиком погруженный в подвижническую жизнь, Сергий Радонежский был совершенно лишен амбиций в церковной карьере. Он долго сопротивлялся монастырской братии, которая требовала от него принять сан игумена. Только тогда, когда они ему заявили, что если он не примет сан, то уйдут от него, он согласился стать игуменом. Московский митрополит Алексий, находясь в тесной дружбе с Сергием, перед смертью уговаривал его возглавить митрополию, но тот решительно отказался от кафедры митрополита. Так в глазах православных он до конца своей жизни оставался «Игуменом земли Русской». Василий Ключевский отмечал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч». Скромному игумену суждено было обрести бессмертие не только в церковной, но и в светской истории Российского государства. В начале XIII века Киевская Русь, распавшись на несколько десятков княжеских государств, оказалась легкой добычей татаро-монгольских завоевателей. На 250 лет русские княжества попали в полную политическую и экономическую зависимость от ханов Золотой Орды. Бедственное социально-экономическое положение русских людей усугублялось тем, что многие князья, холопствуя перед Золотой Ордой, дрались между собой за получение ярлыка, то есть за право быть первым князем на русской земле. Начиная с Ивана Калиты обладание ярлыком окончательно закрепилось за московскими князьями. Это право было подкреплено церковной властью: из Владимира в Москву переехал жить митрополит, придав последней статус церковной столицы. Владение ярлыком позволяло московским князьям от имени Золотой Орды в централизованном порядке собирать дань с русских княжеских земель. Благодаря этому на многие десятилетия прекратились набеги ханов Золотой Орды на Русь с целью сбора дани. По выражению выдающегося русского историка В. Ключевского, «татарские опустошения прекратились, и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле». В этих условиях выросло поколение русских, которое начало отвыкать от страха ордынского, от власти «тупого башмака Батыя» (Н. Рубцов). Под началом московских князей в изощренной борьбе с правителями Золотой Орды пошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы как нового политического центра Руси. «Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем древней Руси митрополитом Петром (начало XIV века). Еще в мрачное время татарского ига, когда «ниоткуда не поступал луч надежды, он, по преданию, пророчески благословил бедный тогда городок Москву как будущую церковную и государственную столицу Русской земли» (В. Ключевский). Это историческое движение, в которое внес немалую лепту и Сергий Радонежский, завершилось созданием в начале XVI века нового, после гибели Киевской Руси, государства под названием Россия.
Сергий Радонежский, воздействуя на самые загрубевшие и ожесточенные в междоусобных войнах сердца русских князей, «тихими и кроткими словами» примирял их. Он убеждал их подчиниться объединительной линии великого московского князя Дмитрия Донского, у которого он был духовником. Сергий Радонежский по просьбе великого московского князя Дмитрия Донского отговорил «суровейшего» рязанского князя Олега Ивановича от войны с Москвой. В 1374 г. в Переяславле (ныне г. Переславль-Залесский Ярославской области) он крестил сына великого Московского князя Дмитрия Ивановича – Юрия. Это событие произошло во время большого съезда многих русских князей и бояр, на котором было принято решение о совместной борьбе с золотоордынским правителем Мамаем. На момент решающего сражения с татаро-монгольским войском под руководством Мамая на Куликовом поле (1380 г.) почти все русские князья благодаря подвижническим деяниям Сергия Радонежского признали политическое и духовное главенство Москвы. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской в сопровождении князей и бояр заехал к Сергию, чтобы получить от него благословение. «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником. Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш», – – сказал игумен. Этот эпизод подробно описан в «Сказании о Мамаевом побоище». Великий старец предрек победу русскому оружию и спасение от смерти московскому князю. Он отправил с ним на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владевших оружием, – Пересвета и Ослябю. «Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Дмитрий выехал из обители с новою и более сильной надеждою на помощь неба. Сам же преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Один из выдающихся писателей русского зарубежья, историк Б. Зайцев в своей книге «Преподобный Сергий Радонежский» написал: «В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». После победы на Куликовом поле московский князь Дмитрий Донской с еще большим благоговением относился к Сергию. Когда возник вопрос об узаконивании нового порядка престолонаследия в целях укрепления государственной власти («от отца к сыну» вместо принципа «от брата к брату»), он пригласил Сергия, чтобы тот своим духовным авторитетом скрепил княжеское завещание. Новый порядок престолонаследия пришел на смену способствовавшему распрям и раздробленности лествичному праву (передаче наследных прав сперва по горизонтали – между братьями, а лишь затем по вертикали – между поколениями). Подобный поступок Сергия Радонежского свидетельствовал о нем как о великом и прозорливом государственном муже, который заботился о политической стабильности на Руси. Он прекрасно понимал, что главный ее враг – внутренняя смута, расколы и раздробленность, а не только внешняя угроза. Именно в условиях сильной вертикальной власти, то есть централизованной, отсутствуют смуты и распри между территориями государства. Это можно увидеть на примере гибели Киевской Руси, которая в результате потери «вертикали власти» распалась в середине XII в. на 15 княжеств, вначале XIII в. их стало уже около 50. В ходе возникших смут в начале XVII века в результате смерти последнего из рода Рюриковичей царя Федора Иоанновича и в ходе отречения 5 марта 1917 года царя Николая II, Россия как государство на некоторое время исчезала. В этом отношении становится понятным, почему В.В. Путин, став президентом РФ, первые шаги в своей государственной деятельности начал с укрепления «вертикали власти».
Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский умер 12 сентября 1392 года. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации. В церковной литературе нет документа о том, когда и кем было установлено почитание его как православного святого. Историк православной церкви Е. Голубинский (конец ХIХ века) отмечал: «Сергий сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». В 1940 году папа Пий XII признал возможность почитания православного русского святого католиками всего мира, а с середины XX века имя Сергия Радонежского включили в богослужебный календарь римско-католической церкви. Сергия Радонежского почитают как духовный идеал всего русского народа, а за рубежом часто называют его ангелом-хранителем России. К мощам святого в Троице-Сергиевой лавре приезжают паломники со всего света. Его память отмечается 18 июля (День обретения мощей) и 8 октября (преставление).
В наши дни Сергий Радонежский – один из самых почитаемых русских святых, в честь которого построено наибольшее количество храмов. Примером своей жизни, высотой своего духа он поднял дух русского народа, пробудив в нем веру в будущее в суровое время монгольского нашествия. Его имя было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от него традиция внутренней духовной свободы является для русских и других народов России высшей нравственной ценностью. Его заветы – христианская любовь к ближнему, нравственное совершенствование путем отречения от светских соблазнов, разрешение даже самых острых мирских и политических конфликтов в русском обществе не силой оружия, а праведным словом – стали идеалами в русской культуре и дипломатии. К заслугам Сергия Радонежского относят умение своими наставлениями влиять на политический ход истории. От него пошло на Руси понимание, что политическая власть крепка тогда, когда держится на силе нравственной, когда она смотрит на народ не как на объект использования его в своих интересах, а вместе с ним решает задачи, выдвинутые обществом или государством. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.
P.S. В страшный для Москвы октябрь 1941 года, когда немцы были в нескольких десятках километров от столицы, выдающийся русский и советский художник М. Нестеров, автор знаменитых картин, посвященных С. Радонежскому, решительно отказался ехать в эвакуацию. Он, глубоко веривший в силу духа, мужества и стойкости народа, считал, что Москва приготовит немцу могилу. Он написал полную оптимизма статью, которая немедленно по приказу А. Щербакова, первого секретаря Московского горкома ВКП(б), была передана по радио. Главный ее смысл передают следующие строки: «Более пятисот лет тому назад в ее пределах явился восторженный отрок, затем юноша, а позднее мудрый старец. Его знала земля московская от князя Дмитрия Донского до последнего крестьянина, верила ему, – то был Сергий Радонежский. Куликовское побоище решило судьбу Москвы, а с ней и народа московского… Москва до сего дня осталась символом победы и одоления над врагом. Она, и только она, зримая и незримая, приготовит могилу врагу». Насколько слова великого русского, советского художника оказались провидческими. Уже через два месяца, в декабре, гитлеровский блицкриг по захвату столицы потерпел позорное поражение: В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100–250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей. План «Барбаросса» был похоронен окончательно. Прославленный маршал СССР, руководитель операции по разгрому немцев под Москвой, Г.К. Жуков, писал в книге «Воспоминание и размышление»: «Красная армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом. До этого советские Вооруженные силы уже осуществили ряд серьезных операций, замедливших продвижение вермахта на всех трех главных направлениях его ударов. Тем не менее, они по своим масштабам и результатам уступают великой битве у стен советской столицы».
В.И. КОРНИЛОВ,
доцент, к.э.н., лауреат премии «Слово к народу
г. Ярославль
В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель.
«Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, прихождение в себя после долгого омрачения. Это начало нового пустынножительского подвижничества, существенно отличающегося от древнерусского дотатарской эпохи, это прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту».
Филолог Виктор Топоров, чьи слова вы только что прочитали, считал преподобного Сергия человеком, изменившим русскую церковь и русскую историю.