Захват заложников в ростовском СИЗО
Минувшие выходные запомнятся не только дипломатической клоунадой в швейцарском Бюргенштоке, где некоторые западные лидеры демонстративно, но в целом безуспешно проталкивали «формулу мира» Зеленского.
Резонансные события разыгрались и в ростовском СИЗО, где шестеро заключенных, содержавшихся в одной из камер, захватили в заложники инспектора-надзирателя и оперативного сотрудника ФСИН. Действия этой шестерки, впрочем, также оказались демонстративными и в целом безуспешными. Демонстративными – потому что датой нападения было избрано празднование Курбан-байрам, а безуспешными – в силу печального финала для самих террористов.
Вооружившись перочинным ножом, пожарным топором и резиновой дубинкой, они каким-то образом надели наручники на одного из офицеров, после чего потребовали транспорт. Служебным огнестрельным оружием им, правда, завладеть не удалось. В связи с чрезвычайным происшествием в регион незамедлительно выехала группа сотрудников центрального аппарата ФСИН для проведения проверки. Были начаты переговоры по спасению заложников. В ходе проведения специальной операции преступники были ликвидированы. Взятые в заложники сотрудники ФСИН не пострадали, их состояние оценивается как удовлетворительное. Во время случившегося учреждение продолжало функционировать в штатном режиме.
Что хотели добиться своими действиями преступники? В ближайшее время это выяснится. Известно, что среди них были члены ИГИЛ – запрещенной в России международной террористической организации. В декабре 2023 года трое – Шамиль Акиев, Тамерлан Гиреев и Азамат Цицкиев – были признаны судом виновными в совершении преступлений террористической направленности, в том числе в подготовке подрыва здания Верховного суда Карачаево-Черкесии. За свои действия Гиреев и Акиев были приговорены к 18 годам лишения свободы, Цицкиев – к 18,5 годам.
По некоторым данным, захват заложников преступники готовили несколько месяцев. Находясь в разных камерах, они смогли установить между собой связь. В ходе проведенного в СИЗО обыска был изъят ряд запрещенных предметов, в том числе средства мобильной связи. Как они туда попали – вопрос к руководству учреждения, для ответа на который, возможно, потребуется проведение масштабной проверки. И отдельный вопрос: координировались ли действия преступников извне? Думается, что следствие в скором времени обязательно даст на него ответ.
Примечательно, что в регионе на фоне произошедшего были предприняты попытки организации провокаций. Как сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, в его телеграм-канал «массово стали приходить провокаторы с явными антироссийскими настроениями и попыткой раскачать межнациональную тему. Позже часть телеграм-сообщества подхватила тему, и превратила это во флешмоб». Вне всякого сомнения, все провокаторы должны быть установлены, а их действиям дана надлежащая правовая оценка.
Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин уже поставил на контроль в центральном аппарате ведомства расследование обстоятельств захвата заложников в ростовском СИЗО. Следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 206 УК РФ.
Подводя промежуточные итоги, нельзя не отметить, что этот вопиющий случай вряд ли можно считать чистой случайностью. Когда в учреждении ФСИН – подчас на фоне острой нехватки сотрудников – среди подследственных и осужденных формируются террористические ячейки, имеющие в своем распоряжении мобильные средства связи, то это чревато далеко идущими последствиями.
Скорее всего, ведомству следует как можно скорее сделать глубокие выводы из произошедшего и, как минимум, серьезно активизировать работу по профилактике экстремизма. В противном случае впору говорить о том, что оно не в полном объеме справляется с возложенными на него задачами и нуждается в реорганизации.
Дмитрий ГОРБУНОВ