Швейцарская конференция по умиротворению сторон созывалась, похоже, для журналистов. Бразилия, ЮАР, Индия и Саудовская Аравия – ключевые региональные державы – не подписали итоговый документ.
Говорил же французский комик-пошляк: «Мадам, пусть для начала в вас проникнет сама идея». Я не стал бы это все тут повторять, но лучше и правда не скажешь. Просто даже президент Украины и сам заявил: «Нам удалось донести до мира идею о том, что совместными усилиями можно остановить войну и установить справедливый мир». Это можно применить к абсолютно любым обстоятельствам, ну, например, к событиям в Газе – первое, что приходит в голову.
Это очень чудной саммит в швейцарском Бюргенштоке, размером в половину московского Чертанова. Без России, без Байдена (хотя он же был в Европе на «семерке», мог бы и заехать, но не стал), без китайского руководителя Си. Чтобы обсудить что? Турция и Саудовская Аравия прислали министров иностранных дел. Индия и ЮАР (а это страны БРИКС), похоже отправили стажеров, ну, во всяком случае, дипломатов не первого уровня. Бразилия – наблюдатель. Перевожу с дипломатического: «Мы не хотим там светиться и в это дело ввязываться». Российские предложения были озвучены за пару дней до начала саммита. Все было услышано, но, в сущности, проигнорировано.
По большому счету, получилось огромное «говорилово» на полмира. Швейцария любит покрасоваться своим нейтральным статусом и побыть посредником в чем угодно. Но конкретно в этом формате сие равносильно отправке пастора Шлага на лыжах через Альпы в Берн. Знал бы Макс фон Штирлиц!
Что, какую обязывающую резолюцию вообще можно было бы принять без России, США или Китая? Это кто – ООН? Все, кто могут, берутся за урегулирование конфликта. Китай и Бразилия (где они и где Украина?) выдвинули свои шесть инициатив «общих договоренностей». А президент Украины хочет отправить всех русских, живущих на Украине, куда-нибудь, хоть на Луну. «Не люба мова – геть до Ростова».
В резолюции конференции, кстати, отсутствуют формулировки «война» и «агрессия». Это очень показательный момент. Даже те страны, которые прислали на саммит своего вице-президента Камалу Харрис, ни на какую существенную резолюцию, получается, не рассчитывали.
Очень интересно, что резолюцию подписала Турция. Ну, они очень странные и очень хитрые люди, Мы с ними воевали 12 раз в общей сложности, как оказалось, 241 год. И всегда турки как-то умудрялись выходить сухими. Сейчас они держат все Черное море, весь Босфор, и контролируют все судоходство и авиапотоки, не говоря уже про поставки всего, о чем вы подумали. Турки всегда хитрее китайцев, а китайцев перехитрить уже сложно.
Но, что важно, если даже Зеленский и не получил сразу того, на что рассчитывал, он считает, что швейцарский саммит «открыл возможности для второго диалога». То есть ему намекнули, что вроде да, но не сейчас.
Надо сказать, что все три пункта повестки конференции выглядят на самом деле толково. Первый – ядерная безопасность. Итоговый документ призывает Киев забрать контроль над Запорожской АЭС и выйти к морским портам Черного и Азовского морей. И тогда поплывет гуманитарная помощь. Вы это серьезно?
Второй – обмен пленными (а кто этого не хочет) и глобальная продовольственная безопасность, гуманитарная помощь и прочее.
Отлично, но гумпомощь вы хотите через Черное море поставлять? Там, ребята, все заминировано, кроме Геленджика. Вы хотите, чтобы мы сняли мины? Это отдельная история, и непростая.
Турция и Саудовская Аравия заявили, кстати, хоть и будучи в статусе приглашенных, что без России вопросы гуманитарной помощи и ядерной безопасности обсуждать вообще не имеет смысла.
Интересный комментарий дал Боб Дин, старший научный сотрудник нидерландского аналитического центра Института Клингендал.
«Существует риск того, что если Украина будет ждать слишком долго, то в конечном итоге могут появиться конкурирующие форматы. Она рискует потерять инициативу».
Иными словами, множить бесконечно эти саммиты с их ни к чему не обязывающими резолюциями – бесперспективная забава. А если там не участвуют ключевые игроки конфликта – вообще, получается, бессмысленная.
Канцлер Австрии Карл Нехаммер достаточно четко, на мой взгляд, охарактеризовал все происходившее: «Послушайте, такое впечатление, что мы играем в эхо в закрытой комнате. Вся Западная Европа и США кричат что-то, и потом все мы это слушаем. Каждый из нас чего-то хочет, но никто ничего не делает».
Ну ладно, давайте возьмем хотя бы самый последний пример, допустим, обещание Макрона поставить Киеву «Миражи 2000-5».
Для начала, у самой Франции их прямо не так, чтобы через край. Сколько достанется Киеву – непонятно, и президент отказался прояснить этот вопрос. Логично предположить, что для того, чтобы эта поставка была более-менее эффективной, нужно собрать либо мощную эскадрилью, либо почти авиаполк. В общем, это где-то 20 машин. Вы уж мне поверьте на слово, как бывшему офицеру ВВС.
Пока что французские военные гадают: а откуда же нам взять эти самолеты? В военно-воздушных силах страны сейчас 26 «Миражей» этой модификации. Они расположены в Джибути и на базе Люксёй во французском департаменте Верхняя Сона. Чтобы сохранить полную эскадрилью в 20 машин, французы могут уступить только 6.
Вообще же формат французских ВВС предполагает, что для поддержания боеспособности страны необходимо минимум 185 машин. Сейчас их 197, включая 108 «Рафалей» и 89 «Миражей» разных модификаций. Получается, что французы могут поставить Киеву от 6 до 12 «Миражей», но это, с точки зрения военных, «ни о чем».
То есть получается, что французы пока не готовы оголить свое небо и поставить два десятка самолетов. Их аппараты сейчас в составе натовских сил выполняют задачу сдерживания над странами Балтии. К слову, Украина еще зимой просила Францию поставить ей боевые машины, но тогда получила отказ.
Сейчас «Миражи 2000-5» есть у трех стран – Катара, Греции и ОАЭ. Как убедить их продать аппараты Украине, кто оплатит счет и какие финансовые операции нужно для этого придумать? Греки, к примеру, готовы уступить часть своих «Миражей», но при условии, что Франция поставит им 6 «Рафалей», а те уже присмотрела Индия, с которой Макрон не собирается ссориться.
Удивительно, что украинский президент перед поездкой в Нормандию, 5 июня, приехал в Катар и встречался там с эмиром Аль Тани. Катарцы давно уже выставили на продажу 12 своих «Миражей 2000-5», но на встрече это вопрос не поднимался. Почему? Наверное, дело в слове «продажа», а французы обещают бесплатную поставку.
Это просто только одна история из тех, что обсуждали в Швейцарии. Да, кто-то поставляет истребители, а кто-то перчатки для бойцов.
Канцлер Германии улетел в Берлин, даже не дожидаясь итоговой декларации. Вице-президент США тоже решила полететь домой, в Вашингтон. Что они там подпишут? Да не важно.
Максим ЧИКИН