Госдума: внесены поправки в Налоговый кодекс
К такому выводу пришла думская оппозиция, давая оценку законопроекту «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» при рассмотрении его в третьем чтении.
Да, состоялось долгожданное введение прогрессивной налоговой шкалы. Но прогрессия получилась слишком осторожной по отношению к богачам. В бюджет страны дополнительно поступит 1,5 триллиона рублей, но он останется дефицитным, а нам недостает на необходимые расходы как минимум 1 триллиона рублей.
Не решена проблема бедных граждан, а их в РФ свыше 12 млн человек. У них после уплаты налога в 13% на руках останется сумма менее прожиточного минимума. Как им выживать? Коммунисты и справроссы настаивали на освобождении малоимущих от налогов, но единороссы – против справедливого решения в отношении бедных.
Тем не менее в среду Госдума практически единогласно приняла (за – 409) в третьем чтении законопроект о прогрессивном налогообложении.
А накануне в напряженных спорах проходило второе чтение документа. К нему поступило 225 поправок, их тщательно просеивал думский комитет по бюджету и налогам, возглавляемый единороссом Андреем Макаровым. Цель такой фильтрации – не обидеть чрезмерной налоговой нагрузкой правящий класс имущих.
В итоге комитет, где в большинстве «ЕдРо», как и в Госдуме в целом, учел только 78 поправок, а отклонил – 109, 38 поправок были отозваны авторами, которые поняли, что их предложения не пройдут.
Макаров и его единопартийцы отмечали, что прогрессивное налогообложение затронет всего 3,2% работающего населения страны с доходом свыше 2,4 млн руб. в год, или 200 тыс. руб. в месяц.
Почему всего 3,2%? Да потому, что зарплаты у наших граждан – что кот наплакал, и прогрессию не с чего брать.
А для многодетных семей с невысокими доходами НДФЛ (налог на доходы физических лиц) составит не более 6%, хотя эту категорию россиян коммунисты требовали освободить от налогов вообще.
По решению президента, не будет применена прогрессивная шкала налогообложения к северным надбавкам. Но в 3 раза увеличивается ставка налога на игорный бизнес для букмекеров.
Установлен льготный налог на прибыль для IT-компаний – в размере 5%, он будет действовать до 2030 года.
Вместо курортного сбора появляется налог – туристический. Учет и контроль за собранными суммами повысится.
И все же справедливым, как вначале рекламировался закон о прогрессивном налогообложении, не назовешь, считает Алексей Куринный (КПРФ). Он предложил свой вариант прогрессивного подхода к налогообложению:
«Предлагаю освободить от подоходного налога тех лиц, у которых доход в течение года – меньше 12 минимальных размеров оплаты труда, и оставить 13-процентный налог для тех, кто за год получает до 5 млн рублей.
Градацию доходов и процентов надо изменить таким образом: 15 процентов – при доходе в год от 5 до 7 с половиной миллионов, 18 процентов – от 7 с половиной до 20 миллионов, 20 процентов – с 20 до 50 миллионов, 22 процента – от 50 до 100 миллионов, и 30 процентов – при доходах больше 100 миллионов рублей в год. Такие ставки будут понятны всем, больше богатых будет охвачено прогрессией… Опубликованные последние данные показывают, что 12 наших олигархов за первый квартал текущего года получили в виде дивидендов 1 триллион рублей…»
Несмотря на убедительные доводы Куринного, единороссы не поддержали коммуниста.
Анализируя законопроект, Оксана Дмитриева увидела, что прямые доходы богачей облагаются по одной налоговой ставке, а получаемые ими дивиденды – по другой, более низкой.
«Это несправедливо, неправильно, – заявила Дмитриева. – Я подсчитала, сколько можно получить от введения дивидендов в общую прогрессивную шкалу… Получим около 200 миллиардов рублей только от дивидендов…»
Предложение Дмитриевой облагать все доходы богачей, включая дивиденды, повышенной ставкой прогрессивного налога, отклонили единороссы.
Николай Арефьев предложил с высоких доходов миллиардеров взимать прогрессивный налог до 47%.
Единороссы против таких «резких движений» в чувствительной сфере налогообложения.
Коммунист Николай Коломейцев настаивал на более высоких налогах для рентных отраслей и на щадящих ставках для обрабатывающей промышленности.
Единороссы сделали вид, что не понимают, о чем речь, и отказались голосовать за инициативу Коломейцева.
А он, выступив от фракции в ходе третьего чтения законопроекта, снова подчеркнул:
«В течение 30 лет сложилась ситуация, когда так называемая нейтральность в Налоговом кодексе позволила необоснованно обогащаться рентным отраслям, но удушалась обрабатывающая промышленность, потому что налогообложение обрабатывающего сектора было в 3–3,5 раза выше, чем рентного бизнеса. В структуре себестоимости нефтедобычи, газодобычи зарплата составляет всего 5%.
…Но мы же заинтересованы в импортозамещении, в развитии своего производства. Зачем же душить обработку?»
Николай Васильевич объяснил, что КПРФ голосует за закон о прогрессивной налоговой шкале не потому, что согласилась с его противоречивостью, а «потому что понимает ситуацию… Идет СВО, и не должны противоречия разрывать общество».
Глядя, как думская партия большинства с величайшей осторожностью поднимала до 20–22% налоговые ставки, коммунист сделал вывод, что «Единая Россия» «боялась прикасаться к сверхбогатым. А депутат Дмитриева привела данные, чем оборачиваются поблажки миллиардерам: в РФ 167 тысяч сверхбогатых могли бы заплатить налогов значительно больше, чем заплатили, но партия власти решила взять у миллиардеров не более 22% налогов…
«Почему боитесь? – спрашивал единороссов Коломейцев с думской трибуны. – Вы же не побоялись влезть в карманы нарождающемуся среднему классу из числа высококвалифицированных специалистов. Если раньше считался повышенным доход свыше 5 млн рублей, сейчас – 2–4 млн рублей, и уже с таких сумм берется повышенная, прогрессивная ставка налога».
КПРФ проголосовала «за» этот закон, но не считает завершенной работу над налоговой прогрессией. Коломейцев выступил за проведение парламентских слушаний с подробным обсуждением ставок, доходов и с учетом мнений представителей всех слоев населения в РФ.
Галина ПЛАТОВА